Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 24 из 56)

В национально – духовных ценностях находят свое отражение мировоз­зрение и отношение к жизни внутренний мир и образ жизни, народа. В них отражается духовный мир и образ мышления, чаяния и идеалы, честь и со­весть нации. Жизненные цели молодого поколения, ее представления о «герое времени» тоже формируются на основе духов­ных ценностей. Национально- духовные ценности способствуют совершенствованию положительных нравственных качеств и устранению недостатков. Духовность, национальные ценности играют неоценимую роль в сохра­нении национального самосознания, восстановлении исторической памяти, пробуждения чувства совершенной уверенности в будущее. Понятие духовного наследия и ценности являются многогранными по­нятиями и включают в себя:

- историческое наследие и историческую память

- памятник и культуры, древние рукописи

- достижения науки и техники

- искусство и национальную литературу

- нравственные качества

- религиозные ценности

- обычаи и привычки, традиции и обряды

- просвещение, воспитание, образование и другое.

Обобщая сказанное можно сделать следующий вывод: Каждая состав­ная часть национально- духовных ценностей имеет важное значение в ук­реплении независимости и обеспечении будущего народа.

104. Место и значения идеологии зороастризма в цивилизации человечества.

Возникновение зороастризма "Авеста" - важный источник по истории народов Средней Азии.

Огромный прогресс наблюдался и развитии духовной жизни человеческого общества, которое проделало эволюцию от примитивных религиозных верований до первой религиозной системы- зороастризма, который является самой древней из мировых религий- откровений. Он был государственной религией трех великих иранских империй, существовавших почти непрерывно с VIв. до н.э. по VII в. н.э.- Аеменидской, Парфянской и Сасанидской, и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Своими корнями зороастризм уходит в глубокую древность. Знакомство с ним было бы невозможно без "Авесты" - священной книги зороастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии. Название религии пошло от имени пророка Заратуштры .Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. Начало пророчества Заратуштры связано с легендой, согласно которой в период подготовки к празднованию Навруза ему пришлось ночью набрать воды в Амударье. Он вошел в воду, совершил омовение, получил очищение. В этот момент на берегу появился яркий, манящий свет, зовущий к себе. Заратуштра пошел к свету и среди пяти лучей увидел сидящего Ахурамазду, лица которого не было видно. На него снизошло божественное откровение, и он начал свои проповеди, за которые подвергался преследованиям и вынужден был покинуть родину. Роль человека в религиозной системе зороастризма определяется концепцией свободного выбора. Человек выбирает между добром и злом, и его действия имеют определяющее значение в ходе мировой борьбы доброго и злого начал.Наиболее чтимыми богами авестийского пантеона были бог солнца и света Митра, а также богиня плодородия и вод Анахита. Само название "Авеста" происходит от среднеперсидского слова "apastak", позже - "αβαѕtâγ" - "основа" /или по иным толкованиям, "установление", "предписание", "восхваление"/.

Место появления "Авесты". Ни по одному научному вопросу не было высказано такое количество самых разноречивых гипотез, как по вопросу о родине учения зороастризма. В частности, существует "западная теория", сторонники которой считают, что распространение зороастризма началось из Мидии, и "восточная теория", согласно которой колыбелью зороастризма являются области Средней Азии - Согд, Бактрия, Хорезм или Фергана. Наибольшее число приверженцев в научной литературе имеет теория, связывающая первые шаги Заратуштры с Хорезмом, поскольку историческая традиция говорит о Хорезме, как о стране, где впервые был зажжен священный огонь зороастризма /"ат /д/ ар - хурра"/, описанный в "Авесте", и как об обетованной стране "Эран-ведж" в авестийской передаче – Айриана - ваэджа,/ где Ахура =Мазда явился к Заратуштре. Описание Эран-веджа, соответствующее географическими климатическим условиям Хорезма, в дается "Авесте".

