Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 82 из 130)


* Украина, не подписавшая Устав СНГ, придерживается начального тер­мина "координационные органы (институты)".

К первой группе относятся Совет глав государств, Совет глав правительств (решение об их создании было принято еще 21 декабря 1991 г.), Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Ко второй группе — Испол­нительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономи­ческих ведомств, Межгосударственный совет по антимонополь­ной политике, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и тёхногенного характера, Бюро по ко­ординации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ и многие другие. В большинстве случаев соглашение или решение о соз­дании органа сопровождается утверждением положения о нем.

Государства имеют при уставных и иных органах Содру­жества постоянных полномочных представителей с целью под­держания взаимных связей, защиты интересов представляемо­го государства, участия в заседаниях органов, в переговорах и т. д. Согласно Положению о таких представителях, утвержден­ному 24 декабря 1993 г., представители пользуются на террито­рии государств, признавших институт представителей, приви­легиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам.

На основе этого международного акта постановлением Пра­вительства РФ от 11 июня 1996 г. утверждено Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при ус­тавных и других органах СНГ. Оно рассматривается как дипло­матическое представительство РФ и находится в г. Минске. В качестве правовой основы его деятельности указаны, наряду с федеральными нормативными актами, нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях и другие нормы междуна­родного права.

Совет глав государств является, согласно ст. 21 Устава, высшим органом Содружества. Он обсуждает и решает прин­ципиальные вопросы деятельности государств-членов в сфере их общих интересов и собирается на заседания два раза в год (возможны внеочередные заседания).

Совет глав правительств координирует сотрудничество исполнительный власти государств-членов и собирается на за­седания четыре раза в год.

Решения обоих органов принимаются с общего согласия — консенсуса. Любое государство может заявить о своей незаин­тересованности в том или ином вопросе, что не рассматривает­ся как препятствие для принятия решения.

Совет министров иностранных дел (СМИД) осуществля­ет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, взаимодействие дипломатических служб, сотрудниче­ство с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями, разрабатывает предложения для Совета глав государств и Со­вета глав правительств и обеспечивает реализацию их реше­ний. Заседания СМИД проводятся не реже одного раза в три месяца, решения принимаются с общего согласия.

Совет министров обороны (СМО) ведает вопросами воен­ной политики, военного строительства и безопасности, коорди­нирует деятельность министерств (комитетов) обороны госу­дарств-членов, представляет предложения Совету глав госу­дарств и Совету глав правительства о составе и предназначе­нии Объединенных Вооруженных Сил Содружества, принци­пах их подготовки и материально-технического обеспечения, о ядерной политике и т. д.

Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство ими, а также группами наблюдате­лей и коллективными силами по поддержанию мира в Содру­жестве.

Совет командующих пограничными войсками компетен­тен в вопросах охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.

Координационно-консультативный комитет является по­стоянно действующим исполнительным органом Содружества. Он во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств вырабатывает предложения по вопросам со­трудничества в рамках СНГ, организует совещания представи­телей и экспертов для подготовки проектов документов, обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Сове­та глав правительств, содействует работе других органов.

Исполнительный секретариат ведает организационно-ад­министративными вопросами деятельности СНГ; его возглав­ляет Исполнительный секретарь СНГ.

Экономический суд — орган рассмотрения споров по заяв­лениям государств — участников СНГ и институтов Содруже­ства, а также толкования вопросов юридического характера (см. § 5 гл. 10).

Комиссия по правам человека является, согласно ст. 33 Устава СНГ, консультативным органом, наблюдающим за вы­полнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она состоит из представителей государств и действует на основе Положения, утвержденного решением Совета глав государств 24 сентября 1993 г. (см. § 4 гл. 13).

Рабочим языком Содружества является русский язык (ст. 35 Устава).

Местом пребывания большинства постоянно действующих органов СНГ, в том числе Координационно-консультативного комитета, Исполнительного секретариата, Экономического суда и Комиссии по правам человека, является город Минск.

Литература

Бобров Р. Л., Малинин С. А. Организация Объединенных Наций (Международно-правовой очерк). Л., 1960.

Костенко М. Л., Лавренова Н. В. ЕС после Маастрихта:

федерация, конфедерация или международная организация? // Государство и право. 1994. № 4.

Крылов С. Б. История создания Организации Объединен­ных Наций: Разработка текста Устава ООН (1944—1945 гг.); М., 1960.

Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международ­ных организаций. М., 1988.

Маргиев В. И. Внутреннее право международных органи­заций. Владикавказ, 1995.

Международные организации / Под ред. И. П. Блищенко. М., 1994.

Международные организации системы ООН / Отв. ред. В. Ф. Петровский. М., 1990.

Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.,

1998.

Пустогаров В. В. СНГ — международная региональная ор­ганизация // Российский ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994.

Семенов В. С. Вооруженные силы ООН. М., 1976.

Толстухин А. Э. О наднациональном характере Европей­ского Союза // Московский журнал международного права. 1997

№ 4.

Топорнин Б. Н.Европейские сообщества: Право и институ­ты. М., 1992.

Топорнин Б. Н. Европейское право. М., 1998.

Федоров В. Н., Ефимов Г. К. ООН и проблема адаптации ее Устава к новым условиям // Государство и право. 1992. № 6.

Фисенко В. Н., Фисенко И. В. Хартия сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств // Московский журнал международного права. 1993. № 3.

Шибаева Е. А. Право международных организаций: Вопро­сы теории: М., 1986.

Шибаева Е. А., Поточный М. Правовые вопросы структу­ры и деятельности международных организаций. М., 1988.

Энтин М. Л. Политико-правовые последствия вступления России в Совет Европы // Московский журнал международно­го права. 1996. № 3.


Глава 15

Международное гуманитарное право

§ 1. Понятие

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для госу­дарств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юри­дической возможности реализовать и защищать признавае­мые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и ос­новных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-пер­вых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распростра­нение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-треть­их, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отно­шение к основным правам и свободам как в нормальных жиз­ненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантиро­вана только при условии всеобщего характера правового регу­лирования и правовой зашиты.

В современном международном праве и в науке междуна­родного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосред­ственно связанных с правами и свободами личности. Этот ком­плекс однородных норм, объединенных предметом регулирова­ния и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предлагались разные наимено­вания: "международная защита прав человека", "международ­ное сотрудничество в обеспечении прав человека", "права че­ловека и международное право" (либо просто "права челове­ка"). Все эти варианты не подходят для отрасли права, поскольку характеризуют субъективные права, а не право как совокуп­ность норм. А формулировка: "Права человека как отрасль права есть совокупность принципов и норм..."* — допускает смешение указанных взаимосвязанных, но не однопорядковых категорий. Ближе к характеристике отрасли выражение "право прав че­ловека", но такое словосочетание вряд ли удачно.

В последнее время для обозначения рассматриваемой от­расли предложен термин "международное гуманитарное пра­во"**.


* Права человека: Сборник универсальных и региональных международ­ных документов. М., 1990. С. 5.