Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 20 из 67)

93


массового уничтожения, поэтому можно говорить о «конвенциональной войне», где сохраняет свое значение традиционная трактовка войны, ведущейся, по выражению Ф. Аквинского, на «достаточном основании». В настоящее время в международной политике линия церкви направлена на укрепление силы международного права, на поддержание между странами добрососедских отношений, противодействие тоталитарным режимам, содействие укреплению международного единства вместе с ростом влияния международных организаций, особенно ООН, с правом вмешиваться в разгорающиеся вооруженные конфликты.

Особую позицию католическая церковь занимает в вопросе о развивающихся странах, где конфликт богатства и бедности, социальная несправедливость приобрели особенно острый характер. Церковь призывает развитые страны оказывать действенную поддержку этим странам, избегая при этом политики неоколониализма. Усиленное внимание в последнее время обращено к странам Восточной Европы, восстановление в которых нормальной жизни крайне сложно без помощи извне. В одном из своих выступлений Иоанн Павел II заметил следующее: «Помощь со стороны других стран, прежде всего, европейских, составляющих часть той же самой истории и несущих на себе ответственность, является долгом справедливости.»

В современной социальной доктрине католической церкви находят свое развитие и другие проблемы, такие, как демократия, культура, экология и т.п. Эволюция проблематики осуществляется не только в направлении углубления религиозного ее истолкования, но и с учетом необходимости гуманистического преобразования общества. Многие проблемы социального развития находятся в центре внимания нынешнего папы Иоанна Павла II.

Папа Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла) родился 18 мая 1920 г. в городе Вадовицы близ Кракова, в семье мелкого служащего. Перед войной поступил в Ягеллонский университет (Краков), где не только изучал философию и польскую филологию, но и создал студенческий театр, для которого сам писал пьесы, где исполнял главные роли. Изза закрытия университета немецко-фашисткими оккупантами был вынужден прервать учебу. До освобождения Польши в 1945 г. работал на химическом

94


предприятии близ Кракова, а затем в каменоломне, одновременно посещая занятия (с 1942 г.) в нелегально действовавшей католической семинарии.

В 1946 г. принял сан священника и в течение двух лет учился в Римском католическом колледже «Ангеликум», где защитил кандидатскую диссертацию. До середины 50-х гг. преподавал в семинариях и на теологическом факультете Ягеллонского университета, а после упразднения этого факультета в 1954 г. работал на кафедре этики Люблинского католического университета. В 1958 г. защитил докторскую диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера». Является автором книг «Любовь и ответственность», «Личность и поступок» и около 800 философскотеологических статей.

С 1958г.- епископ, затеи архиепископ (1964 г.), кардинал (1967г.), митрополит Краковский. Принимал активное участие в подготовке документов II Ватиканского собора (1962-1965), 24 октября 1978 г. был избран на высший пост в Римско-католической церкви и взял себе имя Иоанн Павел II. За всю историю церкви это первый папа - не итальянец. При Иоанне Павле II Святой Престол установил дипломатические отношения с 40 странами и возобновил прерванные связи еще с шестью.

Папа Иоан Павел II является автором социальных энциклик: «Богатый в милосердии», «Трудом своим», «Забота об общественном» и др. По мнению папы социальные конфликты проистекают в обществе из-за обусловленного грехом разлада в самом человеке и дезинтеграции его с миром.

Католическая церковь сегодня располагает огромными финансовыми средствами, широкой сетью информационных систем, она финансирует и организационно поддерживает множество католических школ, колледжей, институтов и университетов, а также исследовательских центров в системе папской Академии наук. Она продолжает оказывать заметное влияние на духовное состояние народов всего мира.

Основные даты

1204 г. - захват Константинополя крестоносцами;

95


1216 г. - основание доминиканского монашеского ордена;

1225 -1274 гг. - даты жизни Фомы Аквинского, видного католического богослова и философа;

1439 г. - Флорентийская уния, попытка объединить католическую и православную церкви;

1534 г. - основание Игнатием Лойолой ордена иезуитов;

1596 г. - учреждение Брестской церковной унии;

1869-1870 гг. - I Ватиканский собор;

1962-1965 гг. - II Ватиканский собор;

1978 г. - избрание на папский престол Иоанна Павла II;

Основные понятия

Папа(папство), костел, католицизм, индульгенция, инквизиция, понтификат, месса, целибат, ордены, иезуиты, доминиканцы, бенедиктинцы, примас, униатство, реквием, Святой Престол, филиокве, капеллан, кардинал, энциклика, булла, Ватикан.

