Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 12 из 67)

Еще более крупным был раскол в XI в., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную. На западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви - римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти изпод опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VII - IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы еще больше подчинить ее себе, императоры запрещали поклонение иконам, ослабляя тем самым притягательность церковных обрядов, и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон позже было восстановлено, но церковные земли не были ей возвращены, что окончательно подорвало самостоятельность церкви.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные патриархи не желали подчиниться его власти. Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054 г. С тех пор восточная ветвь христианства стала называться греко-кафолической (православной).

54


Третий, последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве - протестантизм. В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма - от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Основные даты

I в. н.э. - возникновение христианства;

313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии;

325 г. -1 Вселенский собор в Никее;

IV в. - появление самостоятельных христианских религиозных центров (Рим и Константинополь) в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную;

V в. - возникновение монофизитства;

506г. - окончательное отделение Армяно-григорианской церкви от Византии;

18 июля 1054г. - официальное разделение западной и восточной церквей в результате взаимной анафемы Константинопольского патриарха Михаила Кирулария и Римского папы Льва IX;

1596г - учреждение Брестской церковной унии;

XVI в. - возникновение первых протестантских церквей в Западной Европе;

1965г. - «придание забвению» анафемы 1054г., разделившей христианскую церковь на восточную и западную.

Основные понятия

Христианство, Мессия, Логос, Помазанник, Божии волхвы, Тайная Вечеря, апологетика, таинства церкви, фарисеи, Евангелие, Библия, Апокалипсис, Страшный суд, Символ веры, Вселенские церковные соборы, монофизитство, церковная уния, арианство, анафема

55


Священное Писание, Священное Предание, Реформация, апостолы, Святой Дух.

Вопросы для контроля

1. В чем состоят главные особенности христианства?

2. Какие идеи лежат в основе христианской религии?

3. С какими историческими событиями связано возникновение христианства?

4. Что рассказывается в Евангелиях о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа?

5. Когда и при каких обстоятельствах христианство стало господствующей религией?

6. Как возникла христианская церковь?

7. Каковы причины разделения христианской церкви на западную и восточную?

8. Какова роль христианских церквей в жизни современной цивилизации?

Темы рефератов

1. Социально-экономические причины и идейные предпосылки возникновения христианства. Библия священная книга христианства.

2. Формирование христианской догматики, культа и церковной организации.

3. Основные догматы христианства.

4. Христианство в истории России.

Темы контрольных работ

1. Происхождение христианства.

2. Личность Иисуса Христа.

3. Эволюция первоначального христианства.

4. Христианское вероучение и культ.

5. Состав и содержание Ветхого и Нового Завета.

6. Вселенские соборы в истории христианства.

7. Христианство в XX веке.

Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с полным текстом Символа веры и выделите двенадцать его членов (частей).

56


2. Назовите основные свидетельства и документы которые являются доказательством историчности Иисуса Христа.

3. Укажите государства где христианство получило наибольшее распространение и найдите их на карте мира.

4. Решите кроссворд по теме.

Христианство

По вертикали:

1. Один из главных христианских праздников, отмечаемый в честь Иисуса Христа.

2. Особый тип религиозной организации.

3. Крест с фигурой Христа.

По горизонтали:

4. Центральный догмат христианской теологии.

5. Члены приходской общины, регулярно посещающие храм.

6. Апостол, один из ближайших учеников Иисуса.

7. Сборник псалмов, входящих в Ветхий Завет.

8. Главный христианский праздник.

9. Составная часть Нового завета.

10. Имя крестителя Иисуса Христа.

Литература

Аквинский Ф. Фрагменты из работ «Антология мировой философии» в 4 т. М., 1969-1972.

57


Библия

Гече Г. Библейские истории. М., 1988.

Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.,1979.

Иоан Златоуст. Фрагменты работ//Памятники византийской литературы IV- IX вв. М.,1969.

Косидовский 3. Сказания Евангелистов. М.,1990.

