Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 5 из 56)

21. Возникновение Тюркского каганата и его социальный, политический и управленческий строй.

К середине VIв. из объединения различных племен и народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии сложилось большое кочевое государство - Тюркский каганат (551-744г.г.), которое возглавили два брата Тумынь и Истеми. Пока Тумань расширял свои владения в восточной части каганата Истеми был занят в западной части объединением племен Семиречья и смежных районов Восточного Туркестана. Заключив союз с могущественным сасанидским Ираном, тюрки в 563-567г.г нанесли сокрушительные поражения эфталитам и их государство окончательно распалось.

Социально-экономический строй. Социальный строй народов, объединенных Тюркским каганатом, находился на различных стадиях развития. Существовала большая патриархальная семья, в состав которой входили иногда и домашние рабы. Археологические раскопки в различных областях Средней Азии, входивших в состав Тюркского каганата, свидетельствуют, что города в VII-VIIIв.в были важнейшими центрами ремесла и торговли. Массовое распространение медной монеты в VII-VIIIв. указывает на расширение товарных отношений.

22. Завоевание арабами Средней Азии и распространение ислама.

В 651 году иранский шах Иездегерд III был убит, и Сасанидское государство, существовавшее на протяжении почти пяти веков, было уничтожено. В тот же год арабы без боя заняли город Мерв. Укрепившись, они стали готовиться к захвату богатых областей, расположенных за Амударьей.

Набеги и воен­ные походы против Мавераннахра были организованы наместни­ками Хорасана и осуществлялись в два этапа. Вначале арабы пе­реходили за Амударью, с целью грабежа. Впервые это случилось в 654 году, когда арабские войска напали на Маймург, а в 667 году — на Чаганиан. Это было началом завоевания Мавераннахра. наместник Хорасана Убайдуллах ибн Зияд пе­решел Амударью и вторгся в Бухарскую область, заняв Пайкенд и Рамитан, осадил Бухару. Объединенные войска Бухары и тюрков, пришедших на помощь, потерпели поражение. Через три года арабские войска под предводительством намест­ника Хорасана Сейида ибн Османа вновь вторглись в Бухару. На обратном пути наместник Хорасана захватил город Термез. Во второй половине VII века в халифате разгорелась борьба за власть. В 704 году Кутейба ибн Муслим, жестокий военачальник, хит­рый и коварный политик, был назначен наместником Хорасана. В 706 году Кутейба с большим войском перешел Амударью и вторгся в Бухарский оазис. На протяжении 707—709 годов Кутейба несколько раз насту­пал на Бухару, захватив большое количество окрестных крепостей. В 712 году Кутейба с войсками Бухары и Хорезма двинулся на Самарканд. Арабы установили у стен города 300 катапульт, днем и ночью они беспре­рывно пытались пробить брешь в стене. Самарканд был вынужден капитулиро­вать. Столица Согда в этот период славилась многочисленными древ­ними храмами, в которых хранились огромные богатства. Кутеиба захватил все это, а храмы, представлявшие собой лучшие образцы зодчества, сжег. В начале 715 года он, полностью завоевав Ферганскую доли­ну, дошел до Кашгара.

В целях укрепления политической власти халифов в Мавераннахре и обеспечения ее стабильности особое значение придава­лось пропаганде ислама В связи с этим другие рели­гии, занимавшие важное место в духовной жизни Мавераннахра, были объявлены ложными. Особенно ожесточенная борьба велась против исконной веры местного населения — зороастризма. В первые годы арабского за­воевания представителям мест­ного населения, принявшим ис­лам, были предоставлены неко­торые льготы. Лицам, придер­живавшимся обрядов ислама и посещавшим мечети для совер­шения намаза, выдавалось даже денежное вознаграждение. В первую очередь, чтобы изба­виться от тяжкого бремени налогов, ислам приняли беднейшие слои населения.

23. Противостояние арабам: восстание Муканны, Абу Муслима и др.

