Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 30 из 67)

Сегодня ислам обладает огромной жизненной силой, продолжая играть большую роль в общественнополитической жизни многих народов мира.

Основные даты

VII в. - зарождение ислама;

570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда;

622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину);

632-634гг. - правление первого преемника Мухаммеда Абу Бекра;

634-644гг. - правление второго халифа Омара;

644-656гг. - правление третьего халифа Османа;

656-661 гг. - правление четвертого халифа Али;

732г. - битва при Пуатье (Франция);

1244г. - завоевание мусульманами Иерусалима;

1453г. - завоевание турками-османами Константинополя, падение Византийской империи;

XVIII-XIX вв.- появление реформаторских движений в исламе: ваххабизма, панисламизма, модернизма и др;

Вторая половина XX в. - возникновение независимых мусульманских государств в Азии, Африке и на Ближнем Востоке;

142


Основные понятия

Ислам (мусульманство, магометанство), Коран, Аллах, Кааба, сура, аят, джихад, газават, халифы, сунниты, шииты, аятолла, мулла, пророк, имам, медресе, гарем, хадж, мечеть, минарет, ураза-байрам, курбан-байрам, фундаментализм, панисламизм, суфизм, ваххабит, хадисы, намаз, закят, шариат.

Вопросы дня контроля

1. Как и когда возник ислам?

2. Как отразилось в мусульманской мифологии и в Ветхом Завете родство древних евреев и арабов?

3. Что такое Коран и какова его структура?

4. Почему ислам считается мировой религией?

5. Каковы основные направления ислама?

6. В чем состоят основные положения вероучения мусульман?

7. Какие существуют основные мусульманские праздники?

8. Какое место занимает «исламский фактор» в развитии современного мира?

Темы рефератов

1. Общественно-исторические условия возникновения ислама.

2. Коран - священная книга мусульман.

3. «Столпы» ислама.

4. Основные мусульманские праздники и обряды.

5. Традиционализм и модернизм в современном исламе.

6. Социально - политические ориентации мусульманских организаций.

7. Ислам в России.

Темы контрольных работ

1. Ислам как мировая религия.

2. Возникновение ислама.

3. Вероучение ислама.

4. Основные направления в исламе.

5. Ислам и современность.

6. Содержание концепции и практика панисламизма.

143


Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте рассказ о жизни и деятельности пророка Мухаммеда.

2. Расскажите, как утверждался ислам. Сопоставьте обстоятельства его распространения с обстоятельствами распространения христианства.

3. Познакомьтесь с текстом Корана. Выпишите и прокомментируйте основные положения мусульманского вероучения, которые содержатся в этом тексте.

4. Найдите на географической карте государства, в которых проживают мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты.

5. Решите кроссворд по теме.

Ислам

По вертикали:

1. Мусульманское феодальное государство с халифом во главе.

2. Девятый месяц мусульманского лунного года хиджры.

3. Составная часть каждой главы Корана.

4. Мусульманское священное предание, состоящее из хадисов.

5. Мусульманский храм в Мекке.

6. Приверженцы одного из двух направлений в исламе.

144


По горизонтали:

7. Один из исламских символов.

8. Название главы Корана.

9. Территория, на которой зародился ислам.

10. Священный город мусульман и место их паломничества.

Литература

Большаков О. Г. История Халифата Т.1 Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.

Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М.,1988.

Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М.,1993.

Ислам. Историографические очерки. /Под общ. ред. С.М.Прозорова, М.,1991.

Ислам: Энциклопедический словарь. М.,1991.

Коран. /Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. Изд.2-е.М.,1986.

Массе А. Ислам. Очерки истории. Пер. с французского М.,1982.

Панова В., Бахтин И. Жизнь Мухаммеда. М., 1990

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.,1991

Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики, М.,1986.

Хрестоматия по исламу./Пер. с арабского. М.,1994.

Шах И. Суфизм. М.,1994.

10-1047 145


Тема 8. Буддизм

Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь развития. В настоящее время она распространена в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, и, кроме того, появилась тенденция ее проникновения в развитые страны Запада.

