Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 24 из 46)

В 1995 г. последователей ислама насчитывалось 1100 млн. человек, что составляло 19 % всего населения земного шара. Таким образом, каждый пятый человек современного мира является мусульманином. Тем не менее ислам почти вдвое уступает по своей численности христианству. Менее широко эта мировая религия распространена и территориально.

Мусульмане составляют большинство в 35 странах мира, из них в 20 ислам имеет статус государственной религии. Больше всего мусульман живет в Азии - 760 млн. человек (69 % всех последователей ислама и 22 % всего населения этой части света), и в Африке - 300 млн. человек (27 % всех приверженцев этой религии и 41 % всего населения). Значительно меньше мусульман в Европе (включая всю Россию, в том числе и ее азиатскую часть) -32 млн. человек (3 % всех сторонников ислама и 4 % всего населения этого региона), и Америке - 7 млн. человек (0,6 % всех последователей этой религии и 0,9 % всего населения).

Преимущественно мусульманскими регионами мира являются Северная Африка, Юго-Западная Азия вместе с прилегающими северо-западнымирайонами Южной Азии, Средняя Азия и примыкающие северо-западные районы Центральной Азии (прежде всего Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), часть Юго-Восточной Азии (преимущественно островная) и некоторые другие, меньшие по площади районы.

В Северной Африке ислам господствует во всех без исключениях странах, причем в каждой из них, кроме Египта и Судана, доля мусульман составляет от 98 до 100 %. Но и в Египте и Судане мусульмане резко преобладают, образуя соответственно около шести седьмых и свыше двух третей населения.

Исламскими являются и две из четырех стран Африканского Рога (Северо-Восточной Африки) - Сомали и Джибути. Немало мусульман и в двух других странах этого региона. В Эритрее они составляют немногим менее половины населения, в Эфиопии - свыше трети.

Ислам является господствующей конфессией и в ряде государств Западной Африки: Сенегале, Гамбии, Мали, Гвинее, Нигере. В Чаде мусульмане - тоже самая значительная религиозная группа, хотя и образуют несколько менее половины населения. Наконец, в Нигерии ислам занимает второе место по числу сторонников, лишь немногим уступая христианству. Почти сплошь мусульманское население имеют Коморы (Коморские Острова).

В Юго-Западной Азии ислам преобладает во всех странах, кроме Кипра (где мусульмане составляют немногим более одной пятой части населения) и Израиля(в этой стране ислама придерживается свыше одной седьмой части жителей). Правда, в Ливане мусульмане не очень сильно превосходят по численности христиан (соответственно три пятых и две пятых населения).

В Южной Азии мусульмане преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах. В Индии ислам исповедуют 11 % населения, но абсолютная численность мусульман там очень велика - свыше 100 млн. человек (то есть их там ненамного меньше, чем в Пакистане или Бангладеш).

В Юго-Восточной Азии мусульманской страной принято считать Индонезию (по официальным данным, ислам в ней исповедуют 87 % населения), однако следует помнить, что на центральной Яве фактически распространен не “чистый” ислам, а синкретические верования, представляющие собой синтез ислама с индуизмом, буддизмом, христианством и местными традиционными культами и что в действительности одна треть всех лиц, официально числящихся мусульманами, не может с достаточным основанием считаться ими. Мусульмане составляют также несколько более половины населения Малайзии и около трех четвертей населения Брунея.

Во всех среднеазиатских странах мусульмане являются самой крупной конфессиональной группой. В Таджикистане они образуют более четырех пятых населения, в Туркменистане - свыше трех четвертей, в Узбекистане -более двух третей, в Киргизии - три пятых и в Казахстане - две пятых. В Закавказье ислам преобладает в Азербайджане (мусульмане составляют четыре пятых населения).

В Европе мусульмане образуют, подавляющее большинство населения в европейской части Турции и самые крупные конфессиональные группы в Албании (две пятых всего населения)1 и в Боснии и Герцеговине (также двепятых населения). Немало мусульман и в Болгарии (около одной седьмой населения - турки, часть цыган и небольшая группа болгар). Имеются мусульмане также во Франции (свыше 4 млн.), Германии (2 млн.), Великобритании (около 1,5 млн.), Италии (более 1 млн.) и некоторых других европейских странах (в подавляющем большинстве это иммигранты из мусульманских стран Африки и Азии).

В России сторонники ислама преобладают среди северокавказских народов (кроме осетин), а также среди татар (включая западносибирских) и башкир.

Ислам уже в VII - VIII вв. разделился на три основных направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Впрочем, хариджизм, очень сильно уступающий по численности последователей двум другим направлениям, не всегда выделяют в качестве самостоятельного направления.

Суннизм

Самой влиятельной ветвью ислама является, бесспорно, суннизм. Некоторые религиеведы называют его ортодоксальным исламом, что вызывает, однако, возражения со стороны приверженцев другого направления -шиизма.

