Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 18 из 67)

84


ку его полномочия в целом совпадают с функциями премьер-министра любого светского государства.

Помимо государственного секретариата, в состав курии входят 9 своеобразных министерств - конгрегации - по вопросам вероучений, восточных церквей, богослужения и соблюдения таинств, ленонизации, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни, католического образования. Другими самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии, апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью церкви.

С 1936 г. при Ватикане действует Папская академия наук, призванная содействовать развитию естественных и точных наук. Члены Академии назначаются лично папой, но не подчинены Святому престолу и свободны в своих научных изысканиях. Ими могут быть граждане любой страны. В 1990 г. известный физик Р.З. Сагдеев стал первым российским членом Папской академии наук. Официальным печатным органом Ватикана является газета «Обсерваторе романо» («Римский наблюдатель»). Ватиканское радио ведет ежедневное вещание на 34 языках, а общая продолжительность передач достигает 242 часов в неделю. С 1983 г. действует и ватиканский телецентр.

Католическая церковь как организация сложилась в условиях феодализма и приняла форму, типичную для административного устройства феодального государства. Первичной ячейкой католической церкви является приход (парафия), который управляется священником. Приходский священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но декан является лишь связующим звеном между приходом и папской курией. Деканаты объединяются в свою очередь в более крупные подразделения - диоцезы, которыми управляют епископы. Несколько диоцез образуют митрополию, или архиепископство. Архиепископы (митрополиты), как и примасы (главы национальных церквей), в настоящее время скорее почетные звания, так как каждый епископ подчиняется непосредственно папе. Высший (после папы) духовный чин в католической церкви - кардинал. Кардиналов назначает сам папа с согласия консистории

85


собрания кардинальской коллегии. Римский папа - абсолютный пожизненный правитель церкви - избирается через 18 дней после смерти очередного главы Ватикана кардиналами, которых созывают по этому случаю на специальное закрытое собрание - конклав. Для избрания папы требуется 2/3 голосов участников конклава плюс один голос. Число участников конклава не должно превышать 120. По католическому учению, в папе сосредоточена вся полнота церковной власти: без его санкции ни в одной стране не может быть поставлен или отставлен епископ, созван собор, издан какой-либо церковный закон. Своими декреталиями и буллами папа может не только определять всю жизнь церкви, но и устанавливать либо изменять церковные обряды и каноны (правила церковной организации, вероучения и культа).

Папе воздаются особые церковные почести. Новоизбранный папа восходит на престол, на котором приносится бескровная жертва, возлагает на себя корону-не простую епископскую митру, а тиару, т.е. тройную корону, в знак получаемой им власти в церкви, в земном и загробном мирах. На официальных приемах у папы все представители высшей церковной иерархии должны преклоняться перед ним и целовать его туфлю, на которой изображен крест. Во время торжественных процессий папа появляется перед народом на устанавливаемом на носилках троне, под балдахином, в сопровождении множества церковных сановников и дает благословение не только городу Риму, но и всему миру.

Католическая церковь располагает огромной армией священнослужителей и монахов. В 1996 г. в мире насчитывалось около 450 тыс. священников, действующих почти в 200 тыс. приходов, свыше 1 млн. монахов и монахинь. Монахини, а их большинство (866 тыс.), работают в сфере здравоохранения, воспитания, образования, миссионерстве. Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордены. Внутренняя жизнь каждого ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую степень централизации власти, требующей безусловного подчинения указаниям сверху. Имеются «нищенствующие» ордены - францисканцев, бернардинцев, капуцинов, доминиканцев и некоторых других, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим постоянный

86


доход. Другие ордены, которые не причисляют себя к указанной группе обладают правом зарабатывать деньги идущие в церковную казну или на благотворительные цели.

Особое место среди католических монашеских орденов занимал и занимает орден иезуитов, основанный в 1534 г. испанским монахом Игнатием Лойолой. Орден подставляет собой элитарное «государство в государстве» со строгой централизацией (абсолютная власть внутри ордена принадлежит генералу ордена), строгой субординацией и беспрекословным подчинением младших старшим. В настоящее время орден иезуитов руководит 177 католическими университетами и культурными центрами, рассеянными по всему миру, а также 500 школами, которые посещают 1,5 млн. человек. Этот орден, так же как и другие (всего в католической церкви около 140 монашеских орденов), активно занимается религиозно-политической пропагандой, религиозно-воспитательной и другой деятельностью в различных уголках мира. Поразительна миссионерская деятельность католических монашеских орденов Доминиканцы, например, называвшие себя «псами господа» (Domini canes), что было созвучно с именем монаха Доминика, основавшего орден в 1216 г. уже в 1233 г. появились на Руси и основали под Киевом свой монастырь. В 1247 г. они проникли в Монголию, а в 1272 г. в Китай, затем в Японию и другие азиатские страны.

