Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 18 из 46)

В методизме признаются два таинства - крещение и причащение. Крещение обычно совершается путем окропления. Методисты верят в истинное присутствие Иисуса Христа в элементах причастия, но не уточняют, как именно выражается это присутствие.

Методистская обрядность существенно упрощена по сравнению с англиканской. Активное участие в богослужении наряду со священниками принимают и миряне.

Управляются методистские церкви конференциями, в которых участвуют как священнослужители, так и миряне. Священство у методистов делится на две степени: диаконов и пресвитеров (старейшин). Статус епископа (в тех методистских церквах, где он имеется) не рассматривается как третья степень священства. Епископ, который избирается пожизненно, считается лишь пресвитером, выполняющий административную работу.

Во всем мире насчитывается свыше 60 млн. методистов. Они имеются в 106 странах мира. Наибольшее число их (около 20 млн.) живет в США. Немало методистов есть в Великобритании (1,2 млн.), Южно-Африканской Республике (2,5 млн.), Нигерии (1,5 млн.), Демократической Республике Конго (700 тыс.), на Филиппинах (около 400 тыс.).

Самая крупная в мире методистская церковная организация -Объединенная методистская церковь (11 млн. последователей), являющаяся второй по численности протестантской церковью США и объединяющая более половины живущих в этой стране методистов. Кроме нее в США есть еще несколько методистских церквей, среди которых наиболее влиятельны две весьма близкие друг другу негритянские церкви: Африканская методистская епископальная церковь (3,5 млн.) и Африканская методистская епископальная сионская церковь (1,3 млн.). Влиятельные методистские церкви функционируют и в Африке. Это Методистская церковь Южной Африки (2,5 млн.), представляющая собой наиболее значительную протестантскую церковь ЮАР, и Методистская церковь Нигерии (1,8 млн.). По особенностям догматики и культа обе они близки Методистской церкви Великобритании (1,1 млн. приверженцев). В отличие от американских методистских церквей в Методистская церковь Великобритании не имеет епископального устройства.

В 1881 г. была создана организация, объединившая методистские церкви разных стран мира, - Всемирный методистский совет.

В методистской среде в США в конце ХIХ в. возникло движение святости, которое вскоре привело к появлению двух новых течений в протестантизме - перфекционизма и пятидесятничества. Главной целью в перфекционизме является достижение человеком совершенства (откуда и само название течения), очищение его от всех грехов. Перфекционисты считают, что полное освящение, как правило, обретается мгновенно в результате душевного переживания, сходного с обращением (в истинную веру). В этот момент человек освобождается от первородного греха и становится способным жить безсознательного совершения греха. Занимая фундаменталистские позиции, перфекционисты выступают против критического толкования Библии.

Из христианских таинств перфекционисты оставили два - крещение и причащение, причем в некоторых перфекционистских церквах они рассматриваются не как таинства, а как обряды. Впрочем, перфекционисты считают, что ни таинства, ни церковь не могут помочь человеку в спасении, которое обеспечивается только Святым Духом.

Перфекционизм представлен рядом самостоятельных, обычно независимо друг от друга возникших церковных организаций, заметно различающихся между собой как по догматике, так и по обрядности. Наиболее влиятельными из них являются Христианский и миссионерский альянс (2,3 млн. последователей), Церковь назарянина (около 1,5 млн.), Церковь Бога [Андерсон, Индиана], Свободная методистская церковь и Уэслианская церковаь.

Сторонников перфекционизма насчитывается около 6 млн. человек. Самая крупная их группа сосредоточена в США (свыше 2 млн.). Есть перфекционисты также во Вьетнаме (400 тыс.), Индонезии (300 тыс.), на Филиппинах (200 тыс.), в Мексике (200 тыс.), Гаити (200 тыс.), Кот-д’Ивуаре (200 тыс.) и в других странах. Сторонники Церкви Бога (Андерсон, Индиана) имеются в небольшом числе среди немцев Казахстана.

Второе течение в движении святости - пятидесятничество. Хотя свойственные пятидесятничеству черты появились у некоторых деноминаций еще в XVIII в., его возникновение обычно формально приурочивают к 1 января 1901 г., когда на занятии в библейской школе в городе Топика (штат Канзас)одна ученица внезапно заговорила на якобы незнакомом ей до этого китайском языке. Основателем пятидесятничества часто считают Чарлза Фокса.

Бульшая часть пятидесятников придерживается доктрин, близких к перфекционизму. Однако для всех пятидесятнических церквей характерна одна черта - вера в возможность крещения Духом Святым, в результате которого люди якобы получают дары Святого Духа, и прежде всего дар говорения на иных языках. Пятидесятники исходят при этом из описанного в Деяниях святых апостолов чуда, когда ученики Христа в день Пятидесятницы (отсюда и название конфессии) исполнились даром говорения на иных языках. Они считают, что дар говорения на иноязыках (так называемая глоссолалия) может быть получен верующими и в настоящее время. Подавляющее большинство христиан, в том числе и протестантов, не верят в глоссолалию и относятся к этой практике отрицательно.

