Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 8 из 56)

34.Зарождение первобытного искусства.

Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

35. Дипломатические отношения Чингизхана и Могамеда Хорезмшаха.

Фактически ставился вопрос стоял о признании Чингиз-хана равным со стороны хорезмшаха Мухаммеда. Переговоры монгольского хана с хорезмшахом начались в июне 1215 г., когда в только что взятый монголами Пекин прибыло посольство из Гурганджа. Чингиз-хан сказал послу: "Передай хорезмшаху: Я владыка Востока, а ты владыка Запада! Пусть между нами будет твердый договор о мире и дружбе, и пусть купцы обеих сторон отправляются и возвращаются, и пусть дорогие изделия и обычные товары, которые есть в моей земле, перевозятся ими к тебе, а твои ... ко мне". Среди даров, отправленных ханом хорезмшаху, был самородок золота величиной с верблюжий горб, (его везли на отдельной повозке); караван - 500 верблюдов - вез золото, серебро, шелк, собольи меха и другие драгоценные товары. Видимо, война не планировалась"

36. Джалаладдин Мангуберди – народный герой.

Чингизхан придавал особое значение завоеванию столицы Хорезмского государства — Гурганджа, одного из самых важных экономических и культурных центров Востока. В начале 1221 года Джалал ад-дин Мангуберды, объявленный хорезмшахом, приступил к организации обороны Хорезма. Стало ясно, что невозможно организовать оборону города Гурганджа. Братья Джалал ад-дина Узлаг-шах и Ак-шах оставили столицу и скрылись. Для осады такого большого города, как Гургандж, с севера со своим войском подошел Джучи, со стороны Бухары войска Чагатая и Угэдэя. Зимой 1221 года 50 тысяч монголов окружили столицу Хорезма. Горожане довольно обстоятельно подготовились к обороне. Превосходство военной силы врага не испугало хорезмийцев, не могло поколебать их стойкость и веру в победу. Но Хумар-тегин не сдержал своего слова, открыл ворота и со своими сторонниками сдался монголам. Монгольские войска вошли в город и заняли несколько кварталов. Разрушив столицу хорезмшахов, монгольские захватчики двинулись на крупные торговые и культурные центры Хорасана: Балх, Герат, Мерв, Газну, расположенные к югу от Амударьи. Но в этой области они встретили сопротивление Джалал ад-дина Мангуберды. Молодой хорезмшах собрал большое войско. Он менял направления своих действий, наступал то справа, то слева, то с центра;

Дважды он одержал верх в бою с монголами, нанеся им большой урон. Не устояли против Джалал ад-дина самые опытные монгольские военачальники. Летом 1221 года он в степи Парван разбил 45-тысячное войско, возглавляемое известным монгольским военачальником Шики Хутуху. В этой битве хорезмшах использовал военную хитрость - кавалерия шла в бой пешим ходом, рядом с конями. Поражение заставило Чингизхана, до сих пор не встречавшего серьезного сопротивления, бросить в бой основные военные силы и лично возглавить военные действия. Джалал ад-дин в боях на берегах реки Инд нанес несколько ударов по монгольским войскам. Поняв, что встретил достойного противника, Чингизхан стал принимать все меры, чтобы помешать молодому хорезмшаху собрать значительные военные силы. Среди военачальников Джалал ад-дина начались разногласия, связанные с разделом захваченных трофеев. Чингизхан, воспользовавшись моментом, двинул войска на Газну. Силы были не равны, и исход был предрешен. Джалал ад-дин, не желая сдаваться и спасая своих близких от позорного плена, столкнул в бурную реку членов своей семьи. Самому ему удалось переплыть верхом на другой берег Инда. С ним спаслось около трех тысяч воинов. Таким образом, хотя Джалал ад-дин Мангуберды и его соратники на протяжении многих лет вели героическую борьбу против врага, они так и не смогли сохранить свободу родного края. В 1231 году, когда Джалал ад-дин был убит в Курдистане, завершилось правление последнего хорезмшаха, а с ним и династии, правившей Хорезмом на протяжении полутора столетий.

В 1999 году по инициативе руководителя государства Ислама Каримова широко отмечалось 800-летие Джалолиддина Мангуберды. На хорезмской земле был возведен величественный комплекс в память о великом предке.

30 августа 2000 года был учрежден орден «Жалолиддин Мангуберди».

22 августа 2003 года Указом Президента Республики Узбекистан Хорезмская область была награждена орденом «Жалолиддин Мангуберди».

37. Эпоха возрождения в жизни народов Средней Азии.

