Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 44 из 46)

Конфессиональная структура Индонезии также сложна и определяется разными исследователями неодинаково. Иногда можно встретить утверждения, что чуть ли не девять десятых населения этой страны исповедует ислам. На самом же деле, хотя мусульмане-сунниты и занимают в Индонезии, бесспорно, доминирующее положение, свыше трети жителей (прежде всего население внутренних районов Явы) фактически придерживаются синкретических верований, в которых ислам переплетается с более древними религиями Явы (агама Джава), а иногда частично и с христианством (агама Джава-Сунда). Кроме того, свыше одной десятой населения Индонезии (в основном на восточных, Малых Зондских и Молуккских островах) исповедует христианство (более распространен протестантизм, прежде всего в форме реформатства, менее - католицизм). На острове Бали сохранился индуизм. Есть такжеприверженцы китайских верований (среди китайцев) и последователи традиционных культов.

В Брунее более 70 % населения являются мусульманами. Среди проживающих в стране китайцев распространены китайские традиционные верования, среди племен - родоплеменные культы.

Таким образом, во втором, Малайско-Индонезийском мусульманском регионе нет такого подавляющего преобладания ислама, как в первом, Западно-азиатско-Североафриканском регионе.

Две территории в данном географическом пространстве вообще не являются преимущественно мусульманскими и не могут быть включены в состав региона. Это, во-первых, населенный на три четверти китайцами Сингапур, где свыше половины населения исповедует китайские религии (часть китайцев и проживающих в Сингапуре индийцев исповедует христианство, другая часть индийцев - индуизм и в меньшей степени - ислам; последнего придерживаются и живущие там малайцы).

Вторым анклавом в окружающей преимущественно мусульманской территории является оккупированный Индонезией Восточный Тимор, где большинство населения - католики.

В Малайско-Индонезийский мусульманский регион не входят также расположенные на периферии Малайского архипелага Филиппины, где девять десятых населения - христиане. Большинство их католики, хотя есть также сторонники отколовшейся от Римско-католической церкви Филиппинской независимой церкви (так называемые аглипаянцы), а также разные группы протестантов. На юге Филиппин живут мусульмане, во внутренних горныхрайонов некоторых островов сохранились приверженцы родоплеменных культов.

Северо-западнее мусульманского Малайско-Индонезийского региона расположен буддийский Индокитайско-Центральноазиатский регион. Он охватывает пять стран Индокитая - Мьянму, Таиланд, Лаос, Камбоджу и Вьетнам, - а также Бутан, Монголию, два автономных района Китая - Тибет и Внутреннюю Монголию - и китайскую провинцию Цинхай. В составе региона можно выделить три конфессиональные провинции: а) Западный и Центральный Индокитай (тхеравадинская), б) Восточный Индокитай (махаянистская), в) Тибет и Монголия (ламаистская).

В провинции Западный и Центральный Индокитай, объединяющей Мьянму, Таиланд, Лаос и Камбоджу, подавляющая часть населения исповедует так называемый южный буддизм (то есть буддизм направления тхеравада). Другие религии представлены там сравнительно слабо, хотя во всех странах провинции имеются мусульмане, христиане и приверженцы родоплеменных верований (в Лаосе последние составляют одну треть населения).

В выделенном нами в отдельную конфессиональную провинцию Восточном Индокитае (соответствует территории Вьетнама) буддисты (главным образом махаянисты) образуют свыше половины населения. Несколько десятилетий коммунистической власти во Вьетнаме привели к появлению в нем крупной группы неверующих (несколько менее одной трети населения). Одну десятую населения составляют в этой стране христиане (в подавляющем большинстве католики) и одну двадцатую - представители местных “новых религий” - каодай и хоахао. Есть также небольшое число приверженцев родоплеменных культов.

В третьей конфессиональной провинции - Тибет и Монголия (провинция включает и близкие к Тибету по культуре Бутан и Цинхай) - важные позиции занимает ламаистская форма буддизма. Правда, в Монголии (Внешней, некитайской) она сочетается с шаманизмом, а за годы насаждения атеизма там появилась и значительная группа неверующих. Во Внутренней Монголии и Цинхае переселившиеся туда в большом числе в последние десятилетия китайцы либо являются неверующими, либо исповедуют китайские религии. В Бутане живет сравнительно недавно мигрировавшая в эту страну из Непала и Ассама группа индуистов (ныне они образуют около четверти всего населения).

К индуистскому Южноазиатскому региону принадлежат только две страны - Индия и Непал. В населении обеих стран резко преобладают индуисты, составляя соответственно 83 % и 89 %. В Индии, помимо индуистов, имеется большая группа мусульман (11 % населения), есть также христиане (протестанты, католики, монофизиты), сикхи, буддисты, джайны и др. В Непале, кроме сторонников индуизма, представлены буддисты и мусульмане.

