Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 56 из 67)

Дароносица - небольшой ковчежец, чаще всего в виде часовни с дверцей и крестом наверху. В дароносице переносят святые дары, предназначенные для причащения больных или умирающих.

Двунадесятые праздники - 12 наиболее значительных праздников русского православия. К ним относятся Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (Пятидесятница), Воздвижение Креста Господня, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы, Успение Богородицы. Наряду с Пасхой они считаются главными праздниками русской православной церкви и используются ею как эффективное средство идеологического и эмоционально-психологического влияния на людей.

269


ДЕНОМИНАЦИЯ

Деноминация - термин, употребляющийся в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда как синоним терминов - «вероисповедание», «конфессия».

Дервиш (перс. - нищий, бедняк) - член суфийских братств.

Джатаки - рассказы о поучительных событиях, происшедших с Буддой в одном из прошлых его рождений, построенные как рассказы самого Будды, который, достигнув просветления, обрел память своих прошлых рождений.

Джинны - в мусульманской мифологии - сотворенные из огня духи, способные принимать любое обличье, в том числе и человеческое. Д. бывают добрые (верующие в Аллаха) и злые.

Джихад (араб. - усердие, рвение) - священная война во имя веры. Под знаменем Д. начались арабские завоевания. В современных условиях мусульманские богословы трактуют Д. как борьбу за претворение в жизнь программ социально-экономического развития.

Дзэн-буддизм (яп.-кит., от санскр. - медитация) - одна из наиболее популярных школ дальневосточного буддизма. Сформировалась в Китае в VI в., вобрав в себя многие элементы китайской культуры. Согласно учению этой школы, только при помощи медитации можно постичь свою «изначальную природу», которая является истинной природой Будды, и достичь пробуждения (сатори). В духе традиции Махаяны Д.б. не делает различия между сансарой и нирваной, утверждает возможность достичь пробуждения в гуще мирской жизни. Выступает против буддийских авторитетов, не придает значения буддийским текстам. Сокровенные истины буддизма, согласно учению Д.6., передаются непосредственно от учителя к ученику. Д.б. наивысшего расцвета достиг в Китае (школа Чань) и в Японии. В настоящее время значительное число его последователей имеется в странах Европы, Америки, в России.

Диакон (греч. - служитель) - третий чин в православном духовенстве. Д. участвуют в совершении церковных таинств, прислуживают епископам и священникам, но сами таинства не совершают. Среди Д. различают протодиаконов (старших Д.), иеродиаконов (Д. - монахов), архидиако

270


ДИКИРИЙ

нов (состоящих при епископах и архиереях).

Дикирий и трикирий - ручные и фигурные светильники с ячейками соответственно для двух или трех длинных свечей. Дикирием и трикирием епископ благословляет во время богослужения верующих.

Дин (араб.) - религия, чаще всего мусульманская религия; совокупность религиозных обязанностей мусульман. Понятие Д. включает в себя ислам, т.е. пять «столпов» веры (признание единобожия и пророческого достоинства Мухаммеда, молитва, пост, обязательная молитва, паломничество), иман (вера в истинность ислама) и ихсан (нравственная добродетель).

Драхма - одно из понятий индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон, нравственносоциальное установление для «праведной жизни», первичные элементы бытия, психические элементы жизнедеятельности личности.

Духоборы - христианская секта, возникшая в XVIII в. в России в знак протеста против официального духовенства, храмов, икон, таинств, постов и т.д.; источником их верований является «Животная книга» (изустные предания).

Духовенство - профессиональные служители культа (так называемые священнослужители), удовлетворяющие религиозные потребности верующих. В православии в состав Д. входят одни мужчины. Делится на белое (состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных; обслуживает приходские храмы) и черное (соединяет монашество со священническим саном, дает обет безбрачия, полного послушания и т.п.). Составляет три чина (степени) диакон, иерей и архиерей (архиерейство достижимо только для монашествующих).