Самоназвание суннитов - “ахл ас-Сунна ва-л-Джамаа”, что на арабском языке означает “люди Сунны и согласия общины” репрессировав до этого священнослужителей всех существовавших в стране деноминаций и значительную часть активных верующих, численность всех конфессиональных групп сильно сократилась. И хотя после падения тоталитарного режима идет процесс возрождения в стране традиционных конфессий последствия варварских гонений на религию все еще дают о себе знать.

Сунниты, в отличие от шиитов, признают мусульманское священное предание Сунну в полном объеме - в составе шести сводов хадисов.

Еще одной существенной отличительной чертой суннитов является признание ими законности правления четырех первых халифов: Абу Бакра (Абу Бекра), Омара (Умара), Османа (Усмана) и Али.

Сунниты считают, что духовное и политическое руководство мусульманами должно осуществляться халифами, которых избирает община, руковод-ствуясь их компетентностью и личными качествами.

В противоположность шиитам, сунниты не признают возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда.

Сунниты отличаются от шиитов также по отдельным деталям культа и по своему подходу к решению правовых вопросов.

Кстати, этот подход различается и внутри самого суннизма, в котором в IX - X вв. выделились четыре мазхаба (богословско-правовые школы), причем все они считаются одинаково правоверными: ханафитский (ханифитский), шафиитский, маликитский и ханбалитский. Различия между этими школами состоят в выборе источников и приемов при решении различных возникающих в реальной жизни правовых вопросов. Основными источниками все мазхабы признают, конечно, Коран и Сунну, но их соотношение различными мазхабами понимается несколько по-разному. Когда же в Коране и Сунне нет прямых указаний, как решить возникший конкретный вопрос, то используются такие косвенные пути, как суждение по аналогии (“кияс”), согласованное мнение законоведов (“иджма”), независимое индивидуальное суждение законоведа (“рай”) с его вариантами - предпочтительное решение (“истихсан”) инезависимое суждение ради пользы (“истислах”). Различные мазхабы применяют эти приемы в неодинаковой степени и в разном наборе.

Наиболее либеральным считается ханафитский мазхаб, возникший в VIII в. в городе Куфа (Ирак) и названный по имени своего основателя -богослова и законоведа Абу Ханифы. При решении всех юридических вопросов мазхаб безоговорочно принимает в качестве источников Коран и отобранные хадисы Сунны, однако допускает их относительно свободное толкование. С некоторыми ограничениями применяется иджма, широко используются кияс и весьма специфичный для этого мазхаба истихсан. В отличие от других мазхабов ханафитскимй мазхаб разрешает своим сторонникам брать в жены, помимо мусульманок, также представительниц других единобожных религий (прежде всего христианок и иудеек).

Шафиитский мазхаб был основан на рубеже VIII и IX вв. имамом Мухаммедом аш-Шафии и представляет собой своего рода компромисс между ханафитским и более консервативным маликитским мазхабами (в целом шафиитский мазхаб все же ближе к маликитскому мазхабу). Коран и Сунна берутся шафиитами как единый источник, причем Сунна рассматривается лишь как дополнение к Корану. Так же, как и ханафиты, шафииты допускают сравнительно либеральное толкование Корана. Иджма используется довольно широко, но только в версии мединских муджтахидов (авторитетных законоведов). Применение кияса ограничено, истихсан полностью отвергается. Вместе с тем из маликитского мазхаба заимствован прием истислаха. Браки с немусульманками в этом мазхабе, несмотря на его относительную либеральность, не допускаются.

Маликитский мазхаб был основан в VIII в. в Медине законоведом Маликом ибн Анасом. Мазхаб этот довольно консервативен. Главными источниками права считаются Коран и Сунна, причем последняя рассматривается как продолжение Корана. Используется кияс, но в гораздо более ограниченных пределах, чем в ханафитском мазхабе. Иджма применяется также с существенными ограничениями. Весьма характерно использование такого приема, как истислах, являющегося изобретением этого мазхаба.

Наибольшей консервативностью отличается ханбалитский мазхаб, основанный в IX в. Ахмедом (Ахмадом) ибн Ханбалом, но окончательно сложившийся лишь в XI в. Основными источниками права служат Коран и Сунна, причем последняя считается комментарием к Корану и ее авторитет почти приравнивается авторитету Корана. Ханбалиты всегда отрицали любые новации, не предусмотренные Кораном и Сунной. Применение кияса и иджмы при решении правовых вопросов было со временем допущено, но оба эти приема используются в очень ограниченных пределах, в частности в иджме признается лишь согласованное мнение первого поколения сподвижников Мухаммеда. Среди суннитов других мазхабов ханбалиты выделяются своим фанатизмом и нетерпимостью.