Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 13 из 56)

Нравственность народа, жившего на территории Узбекистана, формировалась под влиянием богатых духовных традиций, выработанных прошлыми поколениями, классических положений гуманизма Востока, правовых и дидактических норм ислама. Его культура сложилась под воздействием учения выдающихся мыслителей Средней Азии. В 1940г. в республике работало более 5,5 тыс. общеобразовательных школ всех видов, в которых обучалось около 1,3 млн. детей. К сожалению, в народном образовании стали набирать силу экстенсивные, командные подходы, выдвинувшие на первый план количественные показатели и отодвинувшие в тень проблемы качества.В 1941г. в республике имелось 75 научных учреждений, в которых трудилось более 8 тыс. научных работников.Несмотря на сгущающуюся атмосферу культа личности творческая жизнь не замерла. Широко известными становятся имена узбекских писателей. Это Гафур Гулям, Айбек, Гайрати, Хамид Алимджан, Абдулла Каххар, Усман Насыр, Уйгун, Камиль Яшен и другие. В процессе совместной творческой деятельности писателей и работников искусства усилилось взаимообогащение культур народов СССР, повысился художественный уровень большинства театральных и музыкальных коллективов.Большой шаг в развитии образования был сделан в Узбекистане, который по существу стал республикой сплошной грамотности.

63. «Культурная революция» в Узбекистане и её последствия.

Окт. социалистич. революция 1917 открыла узб. народу путь к образованию и развитию нац. культуры. В 1918 ЦИК Туркестанской республики утвердил Положение "Об организации дела народного образования в Туркестанском Kpae", принял декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном языке и отделении школы от церкви. В первые годы Сов. власти развитию образования (особенно женского)мешали реакц. влияние мусульм. духовенства, старые обычаи и пережитки, нехватка пед. кадров из местного населения.Помощь У. в подготовке учителей и создании материальной базы школьного образования оказывали другие братские республики. В 1920 был открыт Туркестанский ун-т (с 1960 - Ташкентский университет),сыгравший большую роль в подготовке нац. кадров.

В 20-е гг. началась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Особое внимание уделялось образованию женщин. В 1926 грамотность населения составляла 11,6% (мужчин - 15,3%, женщин - 7,3%), в 1939 соответственно 78,7%, 83,6%, 73,3%. Большую роль в культурной революции сыграл перевод в 1928-29 узб. письменности с араб. алфавита на латинизированный, а в 1939-40 на алфавит, основанный на русской графике. В 1930 ЦК КП(б)У. и пр-во У. приняли постановление "О введении всеобщего обязательного обучения детей и подростков". В 30-е гг. растёт число школ в республике и уч-ся в них. В 1937/38 уч. г. насчитывалось 939 тыс. учащихся (в 1939/40 уч. г.- 1219 тыс. уч-ся). В послевоен. годы началось осуществление всеобщего обязат. 7-летнего обучения, с 1959 - всеобщего обязат. 8-летнего. Грамотность населения в 1970 достигла 99,7% (мужчин - 99,8%, женщин - 99,6%). В 9-й пятилетке в У., как и во всей стране, в основном завершился переход ко всеобщему ср. образованию.

За годы Сов. власти создана широкая сеть детских дошкольных учреждений. В 1976 в 5,2 тыс. детских садов, яслей и яслей-садов воспитывалось 560 тыс. детей. В 1975/76 уч. г. в 9,7 тыс. общеобразоват. школ всех видов обучалось св. 3803 тыс. уч-ся. В дневных общеобразоват. школах работали 210,9 тыс. учителей. Воспитат. и культ.-просвет. работа со школьниками велась в многочисл. внешкольных учреждениях, среди к-рых 175 дворцов и домов пионеров, 241 дет-ско-юношеская спортивная школа, 211 муз. школ и др.

64. Трудовые подвиги узбекского народа во время второй мировой войны в тылу.

Но Победа ковалась не только на фронте, но и в глубоком тылу. И трудовых подвигов в те грозовые годы жители Узбекистана совершили немало. Например, в нашу республику было эвакуировано более 100 крупных промышленных предприятий. Учитывая, что большинство мужчин ушло на фронт, у станков встали женщины, молодежь, даже дети, которые работали по пятнадцать часов в сутки, ночуя в цехах.

А подвиг сельчан, которые, работая от зари до зари, снабжали фронт продовольствием и сырьем? А подвиг врачей и медиков, которые только в Ташкенте в двадцати военных госпиталях спасли жизнь и здоровье тысяч и тысяч бойцов? А подвиг простых жителей республики, которые приютили и вырастили десятки тысяч сирот, эвакуированных из фронтовых районов? Разве это когда-нибудь забудется!

Уже с первых же дней войны была введена строжайшая трудовая дисциплина, обязательные сверхурочные, 11-часовой рабочий день. Были ужесточены санкции к нарушителям трудовой дисциплины, самовольный уход с предприятия рассматривался как дезертирство и карался законом. В конце июля исполнительными органами союзных и автономных республик с целью перераспределения рабочей силы в интересах военного производства было предоставлено право перевода рабочих на другую работу без их согласия. Была учреждена трудовая повинность, на основе которой все взрослое население могло быть мобилизовано на особо срочные работы, В феврале 1942 года все мужчины с 16 до 55 лет и женщины с 16 до 45 лет были объявлены подлежащими мобилизации на работу в промышленности. Однако эти меры не могли в должной мере обеспечить приток мужчин в производство, так как большинство их были на фронте. Основным резервом для народного хозяйства стали подростки и женщины. Тысячи женщин добровольно шли на производство и успешно осваивали профессии, считавшиеся прежде мужскими. Только в Ташкенте в первые месяцы войны на заводах и фабриках стало работать более 20 тысяч женщин.

