Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 53 из 67)

254


БАПТИЗМ

знающих лишь те предания, которые опираются на авторитет Али и его приверженцев.

Аят - наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Отдельными А., написанными или вырезанными на камне, дереве и т.д., украшают мечети и другие здания, их воспроизводят на надгробиях. Некоторым А. и их частям приписывается магическая сила. А. объединены в суры (главы).

Аятолла - высший титул среди шиитского духовенства. Духовный руководитель, пользующийся непререкаемым авторитетом среди верующих и духовенства. Предписания (фетвы) А. обязательны для шиитских общин и обсуждению не подлежат.

Б

Баптизм (от греч. - окунаю, погружаю в воду) - одна из разновидностей протестантизма, возникшая в XVII в. и более последовательно, чем другие, придерживающаяся принципа спасения души лишь посредством личной веры, а не через посредничество церкви; придает большое значение божественному откровению, не признает иконы, святых.

Баптистерий (греч. - погружаю в воду, лат. - купальня, крещальня) - в древности у греков и римлян - отделение бани с бассейном, затем у древних христиан - крещальня. Первоначально Б. представляли собой отдельные здания с бассейном, строившиеся специально для совершения таинства крещения. Постепенно в церквах роль Б. для младенцев стала выполнять купель, находящаяся в особом притворе храма, иногда в отдельном здании. В тех же направлениях христианства, где обряд крещения совершается только над взрослыми людьми (протестантизм) наряду с использованием для этой цели открытых природных водоемов (рек, озер) часто строятся Б. как специальные помещения с бассейном или глубокой ванной для совершения обряда крещения.

Бес - в христианстве и ряде других религий - злой дух, вселяющийся в человека или животное, чтобы мучить их.

Библия (греч. - книги) - сборник избранных произведений древнееврейской и раннехристианской литературы, в

255


БЛАГОВЕЩЕНИЕ

которых излагаются основные догматы и этические принципы иудаизма и христианства. Христианская Б. делится на Ветхий Завет, содержащий иудаистские сочинения, и Новый Завет, в который входят собственно христианские книги. В целом Б. является Священным Писанием христиан, а первая часть Ветхого Завета - Пятикнижие, или Тора - и Священным Писанием иудаистов. Понятие «завет» (договор) восходит к древнейшим иудейско-израильским представлениям о договоре между Богом и людьми, причем Бог дарует «избранному им народу» «обетованную землю», а народ обязывается соблюдать его веления и заповеди. В последние века 1 тыс. до н.э. в кругах, оппозиционных официальному иудаистскому культу, сложилось представление об устарелости древнего (Ветхого) Завета, который должен быть дополнен Новым Заветом. В качестве Нового Завета выступало, в частности, учение ессеев (кумранской общины), а также христианское учение. Объединение Ветхого и Нового заветов стало возможным и необходимым благодаря тому, что согласно традиции, распространенной в древнем сиро-палестинском регионе, новый закон не отменял, но дополнял предшествующий. С христианской точки зрения Б. вобрала в себя историю откровения и союзов Бога с людьми, которая начинается от Адама, библейских патриархов и откровения Моисею на горе Синай и завершается «благой вестью» (евангелием) о спасении, принесенной Иисусом Христом. Ислам также признает Б. Священной книгой, хотя и уступающей в святости Корану. Б. активно использовалась и используется церковью для идеологического обеспечения государственного устройства. В то же время она являлась в древности и в средние века и остается в настоящее время источником, откуда верующие люди, выступающие против угнетения и несправедливости, черпали и черпают обоснования для своих действий. Библейские сюжеты широко разрабатываются в художественной литературе, музыке, живописи, скульптуре.

Благовещение Богородицы - один из двунадесятых праздников русского православия. Отмечается 25 марта (7 апреля) в память о сообщении архангелом Гавриилом деве Марии «благой вести» о грядущем рождении сына божьего Иисуса Христа. По интерпретации богословов, в этот день было «положено начало таинственному общению Бога с че

256


БЛАГОДАТЬ

ловеками». Отсюда особая значимость праздника для верующих. Б. вошло в христианский календарь лишь в IV в. Его дату установили, отсчитав от Рождества вспять 9 месяцев - обычный срок беременности женщин. На Русь Б. пришло вместе с другими христианскими праздниками и обрядами в конце X в.

Благодать (греч.- харизма) - в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с Богом. В отличие от католицизма, считающего Б. единственным условием спасения, православие не исключает и собственных усилий человека. Человек в силу свободы воли может принять божественность Б. или же ее отвергнуть. Отсюда следует, что только осознанная и непоколебимая вера в Бога является решающим условием развития в человеке высших духовных потребностей, реализуемых в богоупотреблении. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство, чем обосновывается его решающая роль в процессе спасения.

