Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 66 из 67)

Хиджра (араб. - выселение, эмиграция) - мусульманское летоисчисление, основанное на лунном календаре (с длиной года в 354 дня), связанное с переселением Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину в 622 г., сыгравшим решающую роль в формировании и распространении ислама (для синхронизации с европейским солнечным календарем существуют специальные таблицы).

Хинаяна (санскр. - малая колесница) - одно из двух основных течений буддизма (так называемый южный буддизм) , распространенное в Шри-Ланке, Бирме, Лаосе, Таиланде и некоторых других странах Юго-Восточной Азии, в котором буддийская концепция «освобождения» облечена в форму личного совершенствования, независимого от внешних условий.

Хиротония (греч. - рукоположение, действие силой рук) - христианское таинство, совершаемое над лицом мужского пола, принадлежащего к клиру и избранного для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера, епископа. Во время обряда Х. вышестоящий священнослужитель полагает руки на голову посвящаемого в сан, в процессе чего на последнего «невидимо нисходят особые дары благодати Божьей». В протестантских церквах посвящаются на служение посредством рукоположения пресвитеры, диаконы и другие служители мужского пола, избранные церковью.

Христианство - одна из трех мировых религий (наряду с исламом и буддизмом), возникшая в I в. н.э. и распадаю

317


ЦЕЛИБАТ

щаяся на три основные ветви - католицизм, православие, протестантизм, объединенные верой во Христа; основным источником вероучения является Библия (прежде всего Новый Завет).

Хурал (монг.) - религиозная служба в монастыре.

Хурде (монг.) - молитвенная мельница, полый цилиндр, в который закладывают молитвенные тексты. Один оборот хурде равнозначен прочтению всех молитв, вложенных в хурде. Устанавливаются на территории монастыря, рядом с храмом.

Ц

Целибат (лат. - неженатый) - обет безбрачия католических священников, узаконенный в XIII в.

Церковное право - совокупность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений. Подразделяется на внутреннее Ц.п., включающее нормы, касающиеся церкви как учреждения (упорядочение сфер деятельности, отношений соподчиненности, мер и средств для достижения церковных задач), а также на внешнее Ц.п., которое распадается на государственноцерковное и межвероисповедальное право. Ц.п. не совпадает с каноническим правом. К каноническому праву относят все то право, которое выработано церковью в эпоху Вселенских соборов на Востоке и до конца Средневековья на Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел. Церковные отношения как в автокефальных церквах восточного православия, так и на Западе только отчасти регулируются каноническим правом, но главным образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковными, так и государственными.

Церковнослужители - представители низшего духовенства в православных и некоторых других христианских церквах, которые выполняют вспомогательную роль в подготовке и проведении богослужений. К церковнослужителям относятся: парамонарь (пономарь), чтец, певец, иподиакон; в монашестве послушник, инок, монах. Над церковнослужителями не совершается таинство священства (хиротонии), они посвящаются в должность лишь благословением архиерея,

318


ЧАСОВНЯ

которое носит название хиротесия. Оно состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку и читает установленные молитвы.

Церковь (греч. - божий дом) - 1) организация верующих, сложившаяся в процессе развития вероучения и объединения людей в рамках общей религии. Для Ц. характерно существование системы обязательных догматов, обрядов (культ). Ее управление, как правило, основано на иерархическом принципе; 2) здание для отправления христианского культа, обязательной составной частью которого являются алтарь и помещение, где находятся молящиеся.

Ч

Часовня - особое здание, увенчанное обычно крестом. В ней могут совершаться богослужения - кроме литургии. (Последняя может быть совершаема при наличии переносного антиминса). Ч. устраивались на кладбищах, при селениях, на площадях, при дорогах, над святыми источниками как для религиозных потребностей так и в ознаменование каких-либо важных событий в церковной и общественной жизни. В годы советской власти большинство Ч. было уничтожено. В настоящее время некоторые из них восстановлены и строятся новые.

Чистилище - согласно католическим верованиям, место в загробном мире, между раем и адом, где души умерших очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай.

Ш

Шабуот, шавуот (др.-евр. - праздник недель), Пятидесятница - еврейский праздник сбора урожая пшеницы в конце мая - начале июня, одновременно отмечаемый как праздник Десяти заповедей или «дарования закона» еврейскому народу на 50-й день после песоха (откровение на горе Синай).