Ордену иезуитов принадлежит «заслуга» создания так называемой униатской церкви среди православного населения в Польше, в Литве, в западных землях Белоруссии и Украины. Потерпев неудачу в нескольких попытках распространить здесь католицизм силой, иезуиты прибегли к хитрости и обману. Они учредили церковь «восточного обряда», где сохранялся православный культ, но считалось обязательным упоминание «патриарха Вселенского Папы римского». В 1596 г. было объявлено о создании Брестской унии, униатской церкви «восточного обряда», перешедшей под юрисдикцию папы Римского. Сразу же на этих землях православие было объявлено вне закона и подвергалось жестоким гонениям. Особенно трагичным было положение православных верующих в Польше. На Украине более 700 храмов были превращены в униатские, а в 1692 г. была принуждена к унии последняя православная епархия Львовская. И только присоединение Украины (Малороссии) к России остановило эту экспансию католицизма на Восток

87


Католическая церковь на протяжении всей своей истории проявляла суровую нетерпимость к инакомыслию. Вопреки духу заповедей Христовых иерархия создала суды инквизиции. Система инквизиции (от лат. - розыск) включала в себя такую последовательность: донос - обвинение следствие - допрос - пытки - приговор - аутодафе (публичное объявление приговора и сожжение на костре). Преступления «святой» инквизиции, совершенные в течение шести веков, сохранялись в тайне и стали известны только в результате завоеваний Наполеона, отменившего инквизицию на территории завоеванных им стран.

3. Католицизм в России. На территории славянских народов католичество стало появляться со второй половины IХв. Папа Григорий VII в ХI в., используя междоусобную борьбу русских князей, попытался расширить сферу своего влияния на Востоке с помощью финансовой и военной поддержки отдельных княжеств, а в ХIII в. Иннокентий III благословил рыцарей-крестоносцев Тевтонского и Ливонского орденов на захват северных русских земель. И хотя князь Александр Невский нанес им сокрушительное поражение, Ватикан и в последующие века не оставлял попыток распространить свое влияние на народы России. Подобные действия Святого Престола обусловили негативное отношение к католицизму в России на протяжении нескольких столетий. Вплоть до XVIII в. в Российском государстве практически не было построено ни одного католического храма, да и католиков были единицы.

Официальные отношения между Россией и Ватиканом стали складываться при Екатерине II и в конце XVIII в. между ними был заключен конкордат. С некоторым перерывом папский нунций, аккредитованный с этою времени в России, находился здесь вплоть до 1917 г. К началу XX в. католическое население Российской империи насчитывало свыше 10,5 млн. человек. В общей сложности действовало более 5 тыс. католических костелов, в которых служило 4,3 тыс. священников. На территории России также действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, в которых проживало свыше 700 монахов и монахинь. Первыми католическими орденами, получившими распространение в России с 1724 г. стали францисканцы и доминиканцы. Позже появились августинцы, кармелиты, мериане и другие. Члены монашеских католических

88


орденов занимались не только миссионерской, но также просветительской и благотворительной деятельностью созданием школ, больниц, приютов.

В СССР католическая церковь разделила участь всех других церквей. Непросто складывались отношения между Ватиканом и новым государством. Революционные перемены породили у Святого Престола надежду на возможность активизации католической церкви на территории бывшей Российской империи. Однако утрата православием положения государственной религий и уравнение ее в правах с другими религиями не принесли католикам ожидаемых свобод. Католицизм, как и православие, попал под пресс преследования и унижения.

Камнем преткновения в отношениях между Ватиканом и СССР стал вопрос о судьбе грекокатоликов (униатов) верующих, предки которых перешли в конце XVI в. во время русско-польской войны за Украину под духовную власть Римского папы. Эти верующие оказались в СССР в результате воссоединения всех украинских земель в составе УССР в 1939 г. Столкнувшись с беззаконием сталинского режима, некоторые представители униатского духовенства приветствовали гитлеровских оккупантов как освободителей в 1941 г. Однако в конце Великой Отечественной войны лидеры униатства осудили злодеяния фашистов и начали искать согласия с советскими властями. Советская власть, несмотря на все это, подвергла репрессиям почти все униатское духовенство и в 1946 г. под предлогом добровольного желания верующих вернуться в православие распустила саму Украинскую католическую церковь восточного обряда.