Крывелев И.А. Библия: Историко-критический анализ. М., 1985.

Миркина 3.,Померанц Г. Великие религии мира. М.,1995.

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.,1990.

Ренан Э. Жизнь Иисуса.М. 1991.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.,1987.

Флоровский Г.В. Жил ли Христос? М.,1991.

Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. М.,1985.

Христианство: Словарь /Под общ. ред.Л.Н.Митрохина. М., 1994.

Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М.,1987.

58


Тема 4. Православие

1. История и современное состояние православия. После того как в конце IV в. Римская империя распалась на Восточную и Западную, восточная ее часть становится сильным единым государственным образованием, а западная - раздробленным конгломератом княжеств. В VI в. Константинополь освободил Рым от завоевавших его варваров, и Рим оказался на определенное время в зависимости от византийских императоров. Константинопольский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т.е. главой и восточной и западной церкви. Однако римским папам удалось превратить церковь в заметную экономическую силу, повысить ее политический престиж.

С середины VII в. сама Византия подверглась нападению Арабского Халифата, которому удалось захватить Антиохию, Александрию, Иерусалим, Сирию. В этих условиях Италия стала освобождаться от зависимости Византии. Римской церкви в VII в. удалось освободиться из-под опеки Византии, была создана Папская область, возрастает впасть пап.

Начиная с XI в., между Римом и Византией стали возникать непримиримые территориальные споры. Обострение отношений было связано со взаимной претензией обеих церквей на Сицилию и Южную Италию, а также с тем, что Моравия приняла христианство от Рима. Однако позже, стремясь избавиться от папского диктата, правители Моравии пригласили в 863 г. духовную миссию из Константинополя, которую возглавили Кирилл и Мефодий. В свою очередь Болгария отказалась принимать христианство от Рима и в 865 г. ее жителей крестили византийские священники. Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму - норманы.

Папы и византийские императоры обменивались резкими письмами. Бывало, что патриарший престол в Константинополе занимали патриархи, симпатизировавшие Риму. Нередки были случаи свержения византийских патриархов в острой борьбе за патриарший престол. Да и римские папы также попадали в сложные ситуации. Окончательный разрыв произошел, когда византийским императором стал Константин Мономах, который в

59


патриархи возвел Михаила Кирулария, слабо разбиравшегося в христианском вероучении. В 1053 г. в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу Кируларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Римский папа Лев IX послал в столицу Византии послов во главе с кардиналом Гумбертом - резким и высокомерным человеком. Однако ни Кируларий, ни Гумберт путей к примирению не нашли, да и едва ли нашли бы их - слишком глубока была пропасть между Западом и Востоком. Константинопольский патриарх объявил послов еретиками, в свою очередь они прокляли Кирулария и предали анафеме. Так 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западного и восточного христианства.

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская (Египет) и Антиохийская (Сирия, Ливан) церкви, позже - Иерусалимская. В IV в. восточное христианство приняла Грузия, в IX в. – Моравия и Болгария.

Православие сложилось в недрах Византийской империи в IV -VIII вв., а самостоятельным стало в XI в. (1054 г.) в результате церковного раскола. Решающее влияние на его становление оказал ряд факторов, связанных с экономической, политической и духовной жизнью Византии. На первое место следует поставить замедленные темпы феодализации восточной части бывшей Римской империи, вызвавшие застойность ее общественных отношений, всех форм социальной жизни, в том числе и религиозной. Немаловажную роль сыграло также наличие в Византии сильной императорской; власти, которая рассматривала христианство как государственную идеологию, а церковь - как часть государственного аппарата. Наконец, существенное значение имело отсутствие в Византии единого церковного центра. В восточной части бывшей Римской империи было четыре епископа, добившихся титула патриарха и претендовавших на руководство общественными делами: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Первый из них, используя свою близость к императору, претендовал на исключительное положение и даже именовался «вселенским», хотя никаких реальных преимуществ это ему не давало.