Несмотря на свою одиозность, пятидесятничество оказалось весьма динамичной конфессией, быстро увеличивающей ряды своих сторонников. Более того, глоссолалия стала практиковаться и некоторых других церквах, в частности в баптистских, меннонитских, пресвитерианских, реформатских, лютеранских, методистских, англиканских, католических и даже православных.

Для вероучения пятидесятников характерен так называемый духоцентризм: из трех лиц Божественной Троицы некоторое преимущество отдается Духу Святому.

Пятидесятники образуют несколько разновидностей: пятидесятники двух благословений, пятидесятники трех благословений, радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарианцы.

Пятидесятники двух благословений признают Божьими благословениями обращение (принятие веры и освобождение в результате этого от индивидуального греха) и крещение Духом Святым. К этой группе пятидесятников относится наибольшее число пятидесятнических церквей, наиболее многочисленными и самыми известными из которых являются действующие в США и многих других странах Ассамблеи Бога, или Собрание Божье (22 млн. последователей) и Международная церковь четырехугольного Евангелия (около 2 млн.). В России и некоторых других странах бывшего СССР к этой ветви пятидесятничества относятся Епископальная церковь христиан евангельской веры (филиал Собрания Божьего). Многие пятидесятники двух благословений вышли из баптистских церквей, и поэтому их иногда называют баптиствующими пятидесятниками.

Пятидесятники трех благословений считают, что между двумя указанными выше благословениями должно быть еще одно - освящение (полное очищение от всех грехов: как от совершенных на протяжении жизни, так и первородного). Крупнейшими церквами этой группы являются негритянская Церковь Бога во Христе (около 5 млн. приверженцев) и Церковь Бога [Кливленд, Теннесси] (1,7 млн.). К этой же группе относятся субботствующие пятидесятники на западе Украины и небольшая Церковь Бога, объединяющая группу немцев в Казахстане. В значительной своей части пятидесятники трех благословений были прежде перфекционистами, и их порой называют пятидесятниками святости.

Радикальные пятидесятники добавляют к уже отмеченным благословениям и другие, в частности способность к исцелению, пророчество, вознесение и пр. Относящиеся к этой группе церкви довольно малочисленны, изих числа отметим действующие в США Независимые ассамблеи Бога. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане также имеется одна организация этой разновидности пятидесятничества - евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы).

Апостольские пятидесятники отличаются от пятидесятнических других групп тем, что ими руководят, как они сами считают, “пророки” и “живые апостолы”. Численность апостольских пятидесятников невелика. К этой группе, в частности, принадлежит Апостольская церковь Великобритании.

Наконец, пятидесятники-унитарианцы, в противоположность всем остальным пятидесятникам, придерживающимся доктрины о триединстве Бога, признают одно лицо Бога и крестят новообращенных только “во имя Иисуса Христа”. Самой крупной организацией пятидесятников-унитарианцев является Объединенная пятидесятническая церковь, международная (свыше 1,5 млн. последователей). Ее филиал действует и в странах бывшего СССР -Евангельские христиане в духе апостолов, или смородинцы.

Культовая практика в разных пятидесятнических церквах довольно сильно различается, хотя в целом близка к обрядности в методистских и баптистских церквах.

В настоящее время в мире насчитывается 84 млн. пятидесятников (не считая так называемых харизматов16), из них пятидесятников двух благословений - 48 млн., пятидесятников трех благословений - 8 млн., радикальных пятидесятников - 0,6 млн., апостольских пятидесятников - 5 млн., пятидесятников-унитарианцев - 5 млн. Вместе же с харизматами численностьпятидесятников, по подсчетам известного религиеведа Д.Б.Барретта, достигает 373 млн.

Пятидесятничество очень широко распространено по всему миру, и его сторонники имеются в подавляющем большинстве стран. Самые крупные группы их имеются в Бразилии (более 21 млн. собственно пятидесятников, а вместе с харизматами - 23,5 млн.), США (соответственно свыше 10 млн. и более 33 млн.), Чили (более 2 млн. и 3,3 млн.), Мексике (около 2 млн. и 2,3 млн.), Аргентине (приблизительно 1 млн. и 1,8 млн.), Гватемале (800 тыс. и 1,5 млн.).

Непосредственно из методистской среды вышла Армия спасения. Эта организация была создана в 1878 г. в результате преобразования Христианской миссии, основанной в 1865 г. евреем по происхождению Уильямом Бутсом и осуществлявшей благотворительную деятельность в Лондоне. Филантропическая работа наряду с проповедью Евангелия и сейчас является важнейшей функцией Армии спасения, которая придает моральной стороне христианства решающую роль.