Дьявол, диавол (греч. - клеветник), также бес, демон (греч. - божество, дух), лукавый, нечистый. Сатана, черт, Вельзевул, Люцифер и т.д. - в ряде религий - злой дух, источник зла и греха, князь тьмы, владыка ада, отец лжи. Представление о Д., имеющееся в Библии, в России испытало некоторое влияние дохристианской славянской демонологии. По иудео-христианскому преданию, Д. - падший ангел, созданный Богом, но нарушивший долг повиновения ему. Д. - антагонист Бога, «враг человеческий», а подчи

271


ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ

ненные ему злые ангелы (бесы, демоны) - негативная параллель ангелам божьим.

Е

Евангелизация - деятельность, направленная на обращение народов и отдельных людей в христианство.

Евангелия (греч. - благая весть) - книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни. Первоначально слово «евангелие» относилось к устной проповеди христианского учения (в таком смысле оно было употреблено в посланиях Павла). Затем, по-видимому, были записаны отдельные изречения, приписывавшиеся Иисусу. Из этих изречений, а также из устных рассказов о его жизни стали создаваться более развернутые повествования, получившие название Е. Авторство приписывалось ученикам Иисуса или их ближайшим соратникам. Е. записывались в различных христианских группах примерно со второй половины I в. по III в. включительно. Кроме 4 Е., вошедших в Новый Завет, известно о существовании многих других Е. (от Петра, Андрея, два - от Фомы и др.). Археологи обнаружили в Египте библиотеку христиан-гностиков, в которой были полные тексты Е. от Фомы, от Филиппа и другие. В Новый Завет включены Е. от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Матфей и Иоанн, согласно христианскому преданию, - ученики Иисуса Христа, Марк - спутник апостола Петра, ЛукаПавла. Первые три Е. схожи, они восходят к общим источникам, в науке их называют синоптическими. Самое краткое и самое раннее из этих Е. - Е. от Марка, в нем нет рассказа о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. От синоптических Е. отличается по содержанию и по стилю Е. от Иоанна, где Иисус провозглашен Словом божьим (Логосом). Е. Нового Завета написаны на греческом языке, вне Палестины. В Египте был найден фрагмент Е. от Иоанна на папирусе, относящемся к первой трети II в.; оригинал его был создан на рубеже I - II вв.; остальные три Е. были написаны, вероятно, в конце I в. В Е. от Матфея заметно влияние иудео-христиан. Е. от Луки написано для неиудеев, в нем резче звучит осуждение богатства. Отдельные события в Е. излагаются по-разному: по Луке, Иисус рождается

272


ЕВХАРИСТИЯ

в яслях, по Матфею в доме; заповеди блаженства даны в разных вариантах.

Евхаристия (греч.) - причащение, одно из семи христианских таинств, при совершении которого верующие в виде вина и хлеба вкушают «тело и кровь Христа».

Ектенья (греч. - распространение) - род молитвенных прошений, входящих в православное богослужение. Главные виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Кроме четырех главных Е. есть еще Е. оглашенных и умерших. Эти Е. провозглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые Е.

Елей - оливковое масло, употребляемое в церковных ритуалах. Е. заправляют лампады, помазывают верующих после богослужения, а также новокрещенных, применяют в таинстве елеосвящения, проливают на покойного.

Елеосвящение, соборование - одно из семи таинств православной церкви, которое совершается над больными. Его ритуал состоит в смазывание лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом - елеем, сопровождаемом чтением молитв. Духовный смысл этого таинства, по учению церкви, заключается в том, что E. якобы обладает целительной силой, очищает больного от грехов, в которых тот не успел раскаяться. Именно это последнее заставляет верующих прибегать к Е., особенно в тех случаях, когда они теряют надежду на исцеление и стремятся освободиться от грехов прежде чем предстанут перед Господом на «том свете». Е. является пережитком первобытной лечебной магии. Однако для церкви и для ее ревностных приверженцев оно является особо важным обрядом, не случайно возведенным в разряд таинств. Церковь использует Е. для того, чтобы еще крепче привязать к себе верующих.