Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 5 из 24)

Самый примечательный аргумент «Федо» — доказа­тельство от обратного — прием, широко распространен­ный в древнегреческой культуре. Сократ утверждал, что противоположности проявляются во всем. Мы видим их повсюду: большой и маленький, хороший и плохой, силь­ный и слабый, точный и неточный и т. д. Противополож­ности вытекают друг из друга: например, человек стано­вится сильнее, становясь менее слабым. Этот принцип, утверждает Сократ, должен относиться к жизни и к смер­ти: мертвое проистекает из живого, а живое — из мертво­го. Этот вывод, по крайней мере отчасти, согласуется с повседневными наблюдениями, потому что каждый так или иначе наблюдал смерть, которая является естествен­ным завершением жизни. Сократ заключает, что «стано­виться живым» — это на самом деле «становиться проти­воположным мертвому». Следовательно, жизнь вытекает из смерти. Представления реинкарнации, говорит он, лучше всего объясняют этот логичный ход души. Для под­тверждения этого заявления он приводит тщательно про­думанные аргументы, но они слишком громоздки, чтобы приводить их здесь.

Многие из логических доводов в пользу реин­карнации, приведенные в «Федо», перекликаются с текс­тами древнеиндийского писания «Бхагавадгита». Дейст­вительно, их положения настолько близки, что это наводит на мысль о том, что Платон знал содержание ин­дийского текста. Еще отчетливее это просматривается в самой известной работе Платона «Республика», когда он рассказывает там историю об Эре, который был убит на поле сражения, но «вернулся», хотя его тело уже лежа­ло на погребальном костре. Эр описывает путешествие души в мельчайших подробностях, и становится очевид­ным, что Платон полностью разделяет учение о реинкар­нации, которое ранее было представлено его знамени­тым учителем. Эти идеи получили более полное развитие в «Федре» и «Тимее», где Сократ четко обосновывает глу­бокую веру в трансмиграцию.

Резюмируя воззрения греческих философов, ученые выделяют 10 положений: (1) божественное происхожде­ние души; (2) падение души; (3) вращение души в кругово­роте рождений; (4) обращение к душам, ожидающим реинкарнации; (5) неизбежность метемпсихоза; (6) воз­можность освобождения души из круговорота после трех добродетельно прожитых жизней; (7) суд в подземном царстве; (8) суд и осуждение грешников; (9) награждение благочестивых; (10) упорядоченность шкалы человеческих жизней27. Многими из этих положений Платон, опи­савший и распространивший взгляды своего учителя, подтвердил влияние идей предыдущих философов, как греческих, так и индийских. Вклад Платона состоял в том, что он дал вразумительное истолкование доводов реинкарнации, их достоверность могли принять даже те, кто горячо ей противился.

Главный ученик Платона, Аристотель, тем не менее, не разделял энтузиазма своего учителя относительно идеи о реинкарнации. Не делали этого и более поздние школы стоицизма и эпикурейства, которые принижали значение этого учения. Эпоха науки и материализма при­внесла с собой непосредственное восприятие «этого ми­ра» и тем самым как бы покончила с понятием реинкарна­ции, существовавшим в прошлом. Хотя оба течения — стоицизм и эпикурейство — основывались на духовных предпосылках и даже пропагандировали многие идеи Аристотеля (ранние работы которого, например, «Эдем», свидетельствуют о признании понятия пред суще­ствования и реинкарнации), они подготовили платформу для последующих, в большей степени эмпирических фи­лософских течений. Наука и техника с ее недальновид­ным лозунгом «здесь и сейчас» многим обязана тому пути, который проторил Аристотель.

Следует заметить, что Аристотель, хотя и был блес­тящим мыслителем, на протяжении веков подвергался жесткой критике со стороны философов за свое «разоб­щение идей», или «логику категорий», — теорию, которая предполагала, что все соответствует своему собствен­ному четко ограниченному определению: религия — это религия, наука — это наука, история — это история и т. д. Ошибочность такого суждения, по словам критиков, заключается в том, что реальность не соответствует этой модели. Категории, налагаясь, перекрывают друг друга. Религия переплетается с историей, наука — с религией, и так далее. В этом смысле взгляд Аристотеля явился предвестником широко распространенной сейчас на За­паде точки зрения, которая попросту игнорирует гармо­ничное взаимодействие различных категорий существо­вания. После Аристотеля наука, например, могла развиваться, не взаимодействуя с религией, а религия — без участия науки, что приводило к меньшему достиже­нию цели каждой из них и в меньшей степени отражало ту действительность, которая существует в реальном ми­ре. Проблемы, вытекающие из такого мировоззрения, обширны, и, чтобы не отвлекаться от основной темы этой книги, оставим критику логики Аристотеля более компетентному автору.