Из трех мировых религий буддизм наименее изучен. Он принципиально отличается от христианства и ислама, имея множество специфических для идеологии восточных обществ черт. Современный буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный компромисс, и как образ жизни. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к буддийскому мировоззрению, что связано с определенным кризисом традиционных мировоззренческих систем, поиском альтернативных путей решения философских, жизненно важных для человека вопросов.

1. Личность Будды. Согласно буддийским преданиям, основателем этой мировой религии был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха, расположенного в северо-восточной части Индии. Именно этот человек впоследствии становится Буддой, что означает «просветленный высшим знанием», «озаренный истиной», «пробужденный». Обстоятельства его рождения необычны. Мать Сиддхартхи - Майа увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон, и через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело необычным путем - через подмышку. Необычным был и внешний вид младенца - удивительная красота, золотистый цвет кожи и т. д. Немедленно изданный им клич был услышан всеми богами Вселенной, которые возрадовались приходу того, кто сможет пресечь страдания бытия. Один мудрец предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига, и его назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».

Отец Будды с самого детства окружил сына необычайной роскошью. Молодой человек, не выходя из прекрасного дворца, проводил время в развлечениях, лирах и празднествах. Получив отличное светское воспитание, в свое время он женился на прекрасной девушке, которая вскоре

46


родила сына. Однако, вопреки воле отца, Сиддхартха в возрасте 33-х лет тайно покидает дворец, навсегда оставив свою семью. Причиной тому были знаменитые «четыре встречи»: с покрытым язвами тяжело страдающим больным, со сгорбленным стариком, с погребальной процессией, с нищим монахом, который добровольно отрекся от обеспеченной жизни и нашел в отшельничестве душевный покой. Первые три встречи потрясли его, вызвав глубочайшие переживания по поводу безысходности и неотвратимости человеческого страдания и смерти. Четвертая же встреча вселила в него некоторую надежду и как бы указала направление, на котором следует искать путь к избавлению от страданий. Поэтому на просьбу отца вернуться домой, чтобы со временем наследовать его власть и богатство, Сиддхартха отвечает, что возвращение домой было бы возможным при условии, если бы отец смог гарантировать ему неиссякаемое здоровье, вечную молодость, бессмертие и богатство.

Семь лет провел Сиддхартха Гаутама в дремучем лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, всячески изнуряя свое тело с целью достичь душевного покоя и познать истину. Предание гласит, что в конце концов он научился питаться одним конопляным зернышком в день, постоянно размышляя над текстами священных книг брахманов. Однако все это не принесло душевного удовлетворения молодому отшельнику, который понимает что не в отшельничестве и аскетизме правильный путь спасения. Наконец, отказавшись от ложных премудростей, путем внезапного озарения, достигнутого долгим и глубоким сосредоточением, Сиддхартха Гаутама открыл путь к спасению и стал Буддой (просветленным).

Познав причину страдания и путь избавления от него, Будда решил возвестить о своем открытий людям. Однако бог смерти - демон зла Мара пытался воспрепятствовать этому. Преодолев все попытки помешать ему возвестить людям путь к спасению, Будда произносит первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Это произошло в «Оленьем парке» в окружении пяти учеников и двух оленей.

После этой проповеди, т.е. провозглашения «четырех благородных истин», Будда в окружении большого числа учеников 40 лет ходил по городам и деревням СевероВосточной Индии, творя чудеса и проповедуя свое учение.

10* -1047 147


По преданию, умер он в возрасте 80 лет. Перед смертью Будда лег под деревом в позу льва (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся с такими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение. Стремитесь всеми силами к спасению». Смерть Будды считается великим переходом в нирвану. Буддисты чтут дату его смерти, как и моменты рождения и прозрения, и называют «Трижды святым днем».

Различные направления и школы буддизма по-разному датируют годы жизни Будды. Сравнительно недавно буддисты ряда восточных стран условились принять датой смерти Будды день майского полнолуния 544 г. до н.э. и широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма.

2. Вероучение и культ буддизма. Основные положения вероучения буддизма изложены в так называемой канонической литературе, которая зафиксировала откровения самого Будды, записанные его учениками. Сюда же относятся и объяснения догматов, обычаев и моральных требований. Эта литература известна под названием Типитака, или Трипитака, что буквально означает: «Тройная корзина» и переводится так: «Три корзины закона (учения)». Повидимому, тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетеных корзинах.