Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 15 из 46)

Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм.

Это течение было основано во Франции в 30-х годах ХVI в. Жаном Ковеном (латинизированная форма его фамилии - Кальвинус).

В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли.

Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и др.

В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж. Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, других же к вечным мукам в аду (впрочем, позже умеренные кальвинисты несколько смягчили это положение). По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два: крещение и причащение), они являются только знаками спасения человека. Крещение означает в кальвинизме членство человека в церкви с освобождением его от грехов. На таинство причащения у кальвинистов взгляды менялись. Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христовы присутствуют в элементах причастия, но не физически, а духовно. Позже многие кальвинисты приняли несколько отличную от представления Ж. Кальвина трактовку У.

Цвингли, согласно которой причащение - это лишь увековечивание памяти о Вечере Господней и воспоминание об искупительной жертве Иисуса Христа.

Если для лютеранства свойствен христоцентризм, то для кальвинизма -богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу.

Обрядность в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для нее характерна бульшая простота по сравнению не только с англиканством, но и лютеранством. Настенная живопись в церквах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения совершаются на языке верующих.

В кальвинизме существуют три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые два течения практически тождественны и отличаются в основном лишь местом своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство - в Шотландии и Англии).

Реформатство возникло в результате реформаторской деятельности швейцарца Ульриха Цвингли в Цюрихе и французов Гильома Фареля и Жана Кальвина в Базеле и Женеве. Вероучение реформатов близко вероучениям других форм кальвинизма. Вначале реформаты принимали Первое гельветическое исповедание, выработанное в Базеле в 1536 г. и носившее в основном цвинглианский характер. Сейчас большинство реформатских церквей в Европе придерживается Второго гельветического исповедания (1556 г.) Среди реформатов сейчас преобладает цвинглианская трактовка таинства причащения.

Реформатские церкви возглавляются старейшинами (пресвитерами), среди которых имеются проповедующие старейшины (пасторы и проповедники) и правящие старейшины из числа мирян (они помогают проповедникам в поддержании дисциплины и управлении церковью).

Возникновение пресвитерианства датируют 1560 г., когда шотландский парламент принял составленное известным церковным реформатором Джоном Ноксом и пятью другими священниками Шотландское исповедание, имеющее чисто кальвинистский характер. Позже оно было заменено близким к нему Вестминстерским исповеданием, принятым в 1647 г. в Шотландии и в 1648 г. в Англии. Пресвитерианское вероучение почти во всем сходно с вероучением реформатских церквей, но отличается от него некоторым смягчением доктрины о предопределении (признавая это кальвинистское положение, пресвитериане в то же время допускают наличие у человека свободной воли). Таинство причащения пресвитерианами обычно понимается в том смысле, который придавал ему Ж. Кальвин (т.е. они верят в духовное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия).

Конгрегационализм очень близок к первым двум течениям кальвинизма по вероучению, но имеет специфику в церковном управлении. Если у реформатов и пресвитериан несколько соседних общин возглавляются пресвитериями, состоящими из пасторов и старейшин-мирян этих общин, у конгрегационалистов каждая община (конгрегация) совершенно независима. Время возникновения конгрегационализма определяется по-разному:от середины XVI в. до начала XVII в., появилось это течение в Англии. Основным догматическим документом конгрегационалицма является принятая в 1658 г.

Савойская декларация, представляющая собой модификацию Вестминстерского исповедания.

Общая численность реформатов и пресвитериан - 59 млн., конгрегационалистов - лишь 3 млн. Основные страны распространения реформатства - Швейцария (2,8 млн.) и Нидерланды (3,7 млн.), в первой из них реформаты составляют несколько менее половины населения, во второй -четверть. Много реформатов в Венгрии (2 млн.), Германии (2 млн.), Румынии (свыше 700 тыс.), Франции (около 400 тыс. - потомки гугенотов), а также в Индонезии (около 5 млн.), ЮАР (более 3 млн.), Нигерии (1,5 млн.), Камеруне (500 тыс.), США (свыше 600 тыс.).