Тем не менее, следует отметить, что с признанием науки и аристотелевого мышления среди священнослужи­телей появилась тенденция к компромиссу со своими эзотерическими убеждениями с целью в какой-то степени сохранить их в стремительно меняющемся мире. Христи­анство, исповедуемое сегодня большинством прихожан, например, не дает ни малейшего намека на реинкар­нацию, однако, как мы в этой книге увидим позже, поня­тие трансмиграции играло важную роль в ранней тео­логии христианства. Широко распространенные сегодня формы христианства подверглись серьезной обработке под действием учения Фомы Аквинского, который осно­вывал свое мировоззрение на логике Аристотеля и отвер­гал мистические стороны собственной традиции, в том числе идею реинкарнации. Христианам с их склон­ностью к этой форме религии, возможно, интересно бу­дет узнать, что взгляд Аристотеля и Фомы увязывается с традицией Платона и Франциска, которая в той же сте­пени является христианской, но признает философию, включающую понятие реинкарнации. Обе точки зрения развивались бок о бок, имея на протяжении всего своего существования своих приверженцев и еретиков.

Сразу после жизни Иисуса ранняя Римская империя явилась свидетельницей возрождения реинкарнационистского мышления. Плутарх (46—120 гг. н. э.) так же убедительно излагал концепцию трансмиграции, как делал это Порфирий в III веке. Порфирий часто ссылался на митраистов как источник информации относительно реинкарнации. Этот факт, в свою очередь, позволяет уче­ным считать, что понятие реинкарнации было распространено в раннехристианских сектах. Как мы увидим далее, реинкарнация играет значительную роль в каждой из пяти мировых религиозных традиций: индуизме, буд­дизме, иудаизме, христианстве и исламе. Мы рассмотрим эти традиции, начиная с древнейших и заканчивая наибо­лее современными. В завершение мы подвергнем обзору то обилие недавних научных фактов, которые свидетель­ствуют о реинкарнации, и сделаем выводы, основываясь на очевидности приводимых сведений.

Глава I

ИНДУИЗМ

Точно так же, как душа переселяется из детского тела

в юношеское и из него в старческое, так в момент смерти

она переходит в другое тело.

«Бхагавад-гита», 2.13.

В Индии, на древней священной земле Кришны, Ра­мы, Будды и бесчисленных аватар (Божественных воплощений), реинкарнация воспринимается как реаль­ность, очевидная и для скромного дворника, метущего улицу, и для эрудированного пандита (ученого), и для праведного садху (святого праведника). Несмотря на то, что существует определенный контингент ученых, заявля­ющих, что понятие реинкарнации можно найти лишь в индийской философской литературе позднего периода, а не в подлинных священных писаниях — Ведах, тем не ме­нее, упоминание об этом явлении встречается и в ранних ведических произведениях: «Тот, кто произвел ее на свет, не знает ее. От того, кто созерцает ее, она сокрыта. Она спрятана во чреве своей матери. Рождаясь множество раз, она пришла в этот мир в страдании»1. Подобные упомина­ния буквально пронизывают «Аватара Веду», «Манусамхиту», «Упанишады», «Вишну-пурану», «Бхагавата-пурану», «Махабхарату», «Рамаяну» и другие древнейшие тексты Индии, входящие либо в изначальную санскритскую Ве­ду, либо относящиеся к числу ведических литературных произведений, которые считаются дополнительными. Эта устоявшаяся традиция, закрепленная в писаниях, за­ложила основу непоколебимой веры индусов в реинкар­нацию. Вот несколько примеров из ведических источни­ков, дающих представление об их точке зрения на указанный предмет: