Смекни!
smekni.com

Религии современного мира (стр. 26 из 46)

По догматическим вопросам зейдиты занимают еще более умеренные позиции, чем имамиты, и в определенном смысле как бы занимают промежуточное положение между шиитами-имамитами и суннитами. Так, зейдиты, подобно суннитам, не верят в “скрытого” имама, не признают института временных жен и принципа “такия”.

В отношении наследования имамата зейдиты также заняли “срединную” позицию. Считая, как и имамиты, что имам должен быть из рода Али, зейдиты тем не менее отвергают божественность имамской власти и полагают, что имамы должны избираться. Признавая имама защитником веры, они в то же время не считают его первосвященником.

Есть в зейдизме некоторые черты, отличающие его как от ортодоксального шиизма, так и от суннизма. Например, зейдиты не верят в “несотворен-ность” Корана, у них нет культа святых. Неизвестны им и суфийские3 братства, столь характерные для большинства шиитов и суннитов.

К зейдизму примыкает (фактически является его ответвлением) секта нуктавитов (ноктавитов). Она сложилась во второй половине IX в. в области Табаристан в прикаспийском районе Ирана, где в те годы существовало небольшое зейдитское государственное образование. Многовековое существование в условиях изоляции от основной массы зейдитов,сконцентрировавшихся преимущественно в северной части Йемена, привело к некоторому обособлению нуктавитов, заимствовавших некоторые элементы вероучения имамитов и других шиитских сект.

Как уже указывалось, первый серьезный раскол среди шиитов произошел в середине VIII в., когда часть их, недовольная отстранением старшего сына имама Джабара - Исмаила от наследования имамата, не подчинилась этому решению и стала считать отстраненного законным наследником, а после его ранней смерти объявила имамом сына Исмаила - Мухаммеда. Это течение, получившее название исмаилизма, разошлось с ортодоксальным шиизмом не только в вопросе о наследовании имамата. Испытав влияние со стороны неоплатони-зма4, гностицизма5 и буддизма, оно включило в свое вероучение много элементов, отсутствовавших в исламе. Коран толкуется в исмаилизме иносказательно.

Структура секты иерархична: ее члены подразделяются на несколько степеней, причем к высшим из них относится руководство секты.

Весьма специфичной чертой вероучения исмаилизма является наличие в нем двух доктрин: внешней (“захир”), общедоступной, и внутренней (“батин”), доступной только небольшой группе посвященных, принадлежащих к высшим степеням исмаилитской иерархии. Внешняя доктрина близка к шиитской ортодоксии и требует от рядовых членов общины выполнения основныхустановок шариата. Внутренняя же, “тайная” доктрина весьма далеко отходит от мировоззренческих положений ислама. Бог-абсолют рассматривается как непознаваемая абсолютная истина. Он выделяет из себя мировой разум, который, в свою очередь, порождает мировую душу, а мировая душа творит первичную материю, создающую затем Землю, небесные светила и все живое. Мировой разум на Земле , считают исмаилиты, воплощали пророки: Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса, Мухаммед и Исмаил. Имам рассматривается исмаилитами как воплощение мировой души.

От буддизма исмаилизм заимствовал учение о переселении душ.

Исмаилиты разделены на несколько ветвей, образовавшихся в результате расколов в их среде. В конце XI в. после смерти халифа аль-Мустансира (из исмаилитской династии Фатимидов) часть исмаилитов выбрала своим руководителем старшего сына халифа, Низара, другая часть - младшего сына, Мустали. Фатимидский халифат, в который в то время входили Египет и другие страны Северной Африки, а также Сирия, удалось удержать мусталитам, придерживавшимся более умеренных взглядов, низариты же, отличавшиеся нетерпимостью и использовавшие в борьбе с противниками методы террора, укрепились в некоторых горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана. Со второй половины XIII в. началась миграция низаритов в Индию, которая позже стала основным районом их расселения. С середины XIX в. имам низаритов, фактически почитаемый ими как живой бог, стал носить титул Ага-хана. Резиденция его находится в городе Бомбее. Низаритов в настоящее время называют также ходжа и агаханитами.

Мусталиты после падения Фатимидского халифата во второй половине XII в. мигрировали из Египта в Йемен. Часть из них затем переселилась изЕгипта в Индию, где вела весьма успешную прозелитическую работу. В начале XVII в. их центром стал Гуджарат, где в городе Сурат живет их духовный глава.

Мусталиты в конце XVI в. разделились на две группы, между которыми, впрочем, практически нет каких-либо догматических различий. Это даудиты (бохра) и сулайманиты.

