Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 51 из 130)

В настоящее время обсуждается вопрос о реорганизации Экономического суда в Суд СНГ с широкими полномочиями.

§ 7. Европейский Суд по правам человека

Правовой основой организации и деятельности Европей­ского Суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. вместе с Протоколом № 11 к этой Конвенции, реорганизующим созданный ею контрольный механизм, от 11 мая 1994 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

На протяжении почти пяти десятилетий существовала сис­тема двух органов — Европейская Комиссия по правам челове­ка и Европейский Суд по правам человека.

Как Комиссия, так и Суд состояли из такого количества членов, которое равно числу государств — участников Совета Европы. Не могло быть двух членов, являющихся гражданами одного и того же государства. Члены Комиссии избирались Ко­митетом Министров Совета Европы, члены Суда — Парламент­ской Ассамблеей. Те и другие должны были обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъ­являемым при назначении на высокие судебные должности, или иметь признанный авторитет в вопросах внутреннего или меж­дународного права (быть правоведами с признанным авторите­том).

Европейская комиссия была правомочна получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, изло­женных в настоящей Конвенции, при условии, что Сторона, на которую подана жалоба, признала компетенцию Комиссии по­лучать такие петиции.

Согласно ст. 26 Конвенции Комиссия могла принимать дело к рассмотрению только после того, как все внутренние средства защиты были исчерпаны в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты принятия последнего решения.

В случае принятия петиции Комиссия проводила совмест­но с представителями сторон изучение петиции и расследова­ние и, если не достигнуто дружественное урегулирование, на­правляла доклад Комитету Министров со своими предложения­ми. Комитет Министров был компетентен устанавливать для нарушившей Конвенцию Стороны срок принятия удовлетвори­тельных мер. Государства обязались рассматривать любое ре­шение Комитета Министров как обязательное. В определенных случаях Комиссия передавала дело в Европейский Суд по пра­вам человека.

Европейский Суд по правам человека, о составе которого сказано выше, претерпел заметную эволюцию. Вначале по Конвенции в Суд могли передать дело Высокие Договариваю­щиеся Стороны и Европейская Комиссия по правам человека. При этом любая Сторона могла в любое время заявить, что она признает обязательную юрисдикцию Суда в отношении вопро­сов, относящихся к толкованию и применению настоящей Кон­венции.

При установлении противоречия оспариваемого решения, принятого судебными или иными властями одной из Сторон, обязательствам по Конвенции могла быть предусмотрена спра­ведливая компенсация потерпевшей Стороне.

Решение Суда рассматривается как окончательное. Как ска­зано в ст. 53 Конвенции, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются Сторонами. Решение Суда направляется Комите­ту Министров, который осуществляет надзор за его выполне­нием. Согласно Протоколу № 9 Конвенции от 6 ноября 1990 г. право передавать дело в Суд получили, наряду с государствами и Комиссией, также лица, неправительственные организации или группы лиц, подавшие петицию на основании ст. 25 Кон­венции. Существенная реорганизация контрольного механизма произведена в соответствии с Протоколом № 11 к Конвенции от 11 мая 1994 г. Двойственная система защиты прав в Совете Ев­ропы (Комиссия — Суд) заменена унифицированным институ­том постоянно действующего Европейского Суда по правам че­ловека как единого органа. Такой Суд начинает действовать с 1 ноября 1998 г. Комиссия, передав дела Суду, в течение года завершит рассмотрение ранее принятых жалоб.

Организационные и процедурные правила сохранены, за исключением того, что отныне в Суде образованы комитеты, палаты и Большая палата. Решение по делам выносят палаты и Большая палата.

Статья 33 "Межгосударственные дела" наделяет Догова­ривающиеся Стороны правом передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоко­лов к ней другой Договаривающейся Стороной.

Согласно ст. 34 "Индивидуальные обращения" Суд может получать обращения от любого лица, неправительственной ор­ганизации или группы лиц, которые утверждают, что они явля­ются жертвами нарушения одной из Договаривающихся Сто­рон прав, предусмотренных положениями Конвенции и Прото­колов к ней. В ст. 35 сформулированы "условия приемлемости": Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как все внутренние средства защиты были исчерпаны в соот­ветствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты принятия последнего реше­ния*.


* В некоторых переводах Конвенции и Протокола № 11 на русский язык шестимесячный срок принятия обращения Судом (Комиссией) ошибочно характеризуется как период рассмотрения дела Судом (Комиссией).

Предусмотрена стадия дружественного урегулирования, при недостижении которого проводятся слушания в одной из палат Суда или в Большой палате, решения (постановления) которых являются окончательными.

В соответствии со ст. 46 Высокие Договаривающиеся Сто­роны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делу, Сторонами которого они являются. Такое постановле­ние направляется Комитету Министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

Суд наделен еще одним полномочием — выносить по просьбе Комитета Министров консультативные заключения по юриди­ческим вопросам, касающимся толкования положений Конвен­ции и Протоколов к ней.

Судьи при осуществлении своих обязанностей пользуются привилегиями и иммунитетами.

Расходы на содержание Суда (а ранее и Комиссии) несет Совет Европы.

В Федеральном законе "О ратификации Конвенции о за­щите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 г. содержатся два заявления: 1) о признании Рос­сийской Федерации компетенции Европейской комиссии по пра­вам человека получать заявления (жалобы) от лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Россий­ской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и Прото­колах к ней, и 2) о признании Российской Федерацией юрисдикции Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения этих договорных актов (в обоих случаях оговаривается: когда предполагаемое нарушение имело место после вступления этих договорных ак­тов в действие в отношении Российской Федерации).

В целях обеспечения эффективной защиты интересов Рос­сийской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека (а в период до прекращения деятельности Европейской комиссии по правам человека — и при рассмотре­нии дел в этой Комиссии) Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного Российской Фе­дерации при Европейском Суде по правам человека. Имеется в виду рассмотрение дел, возбужденных против Российской Фе­дерации на основании указанной Конвенции.

§ 8. Международные трибуналы

Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает воз­можность создания международных учреждений для осущест­вления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреж­дения конституируются и функционируют на основе междуна­родных договоров или, как свидетельствует практика, на осно­ве акта Совета Безопасности ООН.

Истории известны два выполнивших свои задачи судеб­ных органа, именовавшихся Международными военными три­буналами. Они действовали сразу же после окончания второй мировой войны.

Первым — в соответствии с Соглашением между прави­тельствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 авгу­ста 1945 г. — был образован Международный военный трибу­нал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международно­го военного трибунала.

Трибунал состоял из четырех членов и четырех замести­телей — по одному от каждого из названных государств. Каж­дое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовав­шие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как ин­дивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсу­димых были предусмотрены процессуальные гарантии, вклю­чая выделение защитников.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивиду­альную ответственность: преступления против мира (планиро­вание, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи вой­ны), преступления против человечности, убийства (истребле­ние, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).