Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 67 из 130)

Недействительность может быть абсолютной, а договор признан ничтожным, если: а) согласие государства на его обя­зательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

б) договор противоречит императивной норме jus cogens (суще­ствующей или возникшей после заключения договора).

Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основаниями являются: а) явное нарушение особо важ­ной нормы внутреннего права государства, касающейся компе­тенции заключать договоры. Нарушение является явным, если оно очевидно для любого государства; б) ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении договора и представляли собой основу для согласия на его обя­зательность, при этом государство не вправе ссылаться на ошиб­ку как на основание для признания договора недействитель­ным, если оно своим поведением способствовало возникнове­нию этой ошибки; в) обман со стороны другого участвующего в переговорах государства; г) прямой или косвенный подкуп пред­ставителя одного государства другим участвовавшим в перего­ворах государством.

Все эти основания свидетельствуют о наличии порока в согласии государства на обязательность для него договора.

Положения признанного недействительным договора не имеют юридической силы. Если на основе такого договора были совершены определенные действия, то каждый участник впра­ве потребовать от другого участника восстановления, насколь­ко это возможно, такого положения, которое существовало до совершения указанных действий. Действия, совершенные доб­росовестно до ссылки на недействительный договор, не счита­ются незаконными.

Если договор признается недействительным в силу проти­воречия императивной норме jus cogens, то участники по воз­можности устраняют последствия любого действия, совершен­ного на основании положения, противоречащего этой норме.

Если договор становится недействительным вследствие воз­никновения новой нормы jus cogens, то государства освобожда­ются от обязательств выполнять договор в дальнейшем.

§ 9. Прекращение и приостановление действия договоров

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения дого­вора решается самими договаривающимися сторонами и фик­сируются в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истече­нии указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с за­ключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предва­рительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по исте­чении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие ин­тересы государства); г) форма и содержание уведомления о де­нонсации.

Иногда право, государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. де­нонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровитель­ством конвенций.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами меж­дународного права основания. Аннулирование, как и денонса­ция, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за ред­ким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования догово­ра, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирова­ния должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания анну­лирования договора: 1) существенное нарушение договора дру­гими участниками; 2) невозможность исполнения договора (унич­тожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" об­стоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в кото­ром определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавлива­ют порядок аннулирования, если даже возможность аннулиро­вания договоров допускается*.


* Пункт 2 ст. 19 Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. посвящен денонсации. В нем говорится, что каждое государство имеет пра­во выйти из договора, если относящиеся к договору исключительные об­стоятельства поставят под угрозу его высшие интересы. "Государство-уча­стник, намеревающееся выйти из Договора, уведомляет депозитария и все другие государства-участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление дается по меньшей мере за 150 дней до предполагаемо­го выхода из настоящего Договора. Оно включает заявление об исключи­тельных обстоятельствах, которые это государство-участник рассматри­вает как поставившие под угрозу его высшие интересы".

В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство-участник имеет право выйти из договора, если другое государство-участник выйдет по количест­ву вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Приостановление договора возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государства­ми, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или не­скольких участников многостороннего договора — по соглаше­нию между ними, если такая возможность предусмотрена дого­вором или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.

Процедура признания договора недействительным, прекра­щения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68).

Участник договора, который ссылается на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, дол­жен уведомить других участников о своем намерении. В уве­домлении должны быть указаны меры, которые предполагает­ся принять в отношении договора.

Если по истечении определенного периода, который дол­жен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры (например, препроводить другим уча­стникам документ о прекращении договора, подписанный гла­вой государства, главой правительства или министром иностран­ных дел).

В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с по­мощью средств, предназначенных для мирного разрешения спо­ров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).

Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приос­тановлении по другим основаниям может быть передан на рас­смотрение согласительной комиссии.

Согласно Федеральному закону "О международных дого­ворах Российской Федерации" прекращение (в том числе де­нонсация) и приостановление действия договоров осуществля­ются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согла­сии на его обязательность (п. 1 ст. 37).

Действие договора может быть приостановлено Президен­том РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обяза­тельным информированием Федерального Собрания и внесени­ем проекта соответствующего закона (п. 2 ст. 37).

Литература

Дружков М. П. Заключение международных договоров в рамках и под эгидой международных организаций. Киев, 1986.

Евинтов В. И. Многоязычные договоры в современном ме­ждународном праве. Киев, 1981.

Игнатенко Г. В., Марочкин С. Ю., Суворова В. Я. Феде­ральный закон о международных договорах Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. № 4.

Каламкарян Р. А. Фактор времени в праве международ­ных договоров. М, 1989. .

Клюев В. Н. К вопросу о депозитариях многосторонних до­говоров всеобщего характера // Сов. ежегодник международ­ного права. 1971. М.,1973.

Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" / Отв. ред. В. Л. Звеков, Б. И. Осминин. М., 1996.

Коробова М. А. Расширение сферы действия норм общего многостороннего договора. М., 1983.

Лукашук И. И. Стороны в международных договорах. М., 1966.

Малинин С. А., Ковалева Т. М. Договорная правоспособ­ность международных организаций // Правоведение, 1988. № 4.

Талалаев А. Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М.,1980.