Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 78 из 130)

В состав специализированных учреждений наряду с госу­дарствами — членами ООН могут входить и другие государст­ва, но порядок их приема является более сложным. В некото­рых случаях допускается ассоциированное членство несамо­управляющихся территорий.

Устав (иной учредительный акт) определяет организа­ционную структуру и полномочия органов. Так, в рамках ЮНЕСКО функционируют Генеральная конференция, Испол­нительный совет и Секретариат во главе с генеральным дирек­тором; в рамках Международной морской организации — Ас­самблея, Совет, Комитеты и Секретариат во главе с Генераль­ным секретарем. Возможно учреждение в отдельных госу­дарствах представительств Организации. В 1989 г. между ЮНЕСКО и Правительством СССР было подписано Соглаше­ние о создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР (в настоящее время — в Российской Федерации). Директор Бюро является представителем ЮНЕСКО в Российской Федерации. В государствах-членах могут создаваться так называемые на­циональные сотрудничающие органы. В качестве примера можно назвать Комиссию по делам ЮНЕСКО, действующую в Россий­ской Федерации.

Следует также отметить создание в 1993 г. Межведомст­венной комиссии по участию Российской Федерации в между­народных организациях системы ООН, которая наделена функ­циями координации.

§ 7. Региональные международные организации (общая характеристика)

Устав ООН (ст. 52) допускает существование "региональ­ных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопас­ности, которые являются подходящими для региональных дей­ствий", оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мир­ное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право исполь­зовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполи­тические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположен­ных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их раз­мещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского един­ства, Организация американских государств, Ассоциация госу­дарств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовав­шая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевро­пейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятель­ность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Госу­дарств, поскольку формирование этой региональной организа­ции связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.

Одна из особенностей Организации по безопасности и со­трудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские стра­ны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе сред­неазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разру­шает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты Организации Североатлантического дого­вора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Ка­нада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Нор­вегия и др., позднее — ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточ­ной Европы. (Греция, а также Турция, большая часть террито­рии которой находится в Азии). Применительно к первоначаль­но намеченному региональному принципу обеспечения безопас­ности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие 'государства Европы (например, территорию бывшей Югосла­вии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.

Российская Федерация, возражая против планов расшире­ния НАТО за счет включения стран Восточной Европы (на пер­вой стадии — Польши, Чехии и Венгрии), а также стран Бал­тии, не отвергает возможности координации взаимных отноше­ний в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.

Позитивную роль в обеспечении координации стран — чле­нов НАТО и не входящих в этот блок государств могут сыграть Совет Евроатлантического партнерства и совместная програм­ма "Партнерство во имя мира".

26 мая 1997 г. в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантическо­го договора, определяющий механизм консультаций, а также совместного принятия решений и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО.

Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием и перспек­тивами ОБСЕ. С позиций международного права недопустимы как противопоставление этих объединений, так и особенно по­пытки обеспечить НАТО доминирующую роль со ссылками на многолетние традиции и большую эффективность. Имея в виду, что основа ОБСЕ — это все без исключения государства Евро­пы и что в документах ОБСЕ определены четкие ориентиры его общеевропейской деятельности, целесообразна активизация ОБСЕ как главного межгосударственного механизма безопасно­сти и сотрудничества в Европе с одновременными усилиями по совершенствованию НАТО как инструмента содействия ОБСЕ.

При штаб-квартире НАТО в Брюсселе аккредитировано Представительство Российской Федерации. Учреждена Меж­ведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и вы­полнению Основополагающего акта.

§ 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

За двадцать лет существования Совещание по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-пра­вовой институт от международной конференции — механизма многосторонних межгосударственных переговоров и консуль­таций, проводимых в форме регулярных встреч, — эволюцио­нировало к международной организации — Организации по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Как международная конференция СБСЕ проводилось в со­ответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процеду­ры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения: Совещание проводится "вне военных союзов"; государства участвуют в Совещании "в условиях полного равенства"; решения Совещания принимаются на основе консенсуса, который определяется "как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и вы­двигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу".

На Совещании первоначально были представлены 35 госу­дарств, в том числе 33 европейских, а также США и Канада.

В итоге встречи на высшем уровне в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключительный акт, включающий преамбулу и пять разде­лов: "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", "Сотруд­ничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", "Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудниче­ству в Средиземноморье", "Сотрудничество в гуманитарных и других областях", "Дальнейшие шаги после Совещания".

Важнейшей частью первого раздела стала "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководство­ваться во взаимных отношениях", в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, оп­ределяющие их содержание.

Это характеризует Заключительный акт как источник ме­ждународного права.

Кроме того, в нем зафиксированы новые для международ­ного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым от­несены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

В других разделах даны рекомендации относительно со­гласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирую­щие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок рас­пространения и обмена информацией, сотрудничество и обме­ны в области культуры, образования.

Государства-участники заявили о своей решимости "долж­ным образом учитывать и выполнять положения Заключитель­ного акта Совещания" и "продолжать многосторонний процесс, начатый Совещанием", в частности, путем проведения новых встреч на различных уровнях. К ним относятся Мадридская встреча 1980—1983 гг., Стокгольмская конференция "по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Евро­пе" 1984—1986 гг., Венская встреча 1986—1989 гг., встречи на высшем уровне в Париже в ноябре 1990 г., в Хельсинки в июле 1992 г. и в Будапеште в декабре 1994 г., в Лиссабоне в 1996 г. В рамках Совещания состоялись три совещания так называемой Конференции по человеческому измерению СБСЕ (в том числе в Москве в 1991 г.), несколько встреч экспертов по мирному урегулированию споров.