Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 51 из 56)

Мировое сообщество борется за утверждение в области международных отношений принципов демократии, взаимоуважения и взаимовыгодного сотрудничества. В условиях осуждения международным сообществом прямого военно-политического или экономического вмешательства во внутренние дела суверенных государств используется также не менее эффективное и опасное средство – идеологическое воздействие. Поэтому необходимо твердо противостоять не только насилию, применению военной силы, агрессии и экономического нажима, но и идеологическому диктату.

231. Попытки разделения мирового пространства на сферы идеологического влияния и основные направления этого процесса.

В настоящее время наблюдается стремление определенных сил подчинить себе народы в духовно-идеологическом отношении и в конце концов сделать их зависимыми. Это наиболее удобный и действенный прием в деле оказания своего влияния на большие регионы и территории, в особенности на те, которые богаты природными ресурсами.

Логика в этом случае проста: тем, где проблему подчиненности нельзя решить силой современного оружия и экономического давления, можно использовать идеологические средства.

На сегодняшний день имеют место идеологии, пытающиеся обосновать свою экспансию, исходя из следующих принципов:

- великодержавный гегемонизм;

- религиозная принадлежность;

- этноцентризм;

- социально-экономический и политический монополизм.

Только сильная и прогрессивная национальная идеология может обезопасить общество от подобных нежелательных притязаний.

232. Особенности идеологических процессов в Центрально-азиатском регионе.

В девяностые годы ХХ столетия на политической карте Средней Азии, а также и всей Восточной Европы, произошли коренные изменения. Наблюдалось обострение и усложнение идеологических процессов как следствия различных геополитических подходов к данному региону. В новых суверенных центральноазиатских государствах, идущих сейчас по собственному пути развития, происходят важные процессы, в числе которых – восстановление исторической памяти народа, возвращение к утраченным или почти утраченным национальным ценностям, традициям, анализ и использование традиций государственности и морали.

Определенные амбициозные политические и идеологические силы в мире стремятся вовлечь в круг своих интересов тот регион, который обладает наибольшим экономическим потенциалом и имеет наилучшее географическое и наивыгоднейшее геополитическое положения. Для достижения своих целей они используют различные формы воздействия, и даже грубый нажим. Для разрушения исторически сложившихся в регионе социально-экономических и духовных связей пускаются в ход экономические, религиозные и идеологические средства, преувеличиваются факты незначительных разногласий по отдельным вопросам между дружественными, братскими государствами и народами.

Идея возрождения средневекового халифата, а также идеологии догматического толка, подпитываемые через центры религиозного терроризма и экстремизма, создают сегодня большую опасность для мира и стабильности в нашем регионе.

233. Геополитические возможности Узбекистана и её места среди стран Центральной Азии.

В последнее время государства Центральной Азии, и в особенности Узбекистан, все чаще привлекают внимание экономистов, политологов, журналистов ближнего и даль­него зарубежья. Об островке стабильности пишут сегодня многие и по-разному. Диапазон мнений, оценок, предло­жений довольно широк: наряду с суждениями, проявля­ющими искреннюю симпатию и стремящимися при этом к объективности, встречаются однобокие описания, иска­жающие реальную картину. При этом, как правило, не учитывается, что европейские стандарты не всегда под­ходят, когда речь идет о Востоке.

Сегодня прежде всего интересен уже не столько сам факт стабильности Узбекистана, сколько обусловившие его причины.

На данном этапе Узбекистан переживает достаточно сложный период политической, социальной и эконо­мической пертурбации общества, стадию так называемого переходного периода, первоочередной задачей которого является обеспечение макроэкономической стабильности общества для ускорения рыночных реформ, последующего экономического роста, составляющего основу благосостоя­ния государства.

Узбекистан является самым большим государством в Средней Азии. Его территория составляет 447000 квад­ратных километров, а население 22,5 миллиона человек. В прошлом страна имела весьма выгодное расположение для торговли, находясь на древнем шелковом пути из Европы на Дальний Восток.

234. Обоснование в трудах И. Каримова основ идеологии Национальной независимости.

На современном этапе развития нашего общества огромное значение приобрели вопросы идеологии, которая призвана сплотить народ Узбекистана для решения стоящих перед ним грандиозных задач.