К Южноазиатскому индуистскому конфессиональному региону нельзя отнести две страны, территориально относящиеся к Южной Азии. Это восточнобенгальский анклав на востоке Индии, где ныне создано государство Бангладеш, и расположенный у южного индийского побережья остров Шри-Ланка, также являющийся независимым государством. В Бангладеш подавляющее большинство населения сейчас составляют мусульмане-сунниты (хотя есть и индуисты), в Шри-Ланке преобладают буддисты, но имеются также заметные группы индуистов, мусульман и христиан (главным образом католиков).

Весьма своеобразное положение среди других конфессиональных регионов занимает Восточноазиатский регион, включающий Китай, точнее, его восточную часть (включая Тайвань, но без Синьцзяна, Тибета, Цинхая и Внутренней Монголии), Японию и Корею. В этом регионе, с одной стороны, получил большее или меньшее распространение махаянистский буддизм, с другой - продолжают сохраняться местные традиционные верования. Еще одной особенностью религиозной ситуации в двух из трех стран региона - Китая и Японии - является бытование в них феномена поликонфессиональности, не известного в таких масштабах нигде более в мире. Этот феномен заключается в том, что люди сплошь и рядом одновременно исповедуют две, а иногда и более религии. Для Кореи поликонфессиональность в ее классической форме не характерна, но чрезвычайная терпимость лиц разной религиозной принадлежности друг к другу свойственна и ей. Так, для этой страны не редкостью является семья, все члены которой исповедуют разные религии. Несмотря на определенное сходство религиозной ситуации во всей Восточной Азии, в каждой конкретной стране имеются в этой области и специфические черты.

В Китае, как уже отмечалось, прежде нераздельно господствовала система трех религий: конфуцианства, буддизма и даосизма. Однако сейчас эта система в материковом Китае, по некоторым оценкам, охватывает лишь немногим более четверти китайского населения. Это обусловлено тем, что в результате длительной борьбы китайских коммунистов с религией три пятых населения страны в настоящее время вообще не исповедует никакой религии. Несмотря на тяжелые условия существования, в Китае все же сохранилисьгруппы христиан (преимущественно протестантов) и мусульман. Среди нацменьшинств частично распространены родоплеменные культы.

На Тайване же система трех религий полностью сохранилась.

В Японии большинство людей, как уже было сказано, одновременно выполняет и буддийские и синтоистские обряды, хотя буддизму обычно все же отдается некоторое предпочтение. В последние десятилетия больших успехов в этой стране достигли “новые религии”, сторонники которых (вместе с метабуддийскими сектами), по некоторым данным, составляют до одной четверти населения. Впрочем, следует помнить, что эти религии имеют преимущественно буддийские и синтоистские корни.

В Южной Корее при сохранении давно исповедуемых корейцами буддизма, конфуцианства и шаманизма в последние десятилетия наблюдается чрезвычайно быстрое распространение христианства (преимущественно в протестантской форме), к которому уже сейчас относится одна треть населения, а по прогнозам, в начале XX в. будет принадлежать половина всех жителей страны. Среди протестантов наиболее многочисленны пресвитериане.

Что же касается Северной Кореи, то там в результате жесточайших преследований число верующих сейчас составляет менее трети населения. Они исповедуют чаще всего шаманизм (который почему-то смог лучше противостоять гонениям). Конфуцианцев, буддистов и христиан осталось очень немного.

Последний, христианско-мусульманско-языческий Черноафриканский регион, охватывающий страны так называемой Черной Африки (Африки к югу от Сахары, населенной преимущественно народами негроидной расы), при всем разнообразии конфессиональной ситуации в разных его частях имеет однуобщую специфическую черту: наличие заметной группы населения, продолжающей сохранять родоплеменные верования. Регион этот с большой долей условности можно подразделить на пять конфессиональных провинций: а) Западный Судан (мусульманско-языческая), б) Гвинейское побережье (языческо-христианско-мусульманская), в) Восточный Судан (мусульманско-христианско-языческая), г) Экваториальная и Южная Африка (христианско-языческая), д) Эфиопия и Эритрея (христианско-мусульманская).

Первая конфессиональная провинция - Западный Судан - включает Сенегал, Гамбию, Гвинею-Бисау, Гвинею, Сьерра-Леоне, Мали, Буркина-Фасо и Нигер. Она выделяется прежде всего очень низкой долей христиан, образующих лишь несколько процентов населения (в Буркина-Фасо она немного выше) и обычно сильно уступающих по численности как мусульманам-суннитам, так и приверженцам родоплеменных культов. В большинстве стран провинции доля мусульман выше доли язычников (в Сенегале и особенно в Гамбии процент последних вообще низок). Исключение составляют только Сьерра-Леоне и Гвинея-Бисау, где сторонников родоплеменных верований немного больше чем мусульман.