Вопросы для контроля

1. В чем состоят особенности католицизма?

2. Когда и как возникло папство?

3. Каковы догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей?

4. Что такое инквизиция?

5. Какие монашеские ордены наиболее известны в католической церкви?

6. Как католическая церковь рассматривает проблему войны и мира?

7. Каково отношение к Римско-католической церкви в постсоветской России?

Темы рефератов

1. Особенности католического вероучения и культа.

2. Организация Римско-католической церкви.

3. Ватикан.

4. Социальное учение католицизма.

5. Жизнь и деятельность Иоанна Павла II.

6. Католицизм и глобальные проблемы современности.

96


Темы контрольных работ

1. Католицизм в современном мире.

2. Социальные воззрения Иоанна Павла II.

3. Политическая деятельность Ватикана в XX в.

4. Место и роль монашеских орденов в католицизме.

5. Второй Ватиканский собор.

6. Католицизм в России.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите отличительные особенности католического культа. Кому принадлежат следующие имена: Фома Аквинский, Игнатий Лойола, Иоанн Павел II ?

2. Охарактеризуйте роль Римско-католической церкви в жизни современного мира.

3. Дайте оценку современного состояния отношений между Ватиканом и Русской православной церковью.

4. Решите кроссворд по теме

Католицизм

97


1. Полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

2. Централизованное монашеское объединение, действующее согласно уставу.

3. Алтарный выступ в христианском храме.

4. Ягненок, которого использовали как жертвенное животное.

5. Обязательное безбрачие католического духовенства.

6. Магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, предает людям сверхъестественную силу.

7. Подземное царство, местопребывание душ грешников.

8. Лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов.

9. Клятвенное обещание, которое верующие дают Богу.

10. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению.

Литература

Арну А. История инквизиции. СПб,1995.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М.,1975.

Гергей Е. История папства. М.,1996.

Григулевич И.Р. Папство: век XX.М., 1978.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке.М., 1980.

Иоанн Павел II. Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе. М.,1993.

Казакова А. Второй Ватиканский собор. М.,1973.

Ковальский Я.В. Папы и папство. М.,1986 .

Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М.,1992.

Красиков А.А. Ватикан: история современности. М.,1991.

Лозинский С. История папства. М.,1986.

Мчедлов М.П. Католицизм. М.,1974.

Папство и его борьба с православием: Сб. статей М.,1993.

Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. М., 1992.

Пупар П. Вера католической церкви. М.,1992.

98


Тема 6. Протестантизм

Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Реформации. С начала XVI в. и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей протестантских церквей, приспособленных к условиям конкретных стран и регионов.

Главной причиной возникновения протестантизма явилось развитие буржуазных отношений в Западной Европе. Католицизм, который стоял на защите феодальных иерархических структур, рассматривался как препятствие на пути формирования новых общественных отношений, вследствие чего Реформация была направлена прежде всего против Римско-католической церкви.

Протестантизм возник и как итог формирования конкретных течений в общественно-религиозной мысли, которые стали складываться в католицизме. Многие мыслители того времени выступали против политического засилия папства в жизни европейских стран, а также с требованием реформы самой католической церкви.

Два католических реформатора - англичанин Джон Уиклиф (1329-1384) и чех Ян Гус (1365-1415) ставили перед собой задачу не только осуществить реформу в католицизме, но и создать самостоятельные, независимые от Рима церкви, близкие по духу раннему христианству.

Джон Уиклиф был профессором теологии Оксфордского университета. В своих трудах «О государственном господстве», «О папской власти» он выступал против светской власти пап, против института монашества, культа святых, отпущения грехов. Наряду с этим он требовал предоставления верующим права самим читать и интерпретировать Библию. Ватикан трижды осуждал взгляды Уиклифа и даже вынес вердикт о сожжении его сочинений.