Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 122 из 130)

Вопрос о границе между воздушным и космическим про­странством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-пра­вовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана. Надземное про­странство на уровне и выше пределов минимально низких ор­бит спутников не подпадает под суверенитет государств, нахо­дящихся под этим пространством и считается открытым космо­сом.

Космическое пространство, включая Луну и другие небес­ные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на ос­нове равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космиче­ского пространства и небесных тел охватывает и научные ис­следования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического простран­ства и полной демилитаризации небесных тел.

Это означает, что государства — участники Договора обя­зуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массо­вого уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демили­таризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и дру­гие небесные тела: запрещается создание военных баз, соору­жений и укреплений, испытание любых типов оружия и прове­дение военных маневров. Следовательно, на Луне и других не­бесных телах установлен режим полной демилитаризации. Со­глашением о деятельности государств на Луне и других небес­ных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запре­щаются угроза силой или применение силы, любые другие вра­ждебные действия или угроза их совершения; запрещается так­же использование Луны для совершения любых подобных дей­ствий или применения любых подобных угроз в отношении Зем­ли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне во­енного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной деятельности в космосе и на небес­ных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного ору­жия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном иссле­довании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально воз­можной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и меж­дународное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности.

К принципам космического права относится и недопуще­ние вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного ве­щества. Если государство — участник Договора имеет основа­ние полагать, что запланированные им или его гражданами дея­тельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мир­ного исследования и использования космического пространст­ва, то оно обязано провести необходимые международные кон­сультации. Подобные консультации могут запросить любые дру­гие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответствен­ность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими ли­цами. Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществлять­ся с разрешения соответствующего государства — участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае дея­тельности в космосе международной организации ответствен­ность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.

§ 3. Правовой режим космических объектов

Подкосмическими объектами понимаются искусствен­ные тела, которые создаются человеками запускаются в кос­мос. К таким объектам относятся их составные части и средст­ва доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначен­ные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производст­венных процессов, транспортировки грузов. Космические объ­екты могут принадлежать одному или нескольким государст­вам, неправительственному юридическому лицу, международ­ной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участ­ников является обязательной. Государство, запустившее кос­мический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в косми­ческое пространство, регистрирует его путем записи в соответ­ствующий регистр, который должен вестись данным государст­вом. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого ре­гистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляе­мая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

Международное космическое право содержит правила на­хождения космических объектов на естественных небесных те­лах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять по­садку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудова­ние, установки, станции и сооружения в любом месте поверх­ности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объ­екты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции долж­ны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, станций, сооружений не создает права собственности на по­верхность или недра Луны. Для того чтобы каждое, государст­во-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г. о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, стан­ции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю об­наружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Со­глашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое простран­ство. Каждое государство, которое получает сведения или обна­руживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом дру­гом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо госу­дарства, обязано информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осущест­вивших запуск, государство, на территории которого обнару­жен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие запуск, обязаны принять эффективные меры для устранения возмож­ной опасности причинения вреда и в том случае, если государ­ство, обнаружившее космический объект на своей территории или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Тер­мин "власти, осуществившие запуск" относится как к ответст­венным за запуск государствам, так и к международным меж­правительственным организациям.

Государства и межправительственные организации, осу­ществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения иму­щества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность при­чинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого во­проса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавли­вает принцип абсолютной ответственности запускающего госу­дарства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объек­ту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причи­нен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.