Смекни!
smekni.com

Основы религоведения (стр. 50 из 67)

239


храмовые сооружения и другие произведения архитектуры и изобразительного искусства в соответствии с их функциональным назначением, как носителей исключительно «священного», то светское государство исходит из более широкого их понимания как общекультурных ценностей, которые должны быть доступны не только верующим, но и нерелигиозной части общества. Такая позиция государства выглядит тем более уместной и справедливой, что среди населения России неверующие, согласно данным социологических исследований, составляют примерно 40 %.

Помимо важности перемен в духовной сфере жизни современного общества, обращает на себя внимание и ряд отрицательных моментов, связанных с религиозным бумом. Так, нередко религию используют определенные политические силы в своих корыстных целях. С другой стороны, растет увлечение внеисповедной мистикой (особенно в молодежной среде). Налицо межконфессиональное соперничество, в нашу духовную жизнь бесцеремонно вторгаются зарубежные религиозные объединения, обладающие огромными финансовыми возможностями.

Чем можно объяснить повышенный интерес к религии? Современные исследователи выделяют следующие причины, или факторы:

1) Прежде всего это политические и правовые перемены, которые привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных гонений на верующих. После того, как были приняты прогрессивные законы о свободе совести, религиозные организации вышли из полуподпольного состояния, а верующим было предоставлено право свободно, без боязни исповедовать свою веру. Это подтверждают сами верующие и религиозные деятели, действующие как в России, так и на Украине.

2) Свое воздействие на состояние общества оказывают общественная неразбериха и ухудшение экономического и экологического положения большей части населения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты. Все это рождает у людей недоверие к заявлениям политиков. У многих возникает чувство страха, непредсказуемым кажется будущее. В результате, разочаровавшись в реальной жизни, в бесчисленных

240


обещаниях, люди обращаются в поисках выхода из сложившихся условий жизни к авторитету религии и церкви.

3) В немалой степени этому способствует стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум нужно было заполнить системой идей и ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Опросы, проведенные среди интеллигенции, выявили характерную для многих ее представителей позицию, исходящую из неправомерности жесткого противопоставления научного знания религиозной вере. Рациональное научное знание и религиозное чувство, базирующееся на ценностном подходе к действительности, взаимно дополняет друг друга, образуя некое единство.

4) Существенный фактор повышения религиозности - это необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший все общество. Люди, привыкшие жить по совести, все чаще стали обращаться к религии и церкви как к оплоту моральных ценностей. Постоянно проявляющиеся в нашем обществе коррупция, спекуляция, пьянство, наркомания мешают нормальной жизни людей и способствуют тому, что многие из них стремятся компенсировать эти пороки обращением к общечеловеческим ценностям, проповедуемым церковью, таким как милосердие, добро, внимание к окружающим. В этих гуманистических ценностях они видят заслон от тех норм и привычек, которые подобно ржавчине разъедают душу, плодят безнравственность, жестокость, отчаяние и страх.

5) Огромное значение в усилении религиозности имеет историческая традиция. Историческая память народа запечатлела прогрессивную деятельность православной Церкви в кризисные и переломные периоды истории нашего общества (формирование Российского) государства, освобождение от татаромонгольского ига, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война). В наши сложные времена к церкви люди обращаются как к надежной общественной силе, которая способна помочь народу выстоять в нелегких условиях современной жизни.

16-1047 241


6) Важнейшей причиной возрастания интереса к религии является повышение национального самосознания, которое вызывает тягу людей к национальным ценностям, в том числе религиозным. По данным социологического опроса, более 60% граждан считают, что религия нужна для сохранения национального самосознания. К тому же религия сближает представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной конфессии. Так, православие объединяет большие и малые народы, живущие в странах СНГ. Ислам сближает культуру и быт татар, башкир, многие кавказские народы и т.д.

Наряду с положительными, следует отметить и ряд отрицательных явлений, связанных с распространением в обществе религиозных идей и взглядов. Прежде всего речь идет о не всегда продуманных действиях в отношении к религии некоторых политических деятелей. Например, вошло в моду присутствие многих государственных деятелей в храмах со свечами в руках. С другой стороны, служители культа становятся чуть ли не обязательными персонами на разного рода приемах, презентациях, митингах, кинофестивалях и т.д. Многие из них стремятся навязать религиозные взгляды учащимся, студентам, воинам. Религиозные организации нередко стремятся решать политические проблемы, что им никак не свойственно. Здесь можно предположить лишь одно противодействие - последовательно отделить государственные вопросы от религиозных. Это особенно необходимо в условиях многоконфессионального общества, когда на территории стран СНГ представлены различные религиозные организации. В обществе следует соблюдать принципы равенства всех конфессий, а также права неверующей части населения.

Попытаемся дать прогноз возможного развития религиозности в нашем обществе. Специалисты считают, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться - число верующих ладей должно составлять примерно 30%. О правомерности подобного прогноза свидетельствует опыт других стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению - процесс очень сложный, и искусственно осуществить ею нельзя. Это подтверждает и промесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с X по XVI в. Вместе с тем массированное

242


воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии в нашей стране.

Религиозность на определенном уровне будет поддерживать активная деятельность служителей культа. Особенно предприимчивыми на этом поприще будут представители зарубежных религиозных организаций, имеющие значительные материальные возможности (средства массовой информации, большие деньги, наличие фондов и т.д.)

Существенную роль в судьбе религиозности будет играть национальный фактор. Религиозные организации будут, с одной стороны, играть умиротворяющую роль в межнациональных конфликтах, а с другой - благодаря деструктивным силам способствовать их разжиганию.

Вопросы личной веры ига неверия будут решаться спокойно, взвешенно, не форсированно, а естественным путем. Люди будут больше уделять внимания подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.)

Страны СНГ, несмотря на значительную религиозность населения, являются в значительной степени секуляризованными странами. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии и церкви, ведь социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных организаций. Для нормального развития общества крайне важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так к интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои, нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость, агрессивность. Очень опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

История показывает, что если склонять людей к следованию только одной мировоззренческой установке, то это идет к конфронтации, различного рода конфликтам. Нередко религиозная нетерпимость, отсутствие цивилизованных отношений между религиозными конфессиями приводили к общественной напряженности. Во многих регионах мира противоречия между различными

16*-1047 243


религиозными системами разрешались часто насильственными методами, несли горе людям. Вспомним борьбу христианской религии с язычеством, противостояние между христианами и мусульманами, столкновения людей разных христианских организаций - католики и протестанты, православные и католики. Свидетельства тому - крестовые походы, Варфоломеевская ночь преследование протестантов в царской России, противостояние католиков и протестантов в Ольстере, католиков и православных в Хорватии и т.д.

К сожалению, на территории СНГ межрелигиозные противоречия проявляют себя все отчетливей, Это опасные тенденции. Так, на Украине одни христиане - униаты отбирают храмы у других христиан, идет борьба между Украинской православной Церковью (УПЦ) и Украинской автокефальной православной Церковью (УАПЦ), между православными Московского патриархата и Киевского патриархата.