Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 21 из 56)

Восстановление оросительной системы Зеравшана (Бухарский эмират) началось в 50-х годах XVIIIв., когда была восстановлена плотина крупнейшего арыка Даргом, расчищены и частью прорыты вновь арыки около Пянджикента, в Ширазском тумане, возле Ургута, а также от Карадарьи и Акдарьи ниже Самарканда. В конце XVIII в. были восстановлены каналы Анхар, Нарпай, Камимич и проведено много новых арыков на север от Зеравшана. В сельском хозяйстве к середине XIXв. четко выявилась специализация отдельных областей на производстве тех или иных земледельческих культур. Главным районом разведения риса, например, была Самаркандская область (долина Мианкаля), табака-Карши и Каттакурган, марены и других красильных-Хивинское ханство, шелководства-Наманганская, Андижанская и Кокандская области, окрестности Маргелана, Хазарасп. Основными районами хлопководства были Бухара, Ферганская долина, Шахрисабз, Янги-Ургенч и Каттакурган. В Кокандском ханстве, например, пытались культивировать и американский хлопок. Худаяр-хан выделил для этой цели участок земли недалеко от своей летней резиденции "Афганбог". В XVIII-XIXв. в среднеазиатских городах широко развивалось ремесленное производство. Однако в этот период во многих районах Средней Азии ремесло еще не вполне отделилось от земеледелия. Многие ремесленники в летнее время обрабатывали землю и питались продуктами своих огородов и полей. С другой стороны, отдельные виды ремесла широко развивались в сельской местности. Что касается городского ремесла, то, имея длительную историю развития, оно было чрезвычайно специализированным. Существовали специальности по выработке лишь какого-нибудь одного вида изделия и даже по одной только операции. Вместе с тем ремесло было тесно связано с торговлей - чаще всего ремесленник сам продавал свой товар. Только внешнеторговые операции были сосредоточены в руках купцов.

Среднеазиаские ремесленики имели свои цеховые организации, регламентировавшие установленные формы производства и взаимоотношения в ремесле. Стоявшие во главе цехов аксакалы избирались на цеховых собраниях самостоятельных мастеров и утверждались ханами. Они выдвигались обычно и числа богатых владельцев мастерских и пользовались административной властью внутри цехов. Одной из важнейших отраслей ремесленного производства было изготовление бумаги. Важнейшими центрами бумажного производства были Бухара, Самарканд, а затем Коканд, хотя уже в начале XVIIIв., не выдержав конкуренции с фабричной бумагой, поступавшей из России, среднеазиатское бумажное дело неудержимо пошло на спад.

Высокого уровня достигло и оружейное производство, искусство оформления конского снаряжения; изготовление лодок и водоподъемных механизмов (чигирей), распростаненное, например, в Хивинском ханстве.

94. Культурная жизнь среднеазиатских ханств во второй половине XVIII- XIX вв.

Во второй половине XVIIIв. после длительного периода застоя и уподка, вызванного общеполитической ситуацей, в среднеазиатских ханствах наблюдается некоторое оживление в культурной жизни, что нашло выражение в появлении новых научных сочинений, в том числе исторических, развитии литературы, искусства книжной миниатюры, архитектуры, музыки и театра.

Поэты кокандской литературы среды писали свои стихи на узбекском и таджикском языках. Двуязычие, как и в других регионах, так и в Коканде, было характерным явлением в культурной жизни XVIII-XIX в.в. В частности, видным поэтом своего времени, писавшим свои произведения на таджикском и узбекском языках, был Мулла Шермухаммад Акмаль, в творческом наследии которого встречаются стихи острой социальной направленности, обличающие гнёт и деспотизм.

Следует отметить, что кокандская литературная среда не была однородной. Уже начиная с XVIIIв., в литературной жизни Кокандского ханства сформировались два противоположных направления: одно, реакционное, феодально-клерикальное, представленное поэтами, близкими ко двору и занимавшимися главным образом восхвалением правителя и его приближенных, призывающими ко всемерному укреплению ханской власти при сохранении в повиновении народных масс; другое, прогрессивное, демократическое; представлявшие его поэты воспевали нужды и чаяния народа, стремились пробудить в нем чувства ненависти к деспотизму, насилию и социальной несправедливости. Подлинно гуманистические идеи любви, преданности, нравственной чистоты воспевал в своих произведениях Ходжа Назар оглы Хувайдо (ум.в 1780/181г.), литературное наследие которого сосредоточено в куллияте «Девони Хувайдо». Он по праву является крупным представителем узбекской литературы XVIII в., творчество которого было широко известно ещё при его жизни далеко за пределами Коканда. Развитие художественной культуры в среднеазиатских ханствах нашло свое выражение в совершенствовании искусства книжной миниатюры (Мухаммад Юсуф Роджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Ахунд, Камалиддин Хусайни и др.), появлении новых имен талантливых певцов и музыкантов - исполнителей (Пахлаван Нияз Мирза-баши Мухаммад), развитии музыкального фольклора (макомы, шашмакомы и др.), театра масхарабозов (в Бухарском оазисе - Сайфулла Масхара, Закир Масхара, Эргаш Масхара, Эргаш Масхара; в Кокандском ханстве - театр Кизикчи, Мухаммад Салих Бадиёршум), распространении кукольного театра (Шосолих, Гафур, Халфаранг - Коканд; Дониёр - Ташкент; Шариф Сайёх, Кори ходжи - Бухара; и многие другие), дальнейшем развитии имеющего богатейшее наследие узбекского танцевального искусства и т.д. Со второй половине XVIII в. во всех трех среднеазиатских ханствах наблюдается определенный подъём, возникают положительные сдвиги в их экономической и культурной жизни, ставшие возможными благодаря относительной политической стабильности, установленной новыми династиями, пришедшими к власти. Одновременно сохранялись и факторы, ослаблявшие среднеазиатскую государственность, обусловившие экономическое отставание ханств от стран Западной Европы, что в конечном итоге привело к их завоеванию царской России.

