Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 55 из 67)

Восьмеричный (благородный) путь, срединный путь - путь, который, избегая две крайности - чувственное сладострастие и самоистязание, - ведет к просветлению и освобождению от страданий. Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация.

Всемирный совет церквей (ВСЦ) - одна из самых крупных международных религиозных организаций, центр экуменического движения; призван содействовать достижению вероисповедного единства христианских церквей. Членами ВСЦ являются 306 христианских некатолических церквей из 100 стран мира. Русская православная церковь вступила в члены ВСЦ в 1961 г.

Вход Господень в Иерусалим - один из двунадесятых праздников в русском православии. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой. В основе его лежит евангелическое сказание о том, как Иисус перед своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал его, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. В народе В.Г. в И. называют Вербным воскресеньем, т.к. в церковном ритуале, сложившемся в России, роль пальмовых ветвей играла верба. Бытовало поверье, будто она обладает магическими свойствами, спо

264


ГАУТАМА

собна отпугивать злых духов. Поэтому в жилищах хранили освященные в церкви ветки вербы.

Г

Гаутама - родовое имя царевича Сиддхартхи из рода Шакья, жившего в VII-VI вв. до н.э., достигшего просветления - ставшего Буддой (от санскр. «будх» - будить, пробуждаться), основателя буддизма.

Геенна (греч.) - в мифологии иудаизма, ислама, христианства одно из обозначений ада. Г. - новозаветное название «долины Енномовой» (по-еврейски - Гегинном), простирающейся от горы Сиона до долины Кедронской. По преданию, здесь в древнейшие времена израильтяне приносили детей в жертву Молоху. Царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство превратил долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал ее впоследствии символом ада.

Герменевтика (греч. - разъясняющий) - искусство толкования древних религиозных и исторических текстов, учение о принципах их интерпретации, соединение основы богословия и филологии.

Глоссолалия (греч. - непонятное слово говорить) - согласно вероисповеданиям некоторых христианских конфессий, способность верующего, на которого снизошел Святой Дух, говорить на «иноязыках» («иных», «ангельских» «незнакомых» языках), которая трактуется как его разговор с Богом. Теологическое обоснование идет от новозаветной книги «Деяния апостолов» (2:4 - 18), где повествуется, что на 50-й день после воскресения Христа на апостолов сошел Святой Дух и они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Из этого следует, что апостолы обрели дар проповедовать на языках различных народов мира, ранее им неведомых. Явление Г. наступает, как правило, в результате длительного поста и усиленного экстатического моления, когда молящийся оказывается в состоянии религиозного экстаза и транса и начинает выкрикивать непонятные слова (глоссы), не существующие ни в каком языке, или же бессмысленные сочетания слов и выражений родного или какого-либо иного языка. Проявление Г. рассматривается, например, пятидесятниками как, при

265


ГОВЕНИЕ

сутствие Духа Святого, как акт крещения Духом Святым, означающий достижение верующим состояния святости, получения им божественной благодати, как один из видимых даров Духа Святого.

Говение - приготовление верующего к таинству причащения. Продолжается несколько дней; включает пост, посещение всех храмовых богослужений, молитвы дома, а также исповедь. Причащаться, а, следовательно, говеть православные должны не реже 5 раз в году.

Голгофа (евр. - череп, круглый холм) - гористая возвышенность, где, согласно Евангелиям, был распят Иисус Христос.

Горнее место - в православном храме место за престолом в алтаре, где на возвышении ставится кафедра епископа.

Государственная религия - религия, законодательно признанная в качестве официальной идеологии государства, выполняющая роль духовно-идеологического основания его политики, являющаяся одним из обязательных элементов государственной системы образования и воспитания; в многоконфессиональном обществе Г.р. пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства. Соответствующая ей религиозная организация (церковь, мечеть и т.д.) принимает участие в решении важнейших вопросов государственной жизни, полностью или частично содержится за счет государственного бюджета.

Государственно-церковные отношения - совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и религиозными организациями, одна из составных частей внутренней и внешней политики государства. В основе Г.-ц. о. лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и церкви в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. Государства нормируют и закрепляют свои отношения с религиозными объединениями, как правило, в конституциях и в специальном законодательстве о свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединений. В последнем оговариваются социально-политические и организационные вопросы взаимодействия государства и религиоз

266


ГРЕХОПАДЕНИЕ

ных объединений, условия их хозяйственной, благотворительной, просветительской деятельности, мировоззренческий аспект школьного и вузовскою образования, возможность или невозможность функционирования религиозных структур в армии, пенитенциарных и иных государственных учреждениях и т.д. В мировой практике известны случаи, когда эти нормы подкрепляются двусторонними соглашениями между государством и конкретными церквами, либо международными конфессиональными центрами, например, конкордатами - специальными соглашениями между Ватиканом и правительствами тех или иных государств о положении и правах верующих-католиков и католической церкви в этих странах.