В ней дается также описание страны, где родился и начал свою деятельность Заратуштра. Это " страна, где управляют и предводительствуют многочисленными войсками мужественные вожди, где высокие горы, изобилующие пастбищами и водами, производят все необходимое для скотоводства, где глубокие озера с обширными водами, где судоходные реки с широкими руслами стремят свои бурные воды по странам: Иската (Скифия), Поурута, Моуру (Мерв), Харева (Ария), Гава (область Согда), Сугда (Согд), Хвайризема (Хорезм)". Нет никакого сомнения, что "судоходными реками с широкими руслами" являются Амударья и Сырдарья, и это обстоятельство вместе с перечнем стран, через которые они протекают, прочно обосновывает среднеазиатскую теорию происхождения "Авесты", а значит и зороастризма.

"Авеста", несмотря на религиозно- мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Первобытная история безымянна. Она не знает и лиц, ни героев, ни знаменательных дат. И тем не менее она овеяна подлинным героизмом всей великой массы безвестных создателей первобытной культуры, которая явилась необходимым условием дальнейшего развития человечества, стала основой нашего общества.

105. Понятие идейного вакуума, его сущность и особенности проявления.

Если бросить взгляд на мировой опыт, идеология нации формируется и совершенствуется в течение жизни нескольких поколений. Значение формиро­вания национальной идеи нашло своё отражение в образцах письменности созданных в различные периоды человеческой истории. Можно привести много примеров внедрения своей идеи в сознание народа путём преломления идеологического иммунитета и создания идеологического вакуума. Об этом китайский философ Сун Цзы (VI век до н. э.) писал:

Приведите к распаду, развалу всё хорошее, что есть у противника;

Привлекайте на свою сторону видных деятелей государства противника, на­правляйте их на совершение преступлений, в нужное время опозорьте их на глазах общественности;

В этом деле сотрудничайте с самыми подлыми, неблагодарными людьми;

Направляйте молодёжь против стариков;

Приведите к разладу обеспечение войск противника, вызовите недоверие их своим богам;

Для достижения еще большого разложения противника направьте туда женщин лёгкого поведения.

Будьте очень щедрыми, не жалейте ни денег, ни обещаний, они дают хорошие результаты.

Методами пропаганды в истории идеологической борьбы является распро­странение слухов. О причинах, целях, распространение слухов есть высказыва­ние Абу Райхана Бируни: распространитель слухов обвиняет про­тивника, распространяет о нём ложные сведения и таким путем достигает победы над ним, добивается своей цели.

Во второй половине XIX века в жизни народа Узбекистана начался период культурной и духовной зависимости. В колониальной политике были планы превращения Туркестана не только в политическую, экономическую, но и ду­ховную зависимость, колонию. Это колонизаторы и не скрывали. На собрании семинарии учителей Ташкента 30.08.82. г М. А. Муропиев говорил: « … в основе просвещения мусульман должна лежать их русификация, …разрушение ислама,…вообще религиозные стороны». Генерал-губернатор Куропаткин И.А. «Мы 50 лет держали местное население в стороне от прогресса».

106. Сущность и содержание идеи социальной солидарности.

Одна из главных идей, претворяемых в жизнь человечеством на рубеже 20-21 веков, - партнерство различных социальных слоев и групп, политических сил, партий и движений.

Идея общественной солидарности укрепляет отношения представителей различных национальностей, рас, религий, профессиональных и социальных групп. В результате прочнее становится мир и стабильность в стране.

В отличие от искусственно созданных, противостоящих друг другу и возведенных в абсолют доктрин, идея социальной солидарности направлена на признание и воплощение в жизнь многообразных интересов нашего народа.

Во-первых, прогрессивные идеи, воплощающие в себе приоритетные цели и интересы общества, становятся движущей силой национального прогресса.

Во-вторых, необходимым условием прогресса является соответствие программных задач и практической деятельности каждого социального слоя и группы национальной идее.

В-третьих, одним из основных факторов реализации национальной идеи является осознание каждым гражданином, независимо от его социальной и национальной принадлежности, мировоззрения и вероисповедания, своей ответственности за осуществление намеченных благородных целей. В государствах, где уделяется постоянное внимание проблемам сотрудничества различных слоев населения, это приносит ощутимые положительные результаты. Совершенствование форм и способов партнерства и сотрудничества создает почву для укрепления стабильности общества, и, наоборот, их ослабления приводит к нарушению стабильности , неустойчивости в обществе.