Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 36 из 46)

Сикхизм

Сопротивление широких масс Индии кастовой системе, дополненное борьбой с иноземными завоевателями, привела в конце XV -начале XVI в. к появлению еще одной индийской религии - сикхизма. Возникнув на первых порах как реформаторская секта в индуизме, сикхи (от санскр. “шишья” - ученик) весьма сильно отдалились от него по своему вероучению, что вскоре привело к фактическому превращению новой секты в самостоятельную религию.

Основателем сикхизма был выходец из семьи мелкого торговца Нанак. Отказавшись продолжить дело своего отца, он роздал все свое имущество беднякам и покинул отцовский дом. В отличие от Джины и Будды, Нанак не стал отшельником, ищущим уединения, а сразу же начал вести активную пропаганду своего учения, странствуя по городам и деревням.

Учение это представляет собой в определенной степени синтез индуизма и ислама. В нем провозглашается строгое единобожие, признается равенство всех людей вне зависимости от религии, касты и пола. Сикхизм запрещает создавать изображения божества, он враждебно относится к жертвоприношениям. Не практикуются у сикхов посты и паломничества.

Большим почитанием (но не поклонением) пользуются у сикхов десять наставников - гуру, в особенности основатель сикхской религии Нанак и последний, десятый гуру, религиозный реформатор Гобинд Сингх. Единственным объектом поклонения в сикхизме является их священная книга Ади Грантх (букв. “Изначальная книга”), которая в основном содержит сочинения сикхских гуру и считается источником божественной мудрости. Сикхи отпускают поклоны Ади Грантх подобно тому, как в некоторых других религиях кланяются изображениям божества.

Последователи сикхизма рассматривают общение с Богом как сугубо личный процесс, не требующий каких-либо посредников, у них нет нисвященнослужителей, ни монахов, хотя и имеются молитвенные дома - гурдвары.

Религиозные обряды в сикхизме сильно упрощены, публичные богослужения отсутствуют. Вместе с тем от сикхов требуется, чтобы они постоянно думали о Боге, повторяли его имя.

Помимо ортодоксального сикхизма (хальса, или кешдхари) существуют еще сикхские секты (сахадждхари, или нанакпантхи): Удаси, Ниранкари, Намдхари и др.

Удаси представляет собой аскетическую секту, основанную в первой половине XVI в. и не признавшую реформ десятого гуру Гобинда Сингха. Она довольно близка по обычаям и обрядам к индуизму.

Секта Ниранкари, созданная в середине XIX в., призвала вернуться к сикхизму первых гуру и, так же как и Удаси, отвергла реформы Гобинда Сингха. Она выступила против воинственности хальсы, и в отличие от ортодоксальных сикхов, считающих единственным гуру в настоящее время книгу Ади Грантх, признает собственных живых гуру. В 70-х годах XIX в., вскоре после того, как новый гуру этой секты решил ввести в ее ритуальную практику большинство сикхских обрядов, в ней произошел раскол, и были созданы две подсекты: Миссия Ниранкари, признавшая нововведения, и Ниранкари Дарбар, занявшая консервативную позицию (вторая подсекта весьма малочисленна).

Реформаторская секта Намдхари, возникшая во второй половине XIX в., призвала к очищению сикхизма от индуистских элементов Она, кроме того, потребовала от своих членов строго придерживаться вегетарианства, не допускать какого-либо насилия в отношении животных. Намдхари также


решительно выступила против браков в детском возрасте. Характерной особенностью этой секты являются принятые в ней белые одеяния из домотканного полотна, а также белые тюрбаны.

Общая численность сикхов во всем мире составляла в 1995 г. 19 млн. человек. 18 млн. из них (95 %) живут в Азии, по 0,5 млн. - в Америке и Европе, совсем небольшие группы - в Африке и Австралии с Океанией. Подавляющее большинство сторонников сикхизма сосредоточено в Индии, причем основная их часть живет в штате Пенджаб, очаге сикхизма, где образует две трети населения. Довольно много сикхов в штате Харьяна, есть они также в штатах Раджастхан, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Химачал-Прадеш и др. Вне Индии последователи сикхизма живут в Великобритании (около 500 тыс., главным образом в Лондоне, а также в Бирмингеме, Ливерпуле и других городах), США (около 300 тыс.), Канаде (свыше 200 тыс.), в ряде стран Юго-Восточной Азии (Малайзии, Сингапуре, Таиланде и др.) и Восточной Африки (Кении и др.), в Австралии и т. д.

Конфуцианство

Конфуцианство возникло в VI - V вв. до Р. Хр., но в то время оно представляло собой не религию, а философско-этическое учение, которое лишь более тысячелетия спустя трансформировалось в религию.

