Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 10 из 46)

Из недр Русской православной церкви вышла также секта иеговистов-ильинцев, которая сочетает в себе элементы христианства и иудаизма. Секта была основана в 1846 г. на Урале отставным штабс-капитаном Н.С. Ильиным. Главным в учении иеговистов-ильинцев является содержащееся в Откровении Иоанна Богослова положение об Армагеддоне - войне Бога с Сатаной, после которой должно наступить тысячелетнее Царство Божие. Члены секты празднуют субботу, не едят свинину и выполняют некоторые другие иудаистские предписания. У иеговистов-ильинцев нет духовенства и храмов.

Численность приверженцев секты составляет всего несколько тысяч человек, живут они в основном на Урале и Северном Кавказе. По этнической принадлежности - русские.

Еще больше приблизилась к иудаизму тоже вышедшая из недр православия секта субботников, появившаяся в конце XVII в. Своей священной книгой субботники считают только Ветхий Завет, отвергают Троицу, не признают Иисуса Христа Богом, выполняют иудейские обряды, празднуют субботу, дают детям еврейские имена. Субботники распались на две группы: одна старается сохранить свое собственное вероучение, другая (так называемые геры) фактически слилась с иудаизмом.

В настоящее время субботники расселены в небольшом числе в Тамбовской и Воронежской областях, Северной Осетии, а также в Азербайджане и Армении. По этнической принадлежности они русские.

В конце ХIХ - начале ХХ в. из православия выделились две секты -иоанниты и иннокентьевцы, сохранившие в отличие от рассматривавшихся выше сект бульшую близость к православию. Секта иоаннитов образовалась в 80-е годы ХIХ в., объявив известного православного священника Иоанна Кронштадтского чудотворцем. Секта иннокентьевцев была основана в начале ХХ в. иеромонахом Балтского монастыря Иннокентием, провозгласившим себя воплощением Святого Духа. Обе секты сейчас очень малочисленны. Иоанниты живут в Псковской области и некоторых других районах, иннокентьевцы - в областях Черноземного Центра России, в Одесской области Украины и в Молдавии.

Римский католицизм

Римский католицизм - самое многочисленное из пяти основных направлений христианства.

Считается, что первые христиане появились в Риме в 50 г. по Р. Хр., но тогда христианский мир еще не был разделен на западную и восточную ветви. Формальный раскол на католицизм и православие произошел в 1054 г., однако считают, что фактически разделение на западное и восточное христианство произошло еще в VIII в. или даже раньше.

Главным догматическим расхождением между католицизмом и православием (при довольно большой близости их вероучений) является положение об исхождении Святого Духа: католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (эта поправка была внесена католиками в Никео-Константинопольский символ веры, который в остальном они признают в той же редакции, что и православные). В отличие отправославных католики верят в существование чистилища - промежуточного звена между адом и раем, где очищаются души грешников. Нововведением католической церкви является и доктрина о сверхдолжных заслугах святых, которыми духовенство может свободно распоряжаться. Католики также верят в непорочное зачатие Девы Марии ее матерью и телесное вознесение Богоматери на небо. В католицизме принят и догмат о неограниченной власти папы и его непогрешимости, когда он говорит с амвона о вопросах веры и нравственности.

Римско-католическая церковь, как и православная, признает все семь таинств, однако некоторые из них совершает и толкует несколько иначе. Крещение троекратным погружением в воду у католиков заменено крещением окроплением или обливанием. Миропомазание (конфирмация) совершается не сразу после крещения, а в возрасте 7 - 12 лет и выполнить его может только епископ. Во время причащения у католиков употребляется не квасный хлеб (как в древней церкви), а пресный (облатки). Таинство исповеди у католиков наряду с покаянием в грехах содержит и налагаемую священником епитимию. По католическому учению, таинство елеосвящения совершается над умирающим, чтобы подготовить его к переходу в иной мир (у православных оно также призвано дать человеку исцеление).

У католиков, как и у подавляющего большинства других христиан, священными считаются книги Ветхого и Нового Заветов. Однако Ветхий Завет принимается ими не в том объеме, в каком его принимают православные и протестанты. Если протестанты полностью отвергают те книги Ветхого Завета, которые имеются в Септуагинте или Вульгате, но отсутствуют в современной еврейской, так называемой масоретской, Библии, а православные, включая их в Священное Писание, считают неканоническими, то католики не просто принимают их, но и включают в канон.

Католики, так же как и православные, в отличие от протестантов, признают наряду со Священным Писанием и Священное Предание. Однако содержание Священного Предания у католиков и православных расходится:если православные признают постановления только первых семи вселенских соборов (проходивших с 325 по 787 гг.), то католики считают действительными постановления двадцати одного вселенского собора (последний из них проходил в 1962 - 1965 гг.).

Подобно православным, католики считают, что для спасения необходима помощь духовенства. В католической церкви, так же как и в православной, духовенство достаточно четко отделено от мирян. Все католические священники обязаны соблюдать целибат (в православии только черное, монашествующее духовенство).

