Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 14 из 46)

Широкая церковь стремится объединить все течения, в ней допускается критический подход к толкованию Библии, подвергается сомнению ее богодухновенность.

Евангелическое течение (вышло из недр низкой церкви) выделяется среди других предельным упрощением обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установки на алтаре крестов и свечей. Не рекомендуются коленопреклонения во время богослужений.

Общая численность англикан - 71 млн. человек, из них 25 млн. приходится на Великобританию11. По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (англоавстралийцы, англоновозеландцы, американцы США, англоканадцы, англоюжноафриканцы), однако среди приверженцев англиканства все более увеличивается процент представителей различных африканских народов.

Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и за ее пределами. Сейчас большие группы англикан имеются, кроме Великобритании и Северной Ирландии (25 млн.), в Австралии (3,7 млн.), Новой Зеландии (более 700 тыс.), Канаде (около 850 тыс.), США (2,4 млн.; там англиканская церковная организация называется Протестантской епископальной церковью), ЮАР (2,1 млн.), Уганде (4,5 млн.), Нигерии (4,5 млн.), Кении (1,5 млн.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Руанде (600 тыс.), и некоторых других африканских странах; англикане составляют значительную долю населения на многих Антильских островах, однако нигде, кроме Англии и некоторых небольших островов, англикане не образуют большинства населения.

В настоящее время в мире существуют 32 национальные англиканские церкви. Особое место среди них занимает Церковь Англии (23,8 млн. последователей), давшая начало всем другим англиканским церквам. Она имеет статус государственной церковной организации в одной из составных частей Великобритании - Англии. В других частях Великобритании англиканские церкви (Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь в Шотландии и Церковь Ирландии, действующая как на территории Северной Ирландии, так и в Ирландской Республике) не считаются государственными. Довольно значительное число сторонников имеют также следующие англиканские церкви: Англиканская церковь в Австралии (4,8 млн.), Протестантская епископальная церковь в США (2,4 млн.), распространившая свою деятельность на Пуэрто-Рико, Кубу и некоторые другие американские страны), Церковь провинции Нигерия (5,3 млн.), Церковь Уганды (4,9 млн.), Церковь провинции Южная Африка (2,4 млн.), которой, кроме англикан ЮАР,подчинены англикане еще нескольких стран Южной Африки, Церковь провинции Кения (1,7 млн.), Епископальная церковь Судана (1,4 млн.), Церковь провинции Танзания (1,2 млн.), Церковь провинции Руанда, Церковь провинции Центральная Африка (объединяет англикан Зимбабве, Малави, Замбии и Ботсваны), Церковь провинции Новая Зеландия (в нее, помимо англикан Новой Зеландии, входят их единоверцы в некоторых других океанийских странах), Англиканская церковь Папуа - Новой Гвинеи, Церковь провинции Меланезия (к ней относятся англикане Соломоновых Островов и ряда других стран Меланезии), Англиканская церковь Канады, Церковь провинции в Вест-Индии (в ее ведении находятся англикане Тринидада и Тобаго, Ямайки, Гайаны и ряда других стран Америки) и т. д. Все эти церкви полностью самостоятельны, хотя и поддерживают между собой контакты. С 1867 г. в Лондоне в Ламбетском дворце (лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского) проводятся так называемые Ламбетские конференции, в которых участвуют все англиканские церкви мира.

Другим основным течением протестантизма является лютеранство.

Это течение получило название по имени своего основателя Мартина Лютера. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, критикующими католицизм.

Это течение гораздо радикальнее, чем англиканство, порвало с католицизмом. Доктринальные положения лютеранства содержатся в так называемой Книге согласия. В нее входят три исторических христианскихсимвола веры, Аугсбургское исповедание12 и Апология Аугсбургского исповедания (1531 г.), Малый и Большой (для детей и взрослых) катехизисы Лютера (1529 г.), Шмалькальденские статьи13 и Формула согласия (1577 г.)14. Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране рассматривают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, имеют лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения - кальвинизма - отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеранхарактерен христоцентризм - определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы.

В лютеранстве безоговорочно оставлены только два таинства из семи -крещение и причащение (другие названия этого таинства - Вечеря Господня, Евхаристия, таинство алтаря). Крещение лютеране (как и католики) считают обязательным условием спасения. Чаще всего оно совершается у них путем окропления. Таинство причащения, по мнению лютеран, было установлено Иисусом Христом для укрепления веры и выражения союза верующего с Богом. Лютеране верят в истинное присутствие в используемых для причащения хлебе и вине тела и крови Христовых, но не признают католическую и православную доктрину пресуществления хлеба и вина. В одних лютеранских церквах причащение совершается только раз в году - в Великую Пятницу, в других -гораздо чаще. На исповедь лютеране не выработали единой точки зрения. Если в XVI в. она считалась в лютеранстве таинством, то теперь часть лютеран рассматривают ее просто как обряд.

Для лютеранства характерно отсутствие резкой грани между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения.

Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах отводится проповеди. Во время службы также поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках.

Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно в католической церквах.

В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах существует по нескольку лютеранских церквей). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не обладает управленческими функциями, а призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе.

Общая численность последователей лютеранства достигает 76 млн. человек. Происходя из Германии, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее, наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн. человек, или 35 % населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания (4,6 млн. человек ), Швеция (4,4 млн. ), Финляндия (4,2 млн. ), Норвегия (3,8 млн.), Исландия (около 250 тыс. человек). Их немало в Эстонии (около600 тыс.) и Латвии (около 500 тыс.). Есть лютеране и в России (свыше 200 тыс.). В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии (3,5 млн.) и Индии (1,2 млн.). Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США (12 млн.) и Бразилия (1,1 млн.). В Африке много лютеран живет в Танзании (1,5млн.), Эфиопии (1 млн.), Намибии (около 1 млн.), на Мадагаскаре (свыше 850 тыс.), в ЮАР (около 750 тыс.). Велико число лютеран также в Папуа - Новой Гвинее (около 1 млн. человек).

Крупнейшими лютеранскими церквами являются следующие: самая многочисленная лютеранская церковная организация мира - Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (13 млн.), Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (5,2 млн. последователей), Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании (4,6 млн.), Финская евангелическо-лютеранская церковь (4,5 млн.), Шведская церковь (4,4 млн.), Норвежская церковь (3,5 млн.), объединяющая консервативных лютеран США Лютеранская церковь - Миссури Синод (2,6 млн.), действующая в Индонезии Батакская христианская протестантская церковь (2,5 млн.), Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании (1,5 млн.), Объединенные евангелическо-лютеранские церкви в Индии (1,2 млн.), функционирующая в Эфиопии Евангелическая церковь Мекане Йесус (1 млн.). Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций.