Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 32 из 46)

Иудаизм

Одной из очень древних религий, сохранившихся до нашего времени (хотя в несколько измененном виде), является национальная религия евреев - иудаизм. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до Р. Хр. Зародившись как политеистическая религия, иудаизм к середине I тысячелетия до Р. Хр. трансформировался в религиозную систему с достаточно строгим единобожием.

Первоначально область распространения иудаизма была весьма узкой и почти не выходила за пределы такой небольшой страны, как Палестина. Содержавшееся в иудаистском вероучении положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению иудаизма среди других народов: истории известны лишь несколько случаев принятия этой религии значительными группами нееврейского населения, и фактически она осталась религией одних евреев. Вместе с тем своеобразие исторических судеб этого народа, несколько раз изгонявшегося со своей территории, привело к широкому расселению иудаистов по разным странам мира.

Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев. Согласно иудаистскому вероучению, Яхве заключил с еврейским народом особые договоры - заветы, в соответствии с которыми передал им власть над Палестиной, а евреи обязались почитать только Яхве и выполнять его заповеди.

Веря в бессмертие души, иудаисты ждут приход небесного избавителя мессии, который должен сотворить праведный суд над живыми и мертвыми, ипривести праведников в землю “обетованную”. Грешники же будут брошены в ад.

Священным писанием иудаистов является Танах1. Эта священная книга в основном идентична христианскому Ветхому Завету, хотя традиция деления ее на части у христиан и иудаистов разная.

Иудаисты обычно делят книги Ветхого Завета на три отдела. Первый отдел - Тора (Закон) - состоит из пяти книг (почему и называется также Пятикнижием): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Второй отдел -Небиим (Пророки) - содержит 21 книгу: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила (соответствуют в православной традиции первой и второй книгам Царств), первую и вторую книги Царей (у православных - третья и четвертая книги Царств), книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг так называемых малых пророков. Третий отдел - Кетубим (Писания) - включает 13 книг: Псалмы (у православных - Псалтирь), Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник (у православных - Екклезиаст), Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник (у православных - первая и вторая книги Паралипоменон).

Большое значение придают иудаисты и письменно оформленному в III -V вв. Талмуду, в котором дается толкование содержащихся в Танахе, и прежде всего в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Талмуд делится на две части: Мишну и Гемару. Мишна непосредственно толкует Тору, а Гемара разъясняет Мишну.

В обрядах иудаизма важное место занимают молитва, обрезание, омовение.

Для иудаизма характерно большое число этических предписаний верующим (включая разные запреты). Это, в частности, строгие требования к выбору и приготовлению пищи. Иудаист может есть только определенные виды мяса (не разрешены свинина, конина , зайчатина и др.), причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты ( в соответствии с заповедью “не вари козленка в молоке матери его”). Иудаист не может работать в субботу, дотрагиваться перед субботой до металлических предметов, зажигать и гасить свет, ему запрещено одевать одежду из разных тканей, носить карманы выше пояса. Мужчины должны всегда покрывать голову.

Местом собрания иудаистов является молитвенный дом - синагога. Возглавляет религиозную общину (также называемую синагогой) раввин -учитель религиозного закона, выполняющий, кроме того, судейские функции. Священников и храмов (в строгом значении этих слов) в иудаистской религии сейчас нет.

Иудаизм, в зависимости от степени следования его сторонниками традиции, делится в настоящее время на несколько ветвей: ортодоксальную, стремящуюся сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями; консервативную, предлагающую сочетать соблюдение положительных элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям; реформированную, призывающую к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жесткихправил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины); реконструктивистскую, объявившую своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придающую большое значение не только религии, но также этике и культуре.

Особое место среди течений иудаизма занимает хасидизм, возникший в первой половине XVIII в. Основатель хасидизма Израиль Бешт2 говорил, что главное не в скрупулезном изучении Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве, и требовал отказаться от мелочной регламентации жизни верующего. Вместе с тем для хасидизма стал весьма свойствен крайний мистицизм, его возглавили цаддики, претендовавшие на посредничество между Богом и людьми.