Пресвитерианство является государственной церковью в Шотландии (более 1 млн. сторонников), значительные группы пресвитериан имеются в Северной Ирландии (около 400 тыс.), США (5,2 млн.), Мексике (свыше 400 тыс.), Бразилии (более 400 тыс.), Республике Корея (около 5 млн.), Индии (свыше 500 тыс.), Новой Зеландии (более 500 тыс.), Малави (1,3 млн.), Гане (1,1 млн.), Кении (свыше 1 млн.), ЮАР (около 1 млн.), Демократической Республике Конго (более 600 тыс.).

Конгрегационализм, возникший в Англии, имеет сторонников в этой стране (более 200 тыс.), а также в США (свыше 600 тыс. вместе со сторонниками близких по вероучению церквей), Анголе (около 400 тыс.), ЮАР (более 300 тыс.), Республике Конго (свыше 300 тыс.), других африканских странах и на многих островах Полинезии (в Западном и Восточном Самоа, на Токелау, Тувалу, островах Кука, Ниуэ они образуют наиболее значительные конфессиональные группы) и Микронезии (в Кирибати, на Науру, Маршалловых Островах, в Федеративных Штатах Микронезии).

Среди реформатских церковных организаций своей многочисленностью выделяются следующие: Нидерландская реформатская церковь (3,4 млн. последователей), Федерация протестантских церквей Швейцарии (2,8 млн.), объединяющая 22 местные (в основном кантональные) протестантские церкви (причем все они, кроме одной, - реформатские), Реформатская федерация (2 млн.), представляющая собой объединение реформатских церквей и общин Германии, Реформатская церковь Венгрии (2 млн.) и Голландская реформатская церковь Южной Африки (1,4 млн.).

Наиболее влиятельной пресвитерианской церковной организацией является действующая в США Пресвитерианская церковь (3,6 млн. сторонников). Крупные пресвитерианские церкви функционируют в Южной Корее: Пресвитерианская церковь Кореи (Тонгхап), насчитывающая 1,7 млн. приверженцев, и отделившаяся от нее более консервативная Пресвитерианская церковь в Корее (Хаптонг), объединяющая 1,9 млн. последователей. Из африканских пресвитерианских церквей выделяются своей численностью Церковь Центральной Африки (1,5 млн.), являющаяся самой значительной протестантской церковью Малави, и Пресвитерианская церковь Восточной Африки (1,2 млн.), действующая в Кении. Старейшая пресвитерианская церковь - Церковь Шотландии насчитывает 1 млн. сторонников.

В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), к которому примкнуло большинство кальвинистов мира.

В эпоху Реформации возникло и такое течение протестантизма, как меннонитство.

Основателем его был Менно Симонс, по имени которого это протестантское течение сейчас и называется. Начав свою церковную службу как католический приходской священник во Фрисландии, он в 1536 г. порвал с Римско-католической церковью и примкнул к анабаптистам15, которые подвергались в те годы жестоким преследованиям. Восприняв анабаптистские положения о сознательном крещении (так называемое крещение по вере) и полной самостоятельности отдельных церковных общин, Менно Симонс вместе с тем, в отличие от анабаптистов, призвал и отказу от участия верующих в государственном управлении. Несмотря на свое миролюбие, сторонники Менно Симонса не избежали преследований и часть из них была вынуждена переселиться в Пруссию. В XVII - XVIII вв. меннониты становятся довольно многочисленной группой как в Голландии, так и в некоторых районах Германии. Когда в конце XVIII в. положение меннонитов в Пруссии стало ухудшаться, они в 1788 г. и в последующие годы по приглашению Екатерины II частично переселились в Россию. Позже большое число меннонитов эмигрировали в Америку.

Меннонитам свойственно убеждение в том, что главное - это не догматические положения, а личная святость и жизнь по христианским заповедям. Поэтому у них нет единого доктринального стандарта, и разные меннонитские группы могут довольно сильно отличаться друг от друга по своему вероучению. Однако, несмотря на существенные различия по отдельным