В XI в. от исмаилизма в Египте отпочковалась секта друзов, вероучение которой еще более отдалилось от догматов ортодоксального ислама, чем учение “классических” исмаилитов. В частности, в него вошли многие зороастрийские и христианские положения, а также элементы доисламских религиозных верований. Секта названа по имени фанатичного приверженца фатимидского халифа аль-Хакима - ад-Дарази, объявившего о божественности халифа. И хотя друзы до сих пор придерживаются положения о божественности аль-Хакима, к своему эпониму6 они относятся без какого-либо уважения и называют сами себя не друзами, а “аль-муваххидун” (араб. “исповедующие единобожие”).

Друзское вероучение в самом Египте не прижилось, зато обрело сторонников среди горцев Сирии и Ливана.

Так же как и у исмаилитов, у друзов есть несколько степеней посвящения. Они подразделяются на “неведающих”, “вразумленных” и “совершенных”, причем сокровенные доктрины друзского учения знают лишь лица, достигшие второй и третьей степени посвящения.

Друзы верят во второе пришествие аль-Хакима, который таинственным образом исчез. Среди них распространена вера в возможность воплощения Бога в человека и в переселение душ.

Эпоним - человек, дающий чему-либо свое имя.

Друзы не выполняют предписаний шариата, не совершают обрезания, едят свинину и пьют вино. Друзская обрядность очень проста. К покойным родственникам друзы не испытывают какого-либо почтения, и для их кладбищ характерно запустение.

Друзы в еще большей степени, чем остальные шииты, используют принцип “такия”.

Исмаилитские положения легли в основу вероучения еще одной шиитской секты - нусайритов. Однако вероучение это (как и вероучение друзов) носит синкретический характер, и в нем имеются также элементы гностического христианства и древневосточных астральных верований.

Наиболее принятое сейчас название секты - нусайриты - происходит от имени жившего в IX в. богослова Мухаммеда ибн Нусайра ан-Нумайри, выступившего с проповедью о божественности одиннадцатого шиитского имама Абу Мухаммеда аль-Хасана ибн Али аль-Аскари. Более позднее название секты - алавиты (араб. “аль-алавийун” сторонники Али).

Хотя эпоним секты жил в IX в., реально секта сложилась несколько позже - в X в.

Бог представляется нусайритам в виде неразрывной троицы: “Мана” (смысл), “Исм” (имя), “Баб” (врата). Троица эта периодически воплощается в пророках, и последним ее воплощением были Али, Мухаммед и Сальман аль-Фариси (перс, один из сподвижников Мухаммеда). Главное положение в троице занимает Али.

Нусайриты почитают Солнце (ассоциируется с Али), Луну (ассоциируется с Мухаммедом), звезды, утреннюю и вечернюю зарю, у них существует культ священных рощ и горных вершин. Имеется также вера в переселение душ,причем считается, что души праведников после смерти уходят к звездам, а души грешников переселяются в тела животных.

В секте имеется две степени посвящения. В соответствии с этим все ее члены делятся на “простых” и “особых”, причем у последних есть свои священные книги, подлинный смысл которых не раскрывается “простым”. Женщинам посвящение недоступно, поскольку, по мнению нусайритов, у них нет души.

Нусайритская обрядность несколько напоминает христианскую. В богослужении используется Евангелие, верующие причащаются хлебом и вином. Отмечаются также некоторые христианские праздники, почитаются Иисус Христос (Иса) и ряд христианских святых. Вместе с тем священная книга нусайритов “Китаб аль-Маджму - составлена на основе Корана.

Нусайриты делятся на две основные группы, различающиеся между собой по деталям обрядности: северную - Шамалийя с религиозным центром в Киликии на юге Турции, и южную - Киблийя, резиденция главы которой находится в городе Кардах в Сирии.

Нусайритом является нынешний президент Сирии Хафез Асад.

Еще одной шиитской сектой, воспринявшей некоторые положения исмаилизма, является ахл-и хакк (араб. “люди истины”), начавшая складываться не позже XIV в. Большую роль в формировании секты сыграл живший в XV в. в Курдистане султан Сохак. У секты имеется и другое название - али-илахи (араб. “обожествляющие Али”), которое, однако, сами сектанты не употребляют. Из-за сходства второго названия с альтернативным наименованием нусайритов - алавиты - эти две секты порой отождествляют, что, конечно, неверно.

Помимо исмаилизма, на вероучение секты заметное влияние оказали христианство и доисламские древневосточные верования.

Ахл-и хакк не представляет собой целостности и скорее является не единой сектой, а рядом близких между собой конфессиональных групп, не имеющих общего вероучения, хотя и обладающих некоторыми сходными чертами.

В ахл-и хакк, как и в других “крайних” шиитских сектах, фактически обожествлен халиф Али. В то же время приверженцы секты считают, что существо Аллаха не может быть познано. Божество, согласно догмам ахл-и хакк, семь раз воплощалось в людях. Первым воплощением был творец мироздания Хавандагар, вторым - Али, третьим - шах Хошин, четвертым -султан Сохак и т. д. Сектанты ждут скорого пришествия “владыки времени”, который обновит мир.