Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 32 из 67)

152


совершенства и полного спокойствия, выключенное из круговорота смертей и рождения (сансары).

Важной особенностью буддизма как религии является специфическое учение о спасении. Для человека европейской культуры характерно представление о бытии его личности как о величайшей ценности, отсюда и в религиозных учениях о спасении речь идет о сохранении и после смерти способности чувствовать, мыслить, наслаждаться. В буддизме же естественным состоянием любой жизни объявляется страдание. Если для христианина само существование является благом, то для буддиста существование оказывается злом, ибо оно преисполнено страданием. Единственный способ избавления от страданий заключается в подавлении желаний, порождающих страдания, для чего необходимо следовать учению Будды.

Ранний буддизм отличался простотой обрядности. Ее главными элементами являлись: культ Будду, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением, проповедью и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма, связанные с личностью Будды и его ближайших соратников (телесные останки Будды после сожжения его тела, разделенные на 8 частей, каждая из которых хранится в специальном храме; зубу Будды, его вещи и даже тень, которую он оставил в местах своего пребывания). Позже к культу Будды добавилось почитание бодисата «тех, чья сущность - знание» - божеств, находящихся на пути превращения человека в Будду и не погрузившихся в нирвану только из-за желания указать путь к спасению другим людям. Обрядность заметно усложнилась: были введены молитвы и разного рода магические заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал. В буддийском культе имеют место поклонение духам гор, обожествление ряда животных, различные религиозные праздники, сопровождаемые мистериями.

3. Основные направления буддизма. Буддизм как мировая религия не является однородным. Распространяясь в различных странах, буддийское вероучение не смогло сохранить своего единства. Уже через 100 лет после смерти Будды насчитывалось 17 толков буддизма и 6 конкурирующих сект, основанных современниками Будды. В I в.н.э. в буддизме произошел раскол и образовались 2 вет

153


ви: махаяна («широкий путь спасения») и хинаяна («узкий путь спасения»). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, тесно связанная с ранним буддизмом, получила распространение на Цейлоне, а позже в странах Юго-Восточной Азии. Ее сторонники признают Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое может быть достигнуто только через уход от мира, только через монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор здесь сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Если в хинаяне дело спасения находилось целиком в руках самого спасающегося (ни от кого из боговпокровителей это не зависело), то в махаяне большая роль отводится институту бодисатв. Бодисатвы в Махаяне - это святые подвижники, богоподобные существа, достигшие берега спасения и получившие право погрузиться в нирвану, но добровольно отказавшиеся от этого шага. Оставаясь среди людей, они используют свое могущество для облегчения их страданий и для их спасения. Выполнив эту роль, бодисатва становится богом, которому молятся, в его честь совершают обряды. Учение о бодисатвах, достижимых для молитв и обрядов, сделало понятным для простых людей тот конечный итог, к которому должны привести все религиозные усилия в данной жизни. Вместо туманной нирваны на первое место выдвигается самый обыкновенный рай - царство бодисатв, попав в которое, душа может непосредственно с ними общаться и набираться добродетелей для окончательного спасения.

В махаяне существенным образом изменяются роль и значение монахов в спасении. Они представляют собой отрешившиеся от жизни ради личного спасения существа и проповедников учения. Их основная роль - быть промежуточной ступенью между верующими и бодисатвами. Они маги и заклинатели богов. Естественно, что при этом начинают быстро развиваться культ, сложные магические приемы воздействия на сверхъестественные силы для умилостивления добрых и обезвреживания злых. В культ широко включаются изобразительное искусство, архитектура, элементы театрального искусства в форме всевозможных сложных обрядов, музыка, танец. Постепенно в

154


Махаяне сложилась та форма буддизма, которая дала ему возможность быстро распространиться за пределы Индии и быть принятой самыми различными азиатскими народами.

Существовало и третье направление буддизма, которое сформировалось в середине первого тысячелетия - это учение буддийского тантризма, или «ваджраяны» («алмазная колесница»). Ряд специалистов не выделяют его в особое направление буддизма, а считают одним из ведущих течений махаяны. Наибольшей популярностью это течение пользовалось в Тибете, Ваджраяна, или тантризм (от слова «тантра» - тайное знание, поток, непрерывность), утверждает, что путь тайной мантры (магической формулы № 61) может привести к мгновенному, как удар молнии, просветлению и достижению состояния Будды в течение одной человеческой жизни.