95. Сельское хозяйство Узбекистана в 1950-1980 годы. Подъем хлопководства.

Неутомимый труд сельчан увенчался успехом. Всего за годы войны сельское хозяйство республики дало стране 4 млн. 806 тыс. тонн хлопка - сырца, 54,1 тыс. тонн коконов тутового шелкопряда, 1 млн. 282 тыс. тонн зерна, 482 тыс. тонн картофеля и овощей, 57 тыс. тонн фруктов и винограда, 36 тыс. тонн сухофруктов, 156 тыс. тонн мяса, 23,3 тыс. тонн шерсти.

В сельском хозяйстве после войны, как и во всем остальном, господствовал диктат партии. Далеко за переделами республики руководящими партийными органами составлялись планы и мероприятия по восстановлению и дальнейшему подъему хлопководства в Узбекистане на период 1946 - 1953 гг., в которых не учитывались интересы коренного населения и которые были направлены на развитие в Узбекистане хлопковой монокультуры. Решения партии при этом не обсуждались и считались программными. Но жизнь не стояла на месте. Развивалось и сельское хозяйство Узбекистана, главным образом хлопководство. Пополнялся новой техникой тракторный парк. В течение 1959 - 1985 гг. он заметно увеличился: с 53 до 200 тыс. единицРаботая от зари до заката, под знойным солнцем, фактически не зная отдыха в субботние, воскресные и праздничные дни, работники хлопковых хозяйств получали крайне низкую зарплату, снижался жизненный уровень дехкан. Нормы потребления мяса и других продуктов в Узбекистане были в 6-7 раз ниже, чем в других республиках. Виной этому была административно - командная система управления народным хозяйством и ее колониальная политика, не считавшаяся с интересами самой республики, ее народа.

К концу 80-х годов в республике заметно снизились урожайность хлопчатника и валовый сбор хлопка - сырца. Сократились так же урожайность и валовый сбор зерна, кукурузы на зерно, риса, картофеля, овощей, плодов, ягод и других культур.

Кризисное состояние, в котором оказалось сельское хозяйство Узбекистана, было обусловлено чрезмерной централизацией управления обществом, административно - командным диктатом, полным бесправием республики.

Жизнь убедительно показала, что частичные меры и полумеры по реанимированию механизма экономических отношений на селе, призывы, не могут вывести сельское хозяйство из кризиса. Необходимы были кардинальные преобразования и прежде всего надо было изменить производственные отношения на селе, полностью восстановить в правах экономические методы управления.

96. Аграрные реформы Узбекистана 20-30-х годов

Экономическая политика и хозяйственные преобразования в Узбекистане носили противоречивый характер. Нередко имели место волюнтаризм, поспешность, отсутствие учета реальных условий, настроения и психологии населения. Декретами советской власти земли были объявлены государственной собственностью. Производились реквизиции скота, имущества некоторых категорий хозяйств. Хотя ханские и эмирские налоги были отменены, однако новые налоги также открывали возможность для злоупотреблений. Проводилась жесткая продразверстка. (Это когда государство скупало у населения сельхозпродукты по жесткой установленной им цене.) Все это не только вызывало недовольство, усугублялось разрушение производительных сил: система орошения не ремонтировалась, посевные площади сокращались, поголовье скота уменьшалось. В сентябре-октябре 1921г. только в Ферганской области оказались разоренными 80029 хозяйств, количество голодающих составило 227059 человек, погибло от голода 64336 человек, 159959 человек находились под угрозой голода.

Земельно- водная реформа 1925-1929 гг. способствовала сокращению феодального и относительно крупного частнокапиталистического секторов в сельском хозяйстве Узбекистана. Но вызванное ею осереднячивание обеспечивало рост мелкотоварного производства. Между тем политическая доктрина коммунистической партии нацеливала на опережающее развитие коллективных форм хозяйствования как материальных носителей нового общественного строя.