Муканна был человеком из народа и выдвинулся во время движения Абумуслима. Восстание было хорошо подготовлено и приняло большие размеры. Халиф Абуджафар, напуганный размахом восстания, отправил в Хорасан своего сына Махди с большим войском. Местные феодалы, напуганные многочисленностью войска халифа, предали восставших. Халиф подавил восстание и жестоко расправился с его руководителями. Муканна, по свидетельству Наршахи, был заключен в багдадскую темницу. В 769 г. Муканна, которому удалось бежать из тюрьмы, вернулся в Мерв и начал готовиться к новому выступлению. Пользуясь поддержкой движения «людей в белых одеждах» Муканна быстро овладел Мавераннахром и Ферганой. На этот раз восстание охватило самое сердце Мавераннахра - территорию Согда, то есть всю долину Зарафшана и Кашкадарьи. Восстание Муканны продолжалось 14 лет.

В 806 г. в Согде вспыхнуло восстание крестьян во главе с Рафи ибн Лейсом, которое проходило под теми же лозунгами, и восставшие выдвигали те же требования, что и Муканна, поскольку социально-экономические и политические причины, вызвавшие восстание, не были устранены. Волнения охватили долину Зарафшана и Кашкадарьи. К восставшим присоединились жители Шаша и карлуки. Повстанцы, отвергая ислам, религию завоевателей, призывали народ к борьбе против султана и мусульман.

15 июня 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II. Показав недюжинный талант военачальника, Абу Муслим зимой овладел Мервом, в течение 748 года взял Нишапур и Тус, а в начале 750 года наголову разбил Омейядов на реке Большой Заб. Аббасидский халиф ас-Саффах позволил ему стать наместником Хорасана, используя помощь Абу Муслима для подавления новых восстаний. После подавления Абу Муслимом мятежа одного из родственников халифа он был вызван ко двору халифа в Ктесифон и предательски умерщвлён. Тело военачальника сбросили в Тигр. Весть о его гибели вызвала волнения в Хорасане. Абу Муслим стал народным героем.

24. Религия народов Средней Азии до завоевания арабами.

Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени и, по-видимому, оказал на человечество, прямо или косвенно, большее влияние, чем какая-либо, другая религия. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев.

Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, "верблюжий погонщик" или "золотой верблюд". Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину.

В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога- Ахурамазду. все в мире - боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. Самая большая община современных зороастрийцев - это парсы, живущие в Индии. Именно они сохранили главное богатство зороастризма- священную книгу "Авеста".

25. Государство Саманидов. Возникновение, развитие и крах.

Саманиды, в качестве наместников, подчиненных Тахиридам, выдвинулись еще при основателе Тахиридской династии Тахире ибн Хусейне. Родоначальник Саманидов, Саман, феодал из Балха. Саман под влиянием Мамуна расстался с зороастризмом и принял ислам. Тогда же выдвинулся и сын Самана-Асад, к которому халиф также благоволил. У Асада было четыре сына-Нух, Ахмед, Яхъя и Ильяс. Нух-старший из братьев, занимал особое положение и во внешних сношенных выступал как глава семьи. После его смерти в 841г. главой этой маленькой, еще окончательно не оформившейся династии стал его брат Ахмед. В 875 халиф признал Насра ибн Ахмеда (864/865-892г.г) главой династии и прислал ему "диплом" на управление государством.

Падение Тахиридов в 873г. создало исключительно благоприятную обстановку для объединения Мавераннахра в единое прочное государство, чем Саманиды в полной мере и воспользовались. В 874г. правителем Бухары становится младший брат Насра - Исмаил.

Возраставшая с каждым днем мощь государства Саманидов вызывала беспокойство в центре халифата. В сражении у стен Бухары в 900г. войска Амра ибн Лейса были разбиты Исмаилом, и он установил свою власть в Хорасане. Исмаил впервые после арабского завоевания объединил разрозненную в результате междоусобиц страну и создал сильное, независимое государство. Саманидское государство было для своего времени крупнейшим на Востоке, превышавшим по своей территории и богатству тогдашний халифат.

На жизнь городов при Саманидах особенно существенное влияние оказывал диван мухтасиба. В обязанности его входило, прежде всего, наблюдение за весами и гирями торговцев. Общий контроль и главным образом контроль над расходованием казны в саманидском государстве осуществлял диван мушрифов, т.е. наблюдателей. Большую роль в жизни саманидского правителя, дергаха и государства играла гвардия из тюркских гулямов. Основной задачей тюркских гулямов была охрана власти правителя и его дома внутри самого феодального государства. Такова в кратких чертах система центрального и областного управления в Маверанахре при саманидах.