В ваджраяне возрастают вера в авторитет духовного наставника, огромное значение в ней имеет практика медитации, эзотерические предназначенные исключительно для посвященных, ритуалы. Для тантризма характерно поклонение некоему половому энергетическому началу, в связи с этим практически все персонажи тантристского пантеона (Будды и бодисатвы) имеют свое женское соответствие. Идеи тантризма оказали большое влияние на искусство позднего буддизма, где наряду с образами крайнего аскетизма и спокойствия присутствуют не только полные страсти, но и откровенно эротические образы.

Начиная с I в.н.э. буддизм проникает в Китай и к XI в. достигает там наивысшего расцвета. Наиболее самобытным направлением буддизма в Китае была школа чань («сосредоточение»). Чань-буддизм - это прежде всего китаизированный буддизм. Распространяясь в Китае, буддизм испытал сильное влияние идей даосизма, последователи которого рассматривали человека как природное космическое существо, беспрекословно подчиняющееся законам дао. Кроме этого чань-буддизм испытал влияние традиционного китайского рационализма и прагматизма и вследствие этого утратил значительную часть своего мистического содержания.

Основателем чань-буддизма, а также знаменитого монастыря Шаолинь, считается приехавший в VI в. из Индии Бодхидхарма, разработавший новые приемы сосредоточения посредством продолжительных медитаций Бодхидхарма определил основные принципы чань-буддизма в

155


двух своих изречениях: «Особая передача вне учения» и «Не опираться на слова и писания». Отсюда установка на передачу информации непосредственно от учителя к ученику без произнесения слов. Коротко говоря, сущность чань-буддизма заключается в отождествлении объекта и субъекта, в растворении «Я» в «не-Я» и наоборот, как бы в погружении в непрерывный поток чистого и свободного сознания. Постижение истины - это и есть освобождение от понятийного словесного мира и погружение в мир, не разделенный на предметы и вещи, в мир, где отсутствуют логика, пространство и время, конечность и бесконечность. Это становится возможным, если научиться так управлять собственной психикой, чтобы по желанию погружаться в ее глубинные пласты, в сферу бессознательного.

Одним из основных способов чаньской психической регуляции является так называемая медитация. Медитация осуществляется при лишенном каких-либо образов или мыслей сосредоточении сознания в одной точке с максимальным расслаблением тела. Она обычно начинается с сознательной концентрации внимания, когда медитирующий сосредотачивает его в одной точке и интенсивно «всматривается» своим внутренним взором в «пустоту», стремится опустошить свое сознание от каких-либо мыслей и образов. Это состояние называется «сознанием, лишенным мысли». На следующей стадии медитирующий вырабатывает способность к несознательной или бессознательной концентрации внимания, когда сознание свободно как вода, течет от объекта к объекту без всякого контроля со стороны индивидуального «Я». Развитая таким образом способность медитации дает возможность чань-буддисту переживать «пустотность», «иллюзорность» всех вещей и явлений и достигать просветления.

Для облегчения трудностей медитации, связанных с преодолением логической, контролирующей функции сознания, в чань-буддизме были разработаны специальные приемы, главными из которых стали метод коан и метод мондо. Метод коан заключался в обдумывании учеником логически бессмысленных суждений, сообщаемых ему учителем. Например, могли быть суждения такого типа: «Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до рождения?», «Обладает ли собака природой Будды?». Метод мондо («огневой беседы») - это диалог учителя и ученика, в ходе которого они обмениваются внешне ничего

156


не значащими репликами. Оба эти метода помогли человеку перестать мыслить логически и перейти на другой, ассоциативный уровень сознания, который свободен от контроля индивидуального «Я». Для этих целей использовались специальные буддийские тексты, которые изобилуют резными парадоксальными суждениями.

Школа чань-буддизма получила широкое распространение в средневековой Японии, где она называлась дзэнбуддизм. Здесь возникло множество направлений японского буддизма, среди которых наиболее известны «сото» и «риндай», различающиеся методами медитации. Для «сото» характерно стремление «забыть самого себя», даже забыть, что ты хочешь стать Буддой, сниться с природой, погрузиться в ее красоту. «Риндай» широко культивировала приемы коан и мондо. Отличительной чертой чаньбуддизма и дзэн-буддизма является положительное отношение к мирской жизни и участию в труде. Внутреннюю жизнь верующих этих направлений буддизма не нарушают треволнения, происходящие в реальной жизни, сложности и трудности людского бытия. Именно это вызывает интерес к дзэн-буддизму современного человека, в особенности врачей, психологов, философов, представителей творческой интеллигенции, спортсменов. Чаньбуддизм и дзэн-буддизм сыграли огромную роль в развитии изобразительного искусства Китая и Японии, их идеи легли в основу военно-прикладных искусств, различных видов боевого единоборства (у-шу, карате, кун-фу, дзюдо, тейквондо и др.)