Далеко не все знают, что бурный расцвет культуры, своего рода эпоха Возрождения началась в Средней Азии гораздо раньше, чем в Европе. В X—XI—XII веках в Средней Азии — в Бухаре, Самарканде, Термезе, Балхе, Гургандже и других оживленных городах впервые за историю человечества торжествующе зазвучала мысль, что главное в этом мире — человек, его судьба, его жизнь, счастье, любовь, дружба и ум, который может всем овладеть. В глубине веков зародилась цивилизация Средней Азии, в те времена, когда о существовании Американского континента Евроазиатский социум еще не подозревал. Средняя Азия испокон веков является центром соприкосновения исторически разнотипных цивилизаций, культурных мега регионов, мировых религий, центром главной в прошлом транспортно - торговой коммуникационной артерии Евроазиатского континента- Великого шелкового пути, по которому шел обмен не только товарами, но также знаниями и идеями. Здесь происходило взаимовлияние различных культур друг на друга. "Заваривались" крутые повороты судеб древних цивилизаций, возникали новые, что является в конечном счете основным фактором формирования единой общемировой цивилизации.

38. Выход А. Темура на политическую арену. Его борьба за создание централизованного государства.

Амир Темур бин Тарагай Бахадур родился 9 апреля 1336 г. в селении Ходжа Ильгар близ Шахрисабза в семье Тарагая из племени барласов. Темур был хорошим наездником и превосходым стрелком из лука, неплохо знал военное дело. Участвуя в междоусобных войнах правителей Мавераннахра, он постепенно собрал вокруг себя отряд хорошо вооруженных наездников, который совершал набеги на соседние земли. Темур выдвинулся в период нападения на Мавераннахр могулистанского хара Тоглук-Темура, который дважды - в 1360 и 1361 гг. - пытался подчинить себе эту богатую страну. Так, в 25 лет Темур стал владетелем небольшого, но богатого тумена вместо бежавшего дяди Хаджи-Барласа. Годы 1361-1365 были периодом наибольшего сближения между двумя эмирами, которые скрепили политический союз родственными отношениями: сестра Хусейна Улджай Туркан-ага стала женой Темура. Союз эмиров представлял собой значительную силу в Мавераннахре, однако он использовался главным образом в их личных интересах для грабитлельских набегов. Во время одного из них (на Сеистан) Темур получил тяжелые ранения в правую руку и правую ногу. На правую ногу Темур хромал всю жизнь, почему и получил прозвище «Темурленг» - Темур-хромец, в европейском произношении Тамерлан. Взятие Балха и смерть Хусейна явились решающими событиями в жизни Темура. Темур был провозглашен единым правителем Мавераннахра, наследником и продолжателем империи Чагатая. В 1370г. Темур переехал в Самарканд, где приступил к сооружению городских стен, цитадели и дворца. Это были первые постройки после разгрома города монголами (в 1220г.). Его объединительную, централизаторскую политику поддерживали зажиточные ремесленники, купцы, земледельцы и представители мусульманского духовенства. Опираясь на эти слои населения, Темур быстро и без особого труда объединил и подчинил земли между Амударьёй и Сырдарьёй, а также Фергану и Шашскую область. В 1388г. Темур совершил последний поход на Хорезм против восставшего Сулеймана Суфи. Темур уничтожил династию Суфи. В течение 10 дней войска Темура грабили прекрасный город, который был почти полностью разрушен. Только в 1391г. Темур отдал приказ о его восстановлении. Таким образом, к 1390г. все земли Средней Азии, за исключением Семиречья и низовьев Сырдарьи, оказались под властью Амира Темура.

39. Культура в период правления А.Темура.

Говоря об особых заслугах Темура в развитии торговых, экономических, политических и культурных связей между многими народами и странами, следует подчеркнуть, что он восстановил древний Великий шёлковый путь, проходивший по территории Центральной Азии и связывавший страны Востока и Запада. Создал все условия для отдыха путников и караванов. По его приказу во всех городах и кишлаках, через которые проходил караванный путь, были установлены сторожевые посты, несшие ответственность за безопасность людей и сохранность грузов. Темур уделял большое внимание развитию ремесленного производства. В Мавераннахр, центр его огромного государства, Темур ввозил из завоёванных стран не только различные материальные ценности, но главным образом пленных мастеров и ремесленников, вместе с которыми туда попадали тщательно сохранявшиеся секреты ремесла, новые виды ремесленной продукции. Самарканд был украшен новыми величественными зданиями, благоустроенными базарами, пополнен кварталами (махалла) ремесленников. Часть замечательных построек Темура сохранилась до нашего времени: это мавзолеи в группе «Шахи-Зинда», соборная мечеть, известная под именем Биби-ханым (1399-1404гг.), усыпальница Гур-Эмир, где похоронен Темур и некоторые члены его династии - Темуриды и др. Темур построил выдающиеся памятники в Бухаре и Туркестане (мечеть Ахмада Ясави), недалеко от Ташкента восстановил город Бинкент, разрушенный монголами и теперь получивший название Шахрухия (в честь сына Темура), в цветущий центр Ферганской долины при нём превратился Андижан.