Католики, как и православные, почитают Богородицу, ангелов, святых, у них распространено поклонение святым мощам и священным реликвия, существует монашество.

Римско-католическая церковь очень централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами. Он назначает кардиналов (в основном из числа высших иерархов церкви), которые помогают ему в церковном управлении. Кардиналы образуют курию, которая после смерти папы большинством в две трети голосов выбирает из своей среды нового папу. В каждой стране, где численность католиков достаточно велика, имеется по нескольку (или даже по нескольку десятков) епархий во главе с епископом или архиепископом.

Католицизм - крупнейшая в мире конфессия. В 1995 г. насчитывалось 968 млн. католиков, что составляло 17 % населения земного шара и 50 % всех христиан.

Католики образуют абсолютное большинство во всех странах Латинской Америки (без Вест-Индии), кроме Уругвая. В Бразилии их живет 105 млн., в Мексике - 78 млн., Колумбии - 30 млн., Аргентине - 28 млн., Перу - 20 млн., Венесуэле - 17 млн., Эквадоре - 10 млн., Чили - 7,6 млн., Боливии - 6,8 млн.(правда, многие боливийцы фактически сочетают христианство с местными языческими культами), Гватемале - 6,5 млн., Гондурасе - 4,4 млн., Сальвадоре -3,9 млн., Парагвае - 3,9 млн., Никарагуа - 3,1 млн., Коста-Рике - 2,4 млн., Панаме - 1,8 млн. Католики составляют самую многочисленную группу населения также во Французской Гвиане и Белизе. В Уругвае католики образуют не абсолютное, а лишь относительное большинство и насчитывают 1,5 млн. человек. В Вест-Индии католики преобладают в Доминиканской Республике (6,5 млн.), Гаити (4,7 млн.), Пуэрто-Рико (2,5 млн.), а также на Мартинике, Гваделупе, Нидерландских Антиллах, Сент-Люсии, Гренаде, Доминике, Арубе. Много католиков сосредоточено в Северной Америке: в США их живет 70 млн. (28 % населения страны), в Канаде - 12 млн. (45 %), на островах Сен-Пьер и Микелон (что у берегов Канады) католицизма придерживается почти все население.

Католики составляют абсолютное большинство населения и во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы. В Италии насчитывается 45 млн. приверженцев Римско-католической церкви, во Франции - 38 млн., Польше - 36 млн., Испании - 31 млн., Португалии - 9,7 млн., Бельгии - 8,7 млн., Венгрии - 6,5 млн., Чехии - 6,4 млн., Австрии - 6,2 млн., Хорватии - 3,4 млн., Словакии - 3,4 млн., Ирландии - 3,4 млн., Литве - 3 млн., Словении - 1,6 млн. Католики численно преобладают также на Мальте, в Люксембурге, Андорре, Монако, Лихтенштейне, Сан-Марино, в британской колонии Гибралтар и, конечно, в Ватикане. Католики образуют самые многочисленные группы, хотя и не составляют абсолютного большинства, в Нидерландах (5,3 млн.) и Швейцарии (3,1 млн.). Значительные группы католиков расселены на Украине (7,8 млн.), в Великобритании и Северной Ирландии (5,7 млн.), Белоруссии (2,2 млн.) и Румынии (1,6 млн.). Немало последователей Римско-католической церкви живет в России, Боснии и Герцеговине, Латвии, Албании.

Католики преобладают и в нескольких африканских странах: в Уганде (9,6 млн.), Анголе (5,9 млн.), Бурунди (4,1 млн.), Габоне, на Реюньоне, Кабо-Верде, в Экваториальной Гвинее, на Сан-Томе и Принсипи, Сейшеллах. Около половины населения католики составляют в Демократической Республике Конго - бывшем Заире (15 млн. ), Руанде (3,6 млн.), Республике Конго (около 1 млн.). Много католиков сосредоточено в Нигерии (11 млн.), Танзании (8,5 млн.), Кении (6,5 млн.), Камеруне (4,5 млн.), Мозамбике (3,5 млн.), на Мадагаскаре (3,1 млн.), в ЮАР (2,7 млн.), Судане (3 млн.), Гане (2,8 млн.), Замбии (2,7 млн.), Кот-д’Ивуаре (2,6 млн.), Малави (2,2 млн.), есть они и в некоторых других африканских странах.

В Азии католикам принадлежит большинство населения в двух странах -на Филиппинах (41 млн. человек) и на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе (свыше 600 тыс.). Многочисленные группы католиков имеются в Индии (15 млн.), Китае (8,7 млн., включая членов так называемой Католической патриотической ассоциации), Вьетнаме (6 млн.), Индонезии (5,6 млн.), Республике Корее (2,6 млн.), Шри-Ланке (1,1 млн.), Ливане (более 700 тыс.).