Грехопадение, первородный грех - по библейским представлениям - нарушение первыми людьми Адамом и Евой заповеди Бога об абсолютном повиновении, что повлекло изгнание их из рая, утрату ими и их потомками богоподобия и появление в мире зла, противоречащего божественной сущности. Раннехристианские апологеты Ориген и Климент Александрийский предлагали рассматривать Г. как аллегорический рассказ о душевном состоянии человека. Однако в православии преобладающим и поныне является учение об утере человеком в результате Г. богоподобия (бессмертия, абсолютной святости) и сохранении искаженного образа Бога, т.е. разума и свободной воли, употребляемых чаще всего во зло человеку и природе. Главной целью жизни, по православным представлениям, должно стать восстановление в человеке первоначально созданного образа и подобия, которые достигаются после смерти, но непременно в процессе христианской жизни. Первым условием прощения грехов объявляется принятие крещения, вторым - воскресение из мертвых. Целевое назначение учения о Г. сводится в конечном счете к укреплению позиций религии.

Гроб Господень - гробница, в которой по евангельской легенде, был погребен Иисус Христос после снятия с креста и которую он якобы покинул после своего воскресения. Находится в Иерусалиме в Воскресенском храме, принадлежащем нескольким христианским конфессиональным группировкам, в т.ч. Иерусалимской православной церкви. Паломничество в Иерусалим, регулярно совершаемое

267


ДАЛАЙ-ЛАМА

представителями православных церквей, обычно называется поездкой ко «Г.г.». На гробнице совершается литургия в присутствии и с участием паломников. В Иерусалимской православной церкви есть орден и медаль Святого гроба.

Д

Далай-лама (монг.-тиб. - «океан-учитель») - титул политического (до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР) и духовного главы тибетского народа. Считается воплощением бодхисатвы Авалокитешвары - бодхисатвы милосердия. Всего насчитывается 14 таких земных воплощений. В настоящее время существует Далай-лама XIV (Агван Лобсан Тенцин-гьяцо, род. 1935 г.), после 1959 г. проживающий в г. Дхармасале (Индия) и осуществляющий духовное руководство буддистами Тибета и других территорий, оказавшихся в сфере влияния тибетской культуры и тибетского буддизма (Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува, Бутан и др.).

Дао (кит. - путь) - одно из основных понятий китайской философии; в конфуцианстве - «путь человека», нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок, являющиеся первопричиной Вселенной и ее главных закономерностей в земной жизни; в даосизме - приобретает уже не этическое, а онтологическое значение; под ним понимается первооснова и закономерность сущего, его порождающее начало; в противоположность конфуцианству Д. воплощает здесь призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, близкой к природе жизни.

Даосизм - религиозно-философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддизмом. Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао-Цзы. Философское учение складывалось на протяжении нескольких веков (IV-III вв. до н.э.), даосская традиция относит возникновение учения к более раннему времени (VI-V вв. до н.э.). Даосизм как религиозное направление сформировался значительно позднее - в начале первых веков нашей эры. Основным содержанием учения является понятие «дао», являющееся сущностью и первопричиной мира. Это естественный «путь», по кото

268


ДАРОНОСИЦА

рому следуют все люди и весь окружающий мир, закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Отсюда следует принцип следования дао, согласующегося с природой человека и Вселенной. При соблюдении этого принципа важное значение имеет понятие «увэй» - «недеяние», приводящее к совершенству, полной свободе, успеху и процветанию. Всякое деяние не соответствующее дао, приводит к неудаче и гибели. Истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, не печалится о жизни и смерти, пребывает в спокойствии и гармонии. Важнейшим мыслителем, оказавшим влияние на философию даосизма, является Чжуан-цэы (IV — III вв. до н.э.) Религиозный даосизм образовал своего рода «церковь», иерархическую структуру, включая в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т.д. В VII-X вв. стал неотъемлемой частью верований и обрядов широких народных масс, частью синкретической системы наряду с буддизмом и конфуцианством, которые оказали влияние на его формирование. В отдельные периоды истории Китая подвергался гонениям и притеснениям, его идеология оказала влияние на творчество китайских художников, писателей, поэтов. Даосизм получил распространение в странах Дальневосточного региона, в настоящее время существуют даосские религиозные объединения в странах западного мира и в России (9 религиозных объединений).