Как известно, в Узбекистане в настоящее время проживают более 25 млн. человек, причем это люди совершенно различных национальностей и социальных групп.

Национальная идея – это идея, призывающая людей страны к достижению общей цели. Понятие же национальная идеология намного шире – это духовно-нравственный фундамент, на котором объединяются все здоровые силы общества во имя достижения общего прогресса. Но у некоторых людей складывается иное понимание национальной идеологии. Они считают, что наша национальная идеология означает идеологию узбеков, как титульной нации. Это неверное понимание.

И.А. Каримов в своем интервью «Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства» журналу «Тафаккур» отметил следующие требования, которым должна отвечать национальная идеология:

1) определять высшие цели общества; 2) объединить людей вокруг единой государственной идеи; 3) должна быть свободна от агрессивного национализма; 4) должна стать опорой в воспитании молодежи; 5) органически связывать традиции прошлого и задачи будущего.

Чтобы глубже изучить вопрос об идеологии национальной независимости необходимо рассмотреть ее цели и задачи. Таковыми являются:

1) Процветание Родины. 2) Мир и спокойствие в стране. 3) Благополучие народа. 4) Социальное и межнациональное согласие 5) Межрелигиозная терпимость (толерантность). Толерантность – это терпимость к иному, «чужому» образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям

Главная цель Узбекистана – построение правового демократического государства и гражданского общества. Для этого необходимо создать благоприятные условия жизни для всех проживающих в нашей стране. Иными словами, политика нашего государства прежде всего направлена на объединение представителей различных наций и конфессий.

«Народ Узбекистана» - это не одна нация, а совокупность всех граждан страны.

В результате мы можем сказать, что идея и идеология национальной независимости направлена на всех жителей Узбекистана.

235. Содержание произведения И. Каримова «Без исторической памяти нет будущего».

После достижения независимости возрастает интерес нашего народа к познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей, истории. Это — естественное явление. Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки, историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины.

Сегодня весь мир признает, что край, называемый Узбекистаном, то есть наша Родина, является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя и священная земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев. На этой земле закладывались и развивались основы религиозных и светских наук. Построенные еще до нашей эры и позже сложные гидросооружения, памятники старины, не потерявшие своей красоты и величественности, свидетельствуют о том, что здесь с древнейших времен были высоко развиты земледелие, ремесла, культура, зодчество и искусство градостроительства. Уцелевшие в безжалостных испытаниях времени надписи и рисунки на камнях и сегодня хранящиеся в библиотеках более 20 тысяч рукописей, в которых запечатлены десятки тысяч научных трудов по истории, литературе, искусству, этике, философии, медицине, математике, физике, химии, астрономии, архитектуре, земледелию, — это поистине бесценное духовное богатство и гордость наша. Мало найдется в мире народов, обладающих таким большим наследием. И потому-то я смело могу сказать, что немногие страны мира могут сравниться с нами в этом отношении.

Настала пора серьезного изучения этих уникальных рукописей, отразивших жизненный опыт, что накапливался веками нашими предками, их религиозные, нравственные, научные взгляды. Ибо, как вам известно, в советский период стремление к познанию исторической правды не поощрялось. Источники, не служившие интересам господствующей идеологии, укрывались как можно дальше от глаз народа.

Наши ученые создают труды о различных периодах истории, писатели пишут крупные прозаические, поэтические и драматургические произведения на историческую тему. Заслуживает внимания и тот факт, что средства массовой информации широко пропагандируют наши духовные ценности, в беседах, дискуссиях появляется разнообразие мнений. Меня особенно радует то, что наше молодое поколение, ощущая себя лично ответственным за дальнейшую судьбу нации, Родины, участвует в полемике с чувством причастности к этому.

236. Особенности международных отношений на пороге и первые годы XXI века.

После распада СССР мировое сообщество приняло 15 суверенных стран, которые находились па разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития.

Новая конституция стала важнейшей составной частью процесса формирования независимого государства. Она закрепила государственную независимость Республики, общественный и государственный строй Узбекистана, общечеловеческие ценности и приоритет международного права.