Благословение - особый знак рукой или возложение рук на голову. Совершается архиереями или священниками и символизирует передачу («преподание») благословляемым «благодати божьей». На праздник Преображения Господня служители культа проводят Б. плодов - окропление «святой водой» принесенных в храм созревших к тому времени фруктов (главным образом яблок и груш) и овощей. На всенощной, как напоминание верующим о насыщении Иисусом Христом пятью хлебами 5 тысяч человек совершается Б. хлебов, пшеницы, вина и елея. Культовая практика Б. уходит корнями в первобытную магию, откуда и заимствована христианством.

Благочинный - административно-судебное должностное лицо в православной церкви, помощник епископа, осуществляющий надзор за церквами и духовенством одного из районов епархии - благочиния (от 10 до 30 церквей). Должность введена при Петре I. «Духовным регламентом» 1719 г. в обязанность Б. вменялось доносить епископу о состоянии дел в приходах, о поведении церковников. Позднее утвердилась должность старших Б., призванных осуществлять надзор за Б. Кроме того, имеются Б. монастырей для надзора за настоятелями и монахами.

17-1047 257


БЛАЖЕННЕЙШИЙ

Блаженнейший - титул патриарха, а также митрополита, возглавляющего автокефальную поместную церковь.

Бог - в современных религиях олицетворение верховной, не зависящей ни от чего другого субстанции, наделенной высшим разумом, абсолютным совершенством, всемогуществом, сотворившей мир и управляющей им (в исламе - Аллах, в иудаизме - Яхве, в христианстве существует в виде Троицы: Бог-Отец; Бог-Сын; Бог-Дух Святой).

Богодухновенность - религиозная концепция, утверждающая что «святые книги» даны людям Богом или богами в виде откровения. Христиане считают богодухновенными Ветхий и Новый заветы. Научная критика показала, что эти книги являются памятниками культуры, возникшими в определенную историческую эпоху, имеющими земных авторов. В христианском богословии высказывались различные точки зрения на Б. Библии. Часть богословов (Афинагор, Юстин Мученик, Тертуллиан) считали, что в Библии богодухновенно не только содержание, но и каждое слово, каждая буква. Другие богословы (Ориген, Епифаний, Иероним, Василий Великий, Иоанн Златоуст) аллегорически толковали некоторые места Библии. Третья точка зрения высказывается богословами-модернистами, стремящимися ограничить Б. библейских книг их общим содержанием.

Богородица, Богоматерь - в христианстве - богиняматерь, дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение «божественного плана» спасения человечества. Культ Богородицы сложился под влиянием языческих культов богинь плодородия, матерей «божественных младенцев», таких как египетская Исида, вавилонская Иштар, финикийская Астарта и др. Он был тесно связан с представлением об умирающем и воскресающем божестве. В христианстве долгое время велись споры между богословами, следует ли считать деву Марию Богородицей. Дева Мария была объявлена христианскими богословами «пречистой», «вечной девственницей» (вопреки упоминанию в Новом Завете о братьях Христа). На Вселенском соборе 431 г. дева Мария была официально признана Богородицей.

Богословие, теология (греч. - учение о Боге) - система раскрытия, обоснования и защиты религиозного вероуче

258


БОГОСЛУЖЕНИЕ

ния и обрядности, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы.

Богослужение - совокупность обусловленных вepoй в сверхъестественное, продиктованных требованиями вероучения культовых обрядов и действий, которые создают иллюзию непосредственного общения верующего с Богом и другими «силами небесными». Обязательный компонент культа православия, занимающий в нем центральное место и доминирующее положение. Совершается священнослужителями при активном участии верующих главным образом в храме по давно разработанному ритуалу и рассматривается церковью как важнейшее средство комплексного воздействия на эмоционально-эстетическое состояние присутствующих в храме с целью возбуждения у них чувства личного приобщения к «высшему миру». Б. призвано, помимо всего прочего, привить верующему сознание своей исключительности, богоизбранности и тем противопоставить его неверующим как лишенным возможности «богообщения». Православное Б., состоящее из славословия, благодарения и прошения, - рецидив древней магии, первобытного колдовства. Оно включает в себя такие колдовские действия, как молитвы, поклоны, осенение себя крестным знамением, зажигание лампад и свечей, прикладывание к иконам и кресту, песнопения и пр. Б. подразделяется на общественное, главным компонентом которого является литургия, и частное: требы, молебны, заупокойные службы и т.п. Регламентируется Б. церковным Уставом (Трипиконом); внеуставных Б. православие не признает. Совершается православное Б., на национальных языках; используются и мертвые языки (в Русской православной церкви - церковнославянский). Хотя православное Б. - наследие византийских времен, каждая поместная православная церковь внесла в него свои элементы, которые существенного значения не имеют, но зато придают Б. этнически специфическую окраску и тем самым ставят национальное на службу религиозному.