В связи с оккупацией и военными действиями в западных районах страна лишилась важных сельскохозяйственных центров. Стала острой проблема продовольственного обеспечения страны. Узбекистану необходимо было обеспечить свои потребности в продуктах питания за счет внутренних резервов, расширения посевных площадей и увеличения сбора зерновых, овощей, продукции животноводства при обязательном сохранении прежних объемов производства хлопка. В сельском хозяйстве были те же трудности, что и в промышленности, связанные с нехваткой рабочих рук. К работе были привлечены подростки, начиная с 12 лет. Одновременно велось строительство новых оросительных сооружений: Северный Ташкентский канал Верхнее - чирчикский, Северный Ферганский, Учкурганский и другие. Поставленная военным временем задача создания прочной продовольственной базы в республике была выполнена Республика не только удовлетворяла внутренние потребности, но и снабжала сельскохозяйственной продукцией армию освобожденные от фашистов районы.

65. Забота узбекского народа к переселенцам, детям-сиротам во время второй мировой войны.

За годы войны в республику прибыло около миллиона эвакуированных разных национальностей, в том числе около 200 тысяч детей. Им было предоставлено более 135 тыс. кв. метров жилой площади, проводилось их трудоустройство. Жители Узбекистана делились с ними последним куском хлеба, одеждой, жильем. Более 4,5 тысяч детей было принято в семьи узбекистанцев. Семья Шамахмудовых усыновила 15 сирот, Х.Самадова - 13, Ф.Касымовой - 10 и т.д.

Во время Великой Отечественной войны в Узбекистан было эвакуировано около 100 крупных промышленных предприятий из прифронтовых районов, десятки военных и гражданских учреждений. Узбекистан принял более одного миллиона эвакуированного населения, в т.ч. более 200.000 детей и сирот. Сирот принимали многодетные узбекские семьи как своих детей. Они вырастили их, дали образование и воспитание. Около одного миллиона узбекских солдат сражались на фронтах бок о бок с представителями других национальностей. Значительную помощь оказал узбекский народ населению освобожденных западных районов СССР продуктами сельскохозяйственного и промышленного производства, техникой и специалистами. В Узбекистане было размещено 113 крупных госпиталей. Раненые бойцы, находившиеся там на излечении, были окружены заботой и вниманием жителей Узбекистана. В голодные послевоенные годы в Узбекистан переехало около 300.000 жителей из России, Украины и Белоруссии. Узбекский народ принял этих переселенцев, помог устроиться, в первое время помог с жильем и кормил их.

66. Аграрное хозяйство Республики. Освоение новых земель и его последствия

Жизнь убедительно показала, что частичные меры и полумеры по реанимированию механизма экономических отношений на селе, призывы, не могут вывести сельское хозяйство из кризиса. Необходимы были кардинальные преобразования и прежде всего надо было изменить производственные отношения на селе, полностью восстановить в правах экономические методы управления. Развивалось и сельское хозяйство Узбекистана, главным образом хлопководство. Пополнялся новой техникой тракторный парк. В течение 1959 - 1985 гг. он заметно увеличился: с 53 до 200 тыс. единиц. В 1990 г. на полях Узбекистана работало 47 тыс. хлопкоуборочных машин. Вместе с тем расточительное, бесхозяйственное отношение к технике, нерациональное ее использование, отсутствие у тружеников села чувства хозяина не позволяли получать ожидаемые результаты. Такая же картина наблюдалась с использованием минеральных удобрений, применяемых в целях повышения урожайности и наращивания производства хлопка - сырца Чрезмерное расширение использования высокотоксичных ядохимикатов в хлопководстве, грубые нарушения при их хранении и использовании привели к серьезным негативным последствиям - загрязнению окружающей среды, ухудшению здоровья населения республики. Многие комбинаты и заводы были расположены в густонаселённых городах и, обеспечивая сельское хозяйство и другие отросли экономики продукцией своего производства, одновременно загрязняли окружающую среду, осложняли экологическую обстановку. В сельское хозяйство вложений почти не было, если не считать 2-3 млн. рублей, выделенных на ирригацию. Финансирование сельского хозяйства происходило через банки или при помощи хлопкозаготовительных и хлопкоочистительных заводов. Таким образом, основная часть капиталовложений поступала не в народное хозяйство, а в сферу обращения. В сельском хозяйстве после войны, как и во всем остальном, господствовал диктат партии. Далеко за переделами республики руководящими партийными органами составлялись планы и мероприятия по восстановлению и дальнейшему подъему хлопководства в Узбекистане на период 1946 - 1953 гг., в которых не учитывались интересы коренного населения и которые были направлены на развитие в Узбекистане хлопковой монокультуры. Решения партии при этом не обсуждались и считались программными.