Основоположником конфуцианства был знаменитый китайский философ Конфуций (латинизированная форма его имени Кун-фуцзы; китайцы чаще употребляют краткую форму - Кун-цзы). Странствуя по Китаю, он проповедовал свое учение о мудром правителе, являющимся связующим звеном между небесами и землей. Конфуций призывал всех людей проявлять гуманность (принцип “жэнь”) и придерживаться установленных норм взаимоотношений (принцип “ли”). Разработанная им система былаконсервативной: она предусматривала сохранение существующих устоев. Гарантию порядка философ видел в активном, неукоснительном соблюдении норм поведения, существующих законов.

В VI в. по Р. Хр. конфуцианство, впитав в себя китайские народные верования, и прежде всего культ предков и культ природы, превратилось в религию.

Став религией, конфуцианство9 все же сохранило ряд черт, отличающих его от большинства других религий. Прежде всего в нем главное внимание уделяется этическим мотивам, мирозданческие же сюжеты разработаны довольно слабо. В конфуцианстве нет священнослужителей (хотя и имеются храмы), и все религиозные обряды выполняют главы семей и старейшины родов (а раньше выполняли также и чиновники). Некоторые исследователи не считают конфуцианство и в его теперешнем, трансформированном виде религией, но это, конечно, ошибочная позиция. Конфуцианство в настоящее время, бесспорно, представляет собой политеистическую религию, в пантеоне которой в качестве верховного божества выделяется небо. Обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи, народные герои. Если Конфуций не верил в загробную жизнь, то позже в конфуцианстве появилась вера в посмертное существование душ, для умилостивления которых было предписано совершать жертвоприношения.

Важнейшими книгами конфуцианства являются “Пятикнижие” (“У цзин”) и “Четверокнижие” (“Сы шу”). Бóльшая часть этих книг прямогоотношения к религии или философии не имеет. Так, “Пятикнижие” объединяет “Книгу истории” (“Шу цзин”), где излагаются события древней истории Китая, “Книгу стихов”, или “Книгу песнопений” (“Ши цзин”), являющуюся сборником древней китайской поэзии, “Книгу перемен” (“И цзин”), представляющую собой сборник магических формул и заклинаний, “Книгу церемоний” (“Ли цзи”), в которой сообщаются правила поведения, и книгу “Весна и осень” (“Чунь-цю”) - хронику событий в одном из китайских княжеств. Первые четыре книги, являю-щиеся произведениями древнекитайской письменной культуры, были тщательно отредактированы Конфуцием, книга же “Весна и осень” написана им лично. Иногда к “Пятикнижию” добавляют еще “Книгу о музыке” (“Юэ цзи”), также отредактированную Конфуцием, и тогда говорят уже о “Шестикнижии” (“Лю цзин”).

Что же касается “Четверокнижия”, то в нем говорится главным образом о нормах поведения. Оно включает книгу “Великое учение” (“Да сюэ”), написанную одним из учеников Конфуция в соответствии со взглядами учителя и дающую указания о путях самосовершенствования человека, “Книгу о середине” (“Чжун юн”), в которой рекомендуется соблюдать во всем гармонию и избегать крайностей, “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), занимающую, бесспорно, центральное место и содержащую изречения и афоризмы Конфуция и его главных учеников, имеющие характер наставлений, и книгу “Мэн-цзы”, которая принадлежит одному из наиболее выдающихся последователей Конфуция и в которой обосновывается тезис о неизменности деления людей на управляющих и управляемых.

Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему. Считается, что различия в социальном положении людейпредначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый человек обязан соразмерять свои амбиции с тем положением, которое он занимает в обществе. Если у человека завышенные претензии, то, в соответствии с принципом “чжэн мин” (кит. “исправление имен”), выскочку следует осадить.

Положение о “чжэн мин” получило еще большее развитие в возникшем в Китае в XI - XIII вв. неоконфуцианстве. На него оказали большое влияние другая местная религия Китая - даосизм и проникший в Китай на рубеже христианской эры буддизм. В результате в конфуцианской религии появляются некоторые элементы пантеизма и другие новации.

Численность приверженцев конфуцианства определить чрезвычайно трудно. Дело состоит в том, что, хотя конфуцианство и является наиболее влиятельной религией Китая, в этой стране распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может посещать храмы и отправлять культы двух, а то и трех религий (обычно конфуцианства, буддизма и даосизма). Поэтому в Китае часто определяют в целом численность лиц, придерживающихся китайских народных верований, в которых конфуцианство только одна, хотя и самая важная составляющая. Последователей этих верований, по очень приблизительной оценке, насчитывалось в 1995 г. во всем мире 225 млн. человек, причем 99,9 % данного числа сосредоточено в Азии, и прежде всего, конечно, в самом Китае. В дополнение к этому определяется численность конфуцианцев-некитайцев (в основном корейцев), у которых сплетение разных религий не выражено так сильно. Число таких конфуцианцев в 1995 г. составило 5,3 млн. человек, из них свыше 99 % приходилось на Азию.