Хасидизм отличается большой консервативностью. В частности, он требует от своих сторонников одеваться в лапсердаки3 и носить пейсы4.

На первых порах между хасидами и раввинистами развернулась борьба, но позже антагонизм был преодолен.

Хасиды делятся на большое число “дворов”, обычно называемых по местожительству основателей. Наиболее известны из них Любавичский, Бобовский, Гурский, Белзский, Вижницкий, Сатмарский, Цанз-Клойзенбургский.

Общая численность иудаистов во всем мире составляла в 1995 г. более 14 млн. человек. По частям света эта численность распределялась следующим образом: Америка - 7 млн., Азия - 4,3 млн., Европа (включая всю Россию с ее азиатской частью) - 2,5 млн., Африка - менее 0,2 млн., Австралия с Океанией -около 0,1 млн. Основная масса иудаистов сосредоточена в США (5,6 млн.) и Израиле (4,1 млн.). Крупные группы последователей иудаизма имеются также во Франции (свыше 500 тыс.), России (более 400 тыс.), на Украине (свыше 300 тыс.), в Канаде (более 300 тыс.), Великобритании и Северной Ирландии (300 тыс.), Аргентине (свыше 200 тыс.), Южно-Африканской Республике (более 100 тыс.), Бразилии (100 тыс.). Живут иудаисты и во многих других странах.

По этноязыковой принадлежности 84 % иудаистов являются ашкеназами, 4 % - сефардами, 10 % - представителями разных восточных групп (арабоязыч-ные, персоязычные и др.).

Тремя иудаистскими сектами являются караимы, самаритяне и дёнме.

Наиболее известна из них секта караимов. Она сложилась в VIII в. по Р. Хр. среди евреев, живших в те годы в Двуречье и Персии. Основатель секты -Анан бен Давид - отверг Талмуд и раввинистические писания.

В числе важнейших положений караимизма, помимо веры в единого Бога-творца, также уважение Торы, обязательство знать иврит, ожидание прихода мессии, признание божественного предопределения.

Караимы соблюдают иудаистские предписания относительно ритуального заклания животных и отказа от употребления в пищу животных, запрещенных Торой, однако, в противоположность большинству иудаистов считают возможным смешивать в пище мясо и молоко, если они от разных животных (например, коровье молоко и баранину).

В караимских молитвенных домах - кенасах, в отличие от синагоги, мужчины и женщины молятся вместе. В этих домах нет скамей, и верующие, входя в них, снимают обувь. Раньше караимам запрещалось зажигать свечи и огонь перед субботой, но теперь этот запрет снят.

Браки между несектантскими иудаистами и караимами редки.

Несмотря на свою малочисленность (25 тыс. человек), караимы подразделяются на несколько отдельных групп: греко-турецкие караимы из Стамбула; арабские караимы, родиной которых являются прежде всего Египет, а также Сирия, Ливан, Ливия и другие арабские страны; тюркские караимы из Крыма, с Украины, из Литвы. Иногда к караимам причисляют и эфиопских иудаистов - фалаша - на основании того, что последние также отвергают Талмуд и раввинистические писания.

Подавляющее большинство караимов (20 тыс. человек) сосредоточено сейчас в Израиле. В России живут около 700 караимов (в том числе в Москве -около 300), на Украине с Крымом - 1,4 тыс., в Литве - около 300 человек (живущие в России и других странах, входивших в состав СССР, караимы не отождествляют себя с евреями и считают самостоятельным народом). В Польше живет 1 - 3 тыс. караимов, в США, главным образом в Калифорнии, - 1,5 тыс. 100 караимских семей до сих пор остались в Стамбуле, и совсем небольшие группы имеются в Египте (в городе Каире) и Франции.

Секта самаритян имеет еще более древнее происхождение, чем караимы. Это группа древних евреев, которой во время первого изгнания еврейского народа из Палестины удалось остаться, а родине и которая затем, в конце VI в. до Р. Хр. при возвращении евреев из первой диаспоры не была принята в восстановленную религиозную общину, так как иудейское духовноеруководство опасалось, что она смешалась с соседями. Отвергнутым пришлось создать отдельную общину.