Шайтан (араб.) - в исламе - дьявол, сатана, его еще называют иблис.

Шаманизм - комплекс верований, воззрений и обрядов формировавшийся на протяжении многих веков, в ходе его эволюции более поздние верования наслаивались на ста

319


ШАМБАЛА

рые и формировали нечто целое. Поэтому в Ш. позднейших эпох можно обнаружить представления более древних эпох (культ предков, тотемизм, магия, анимизм и т.д.), когда Ш. охватывал почти всю религиозную практику у того или иного народа. Характерной чертой Ш. является вера в наличие особых людей (шаманов), которые способны выступать посредниками между человеком и каким-нибудь духом. Как правило, шаманы «избираются» тем или иным духом, проходят этап заболевания «шаманской болезнью», которая подтверждает «шаманский дар», и становятся готовыми к исполнению своих обязанностей. По вере окружающих, они способны вылечивать неизлечимые болезни, предсказывать будущее, вызывать изменения в природе и т.д. Общение с духами происходит с помощью особых ритуалов (камланий), во время которых шаман входит в экстатическое состояние. Все это сопровождается ритмическими ударами в специальный шаманский бубен или другой какой-нибудь музыкальный инструмент. На территории России Ш. традиционно распространен у народов Сибири, он выжил в борьбе за существование, несмотря на давление буддизма и христианства. В настоящее время наблюдается возрождение Ш. на территориях его традиционного распространения.

Шамбала - буддийское наименование места пребывания в Гималаях общины великих Матахм. Представления об обители святых и праведников в горах на Востоке распространены по всей Азии (Шамбала, Калапа, Долина Бессмертных), а также России (Беловодье) и в Европе (Рипейский горы, Братство Грааля, Царство Пресвитера Иоанна). Второе значение термина «Ш.» в буддизме - это олицетворение грядущей эпохи добра и истины.

Шариат (араб. - правильный путь к цели) - комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Ш. считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов.

Шейх (араб. - становится старым, стареть) -1) в новое и новейшее время - титул главы племени в Аравии; 2) почетное прозвище крупных религиозных авторитетов, знато

320


ШЕЙХ-УЛЬ-ИСЛАМ

ков религиозных дисциплин, глав суфийских братств, людей, известных своим благочестием.

Шейх-уль-ислам - почетный титул видных мусульманских богословов; данный титул носит глава мусульманшиитов Закавказья.

Шиваизм - одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) - течений современного индуизма, почитание бога Шивы, распространенное, главным образом, в Южной Индии.

Шиизм - второе по числу приверженцев направление в исламе (после суннизма). Последователи шиизма - шииты - признавая Коран божественным откровением, однако, считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али - двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. В Сунне они признают только те хадисы, которые восходят к Али; имеют свое предание - ахбары, сборники которых наряду с Кораном являются источником шариата. Начиная с VII-IX вв. шиизм распался на несколько ответвлений. В странах СНГ последователи шиизма проживают в основном в Азербайджане.

Шииты (араб. - присоединиться к кому-либо) - общее название различных течений и сект, признающих Али ибн Аби Талиба и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммеда. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII в. образовалась политическая группировка сторонников Али, признавшая его исключительное право на верховную власть - имамат. Основное различие между Ш. и суннитами состоит в разном толковании понятия имамат. В то время как для суннитов имам есть духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, шиитский имам является таковым по своей сущности благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому. Алидские имамы (исключая зейдитов) олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип непрерывности пророчества. Однако вопрос о передаче права на имамат тем или иным потомкам Алидов вызывал разногласия и расколы среди Ш. Уже в VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - «умеренное» и

21-1047 321


эпос

«крайнее». К «умеренным» Ш. относят зейдитов и имамитов, которые, если не считать доктрину имамата, недалеко ушли от суннитов. Другое течение представляли так называемые «крайние» Ш., обожествлявшие алидских имамов, и исмаилиты, учение которых весьма далеко отошло от основных положений ислама. В свою очередь, эти ответвления распались на многочисленные секты. В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена и Бахрейна. Последователи различных шиитских сект существуют практически во всех мусульманских странах.