Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 2 из 56)

Эпоха железа. Появление и применение железа сыграло поистине революционную роль в развитии производительных сил, способствовало дальнейшему прогрессу в земледелии, ремесленном производстве, ирригационной технике. Но главное заключается в том, что применение железа полностью отделило земледелие и скотоводство, способствовало разрушению первобытнообщинного строя, ускорению процесса разложения первобытного общества: оно укрепило частную собственность, создало основу для образования класса знати, сыграло важную роль в возникновении классового общества.

В эпоху железа появляется один из признаков города - рынок, возникает интенсивный товарообмен, в результате чего происходит ускорение накопления богатства в руках отдельных лиц, классового расслоения общества. Все это приводит к образованию государств на территории нашего региона Памятники эпохи железа обнаружены в Ферганской долине /Чуст, Дальверзинтепа, в Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской областях, Хорезме.

5. Быт и занятия первобытных людей каменного века.

Каменный век, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода - раннего (ашель), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

Ранний палеолит. Этот период характеризуется становлением человека и человеческого общества, а также появлением первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами. Человек использовал естественные источники питания, ограничиваясь собирательством и охотой. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы- грубые рубящие орудия, т.е. массивные куски камня- гальки, стесанные с одной, реже с обеих сторон. При помощи их древний человек мог выкапывать корни, добывать животных, резать, колоть и т.д. Физический тип человека раннего палеолита представлен архантропом /человек древний/, разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Средний палеолит /мустье/. Похолодание, начавшееся в результате распространения резкого оледенения, заставило древних людей совершенствовать охотничье хозяйство, приспосабливая его для охоты на крупных животных. В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Человек научился делать копье и рогатину. Древние люди начинают объединяться в более крупные коллективы, в которых появляются зачатки родового устройства и разделения труда по полу. На смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец, который является переходной ступенью к человеку современного вида и отличался высоким ростом, прямым хождением, имел более развитый головной мозг.

Верхний палеолит /поздний палеолит/. Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда - камня. Широко применяются острые тонкие ножи, скребки, проколки, резцы. Важным изобретением, способствовавшим развитию охоты, стало создание дротика, копьеметалки - предшественницы лука и стрел. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, сооружение долговременных зимних жилищ. В эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной, представляющей собой экзогамную /запрет браков внутри общины/ группу людей. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

Мезолит. Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда - топор/ в результате присоединения к рубилу ручки/, лук и стрелы, что привело к возрастанию роли одиночных охотников. Возникла новая техника - шлифование, сначала кости, а в конце периода - камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных: собак, ягнят, оленей, коз, кошек, свиней. Возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство. К мезолитическому периоду относится широкое распространение красочных наскальных изображений, выполненных красной охрой /Ширабадский район Сурхандарьинской области/.

Неолит. Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства /охота, собирательство/ к производящему - земледелию и скотоводству. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита расцвета в своем развитии достигает матриархат. Матриархальная родовая община сосредотачивает в своих руках все производственные функции, возникает парная семья.

6. Бронзовый век в Узбекистане. Появление городов.

Получение бронзы вытеснило камень как основное сырье для изготовления орудий труда и стало новым этапом в развитии человечества, способствовало его дальнейшему прогрессу, обусловило огромные технические и культурные достижения.

Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце эпохи бронзы появляется ирригация - первые искусственные оросительные каналы /длиной до нескольких десятков метров/ в Хорезме, низовьях Зеравшана. Дальнейшее развитие получает оседлое скотоводство и начинается его отделение от земледелия. Развитие земледелия и скотоводства способствовало созданию прибавочного продукта, что в свою очередь привело к взаимообмену между родами и племенами и установлению между ними торгово - экономических, культурных, этнических отношений. Усиливается процесс межрегионального обмена, что ведет к возникновению торговых путей, связывающих различные области в экономическом плане. В эпоху бронзы появились укрепленные поселения, свидетельствующие о росте богатства больших семейных общин. Они представляют большой интерес для изучения ранних этапов истории древних городов Узбекистана.

Стоянки эпохи бронзы открыты учеными в низовьях Зеравшана, древнем Хорезме, Ташкентском оазисе, Самаркандской области, Ферганской долине, Сурхандарьинской области и др. районах.

7. Появление ранних государственных устройств на территории Средней Азии.

Государственность в Средней Азии зарождается в IX-VIIIв.в до н.э. вместе с переходом к раннежелезному веку и непосредственно связана с развитием земледелия и скотоводства, т.е. производящих форм хозяйства.

Древние государства формировались как мелкие территориально-структурные единицы, "культурно-хозяйственные районы", площадь которых не превышала 5-10 кв. км. и которые занимали, как правило, древние земледельческие оазисы. В структуру такого государства- "культурно-хозяйственного района", на территории Узбекистана обычно входили: поселение, орошаемые земли, ирригационные системы, пастбища. В целом функции древних государств сводились к следующим:

1)общественная (управленческая);

2)социально-экономическая (хозяйственная);

3)военная (оборонительная)

4)идеологическая (религиозная).

Древнейшим государственным объединением, образовавшимся в Средней Азии в VII в . до н.э. было Древнебактрийское царство, которое занимало территорию собственно Бактрии, а также Согда и Маргины. В VII-VI в.в. до н.э. оно располагалось в долинах Сурхандарьи, Кашкадарьи, Зеравшана и северной (северо-восточной) части Афганистана.

Центральные города областей, входивших в состав Древнебактрийского царства, располагались на месте Кызылтепа, Еркургана, Узункыра и Афрасиаба, т.е. самых древних городов, обнаруженных археологами на территории Узбекистана, возраст которых насчитывает не менее 2700 лет.

Примерно в это же время существовало другое государство - Древнехорезмийское. По поводу территории, которую оно занимало, существует две теории: "Малый Хорезм"-от среднего течения Амударьи до Аральского моря, т.е. территорию современной Хорезмской области. Один из крупных центров Хорезма располагался на месте гродища Кюзелигыр.

8. (10). Авеста – основной источник истории народов Средней Азии.

Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность доисторического времени. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры /в греческом произношении- Зороастр/. Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Имя Заратуштра означает, скорее всего, "верблюжий погонщик" или "золотой верблюд". Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину.

В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога- Ахурамазду. все в мире - боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. Самая большая община современных зороастрийцев - это парсы, живущие в Индии. Именно они сохранили главное богатство зороастризма- священную книгу "Авеста".

Состав "Авесты" . По свидетельству Беруни, канонизированная "Авеста" состояла из 21 книги /каждая из которых называлась "наск"/Из них в результате преследований зороастрийцев и распространения ислама сохранились только 5: