Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 19 из 67)

Первые деловые контакты между Ватиканом и СССР в послевоенный период был установлены при Н. С. Хрущеве после того как Советский Союз вместе с другими государствами обязался уважать неприкосновенность Ватикана как суверенного государства в случае войны.

После долгого перерыва в 1990 г. в Москве приступил к выполнению обязанностей папский нунций в россии. к настоящему времени Святой Престол установил дипломатические отношения со всеми странами СНГ. В 1990-1991 г. Ватикан приступил к реформированию структуры Римско-католической церкви действовавшей на территории тогдашнего Советского Союза и в России в частности. Папа Иоанн Павел II возвел апостольского

89


администратора Минска епископа Тадеуша Кондрусевича в сан архиепископа и назначил его апостольским администратором для католиков европейской части России с резиденцией в Москве. Апостольским администратором азиатской части России с резиденцией в г.Новосибирске был назначен епископ Иозеф Верт. В настоящее время в России действуют около 200 католических приходов, две духовные семинарии, колледж католической теологии им. Фомы Аквинского. Создано католическое информационное агентство «Истина и жизнь», издается одноименный ежемесячный журнал на русском языке с постоянными рубриками «Москва католическая», «Католичество и Россия», «Русские католики».

3. Проблемы социального развития мира в католицизме. Начало современному осмыслению социального развития мира в католицизме положила энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.), имевшая подзаголовок «О положении рабочего класса, или о так называемом социальном вопросе». В этой энциклике содержится анализ социально-экономической ситуации конца XIX в. и определены основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.

Отмечая наличие «социального вопроса» и классовой борьбы как реальных фактов, Лев XIII усматривает их причину в ошибочном общественно-экономическом устройстве, при котором рабочие чувствуют себя одинокими и беззащитными. Следовательно, церковь должна выступить в защиту трудящихся, которые подвергаются жестокой эксплуатации. Этому способствует чрезмерная концентрация собственности в руках «немногочисленной горстки богачей» которая держит практически в рабском положении огромное число пролетариев».

Однако, по утверждению папы, еще более порочным и неприемлемым является социалистическое решение проблем, так как оно имеет своей целью ликвидацию частной собственности, которая служит источником бережливости и средством улучшения жизни. Кроме того, ликвидация частной собственности противоречила бы установленному свыше естественному праву - ведь Бог дал земные блага всем людям и дал потому, что они обладают

90


разумом и, следовательно, способностью позаботиться о своих потребностях. По мнению папы, личная собственность является основой свободы человека, в то время как «общая», обезличенная собственность чревата социальным расстройством: она не создает возможности для развития личности, ее таланта, ограничивает инициативу человека, способствует его порабощению. Папа выступает сторонником «здоровой социальной политики», субъектами которой должны быть церковь, государство и профессиональные объединения самих рабочих. Роль церкви в этой сфере выражается в функциях учителя, воспитателя и субъекта практической любви к ближнему.

Дальнейшим развитием социальной доктрины католицизма явились энциклики папы Пия XI «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис» («Божественное искупление», 1937), в которых активно пропагандировалась выдвинутая фашистами идея корпоративизма как союза рабочих и работодателей. Папа безоговорочно одобрил тезис фашистских идеологов о необходимости создания такого государственного устройства, которое было бы основано «на мирном сотрудничестве социальных классов, ликвидации социалистических организаций и нейтрализации их поползновений».

После того как фашизм стал в Западной Европе основной антикоммунистической и антисоветской силой, Ватикан превратился в его естественного союзника. В конце 30-х гг. Ватикан всячески подталкивал фашистов к развязыванию войны против СССР. Подобный курс существенно подорвал авторитет католической церкви.

В социальной программе папы Иоанна XXIII (начало 60х гг.) прослеживается стремление устранить существующие противоречия между богатыми и бедными и способствовать развитию рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства. В начале 70-х гг. с резкой критикой эксплуатации человека труда, колониализма, национализма и расизма, угнетения «богатым Западом» стран «третьего мира» выступил папа Павел VI. По его мнению «в случае очевидной и длительной тирании существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу», в обществе допустимы социальные революции.

Много нового в социальное учение католицизма привнес понтификат Иоанна Павла II (с 1978 г.). В целом

91


для этого папы характерен пессимистический взгляд на развитие современного мира. Он много говорит и пишет о тех бедствиях, которые обрушились на современную цивилизацию, предупреждает о возможности самоуничтожения человечества, рисует трагедию существования современного человека. В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных цивилизацией - угрозы экологической катастрофы и ядерной войны, пороков общества массового потребления, нарушения прав и свобод человека и т.п., - папа предлагает воплотить в жизнь социальное и этическое учение церкви, придерживаться принципов приоритета личности над вещью, духа над материей. В одной из своих последних энциклик - «Центезимус аннус» («Сотый год», 1991 г.) Иоанн Павел II, характеризуя события в Восточной Европе на рубеже 80-90-х гг., пишет: «Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе ?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, разъясняет Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство католическая церковь не считает совершенным.

Иоанну Павлу II принадлежит ведущее место в разработке современного варианта социальной роли и функций церкви. Церковь предстает в его энцикликах как своеобразный надструктурный институт, не связанный ни с каким общественным строем. Она должна выполнить важную миссию, заключающуюся в освобождении мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. С этой миссией церкви связано и представление ее иерархов о церковной политике. Политика церкви истолковывается Ватиканом исключительно как форма духовного пасторства в мире, служения людям с помощью Евангелия. Не случайно Иоанн Павел II многократно обращался к священнослужителям с призывами избегать участия в политической деятельности.

Современное социальное учение католической церкви большое внимание уделяет проблемам семьи

92


нравственной субстанции общества. Кризис семьи, связанный с разрушением ее патриархальных основ и ростом сексуальной свободы, поставил под вопрос существование одного из гарантов нравственного благополучия общества. Тенденция роста разводов наравне с падением привлекательности семьи вызывает нравственное сопротивление церкви, которая активно выступает против проституции, порнографии, распущенности, безграничной сексуальной свободы. Католическая церковь считает преступлением против человека и человечества аборты - самый безнравственный акт, приносящий в жертву новому сексуальному сознанию незащищенную человеческую жизнь.

Одним из самых важных моментов в социальном учении католицизма является его отношение к государству Католическая церковь как надгосударственное образование постоянно боролась против всевластия государства, хотя основной социальный идеал церкви связан прежде всего с государством. Государственная власть, по её мнению, есть начало порядка, она происходит от Бога. В то же время применение насилия вызвано грехопадением человека. В своей главной функции охраны добра и борьбы со злом государство служит задаче спасения человека и образует единство с церковью. Это единство обуславливает естественное сотрудничество между церковью и государством, где государство выступает материальной опорой церкви, а католическая церковь - его духовной опорой.

В социальной доктрине католической церкви большое внимание уделяется проблеме войны и мира. В традиционном истолковании социальной доктрины, основу которой составляет учение Ф. Аквинского, война (справедливая) представляется как средстве самозащиты, как естественное средство восстановления международной справедливости. По мнению папы Иоанна XXIII и его сторонников, в отличие от традиционного представления война в современном мире может перерасти в тотальную, поэтому церковь должна определенно высказаться за пацифизм. Другое направление в католицизме выступает против пацифизма, доказывая что даже сегодня нельзя смешивать такие понятия, как «война» и «тотальная война». Его приверженцы считают, что не всякая современная война может привести к применению оружия