Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Государству и праву (стр. 7 из 56)

Текешу наследовал его сын Мухамед (1200-1220г.г). В 1203г. он при поддержке кара- китаев полностью завоевал Хорасан. Покорив также Герат с окрестностями (1204г), он в 1207г. вернулся в свою столицу и стал готовится к захвату Маверанахра.

Внутри же государство, не было ни одного класса общества, который был бы опорой Мухамедда. Феодалы, духовенство, народ- все по разным причинам были недовольны его политикой. Даже наемные армия, обеспечившая ему военные успехи, в конце концов вышла из повиновения. Огромное государство Мухамедда хорезмшаха не обладало внутренней прочностью и поэтому легко пало под ударами монголов.

30. Реформирование узбекского народа.

В процессе этногенза узбекского народа можно условно выделить четыре этапа:

I этап- с древнейших времен (IV-III тыс. до н.э.) до II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры.

В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа (саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.).

II этап- со II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры до XIIIв.

На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа- тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков.

III этап-с XIII по XVI в.в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт-и-Кипчака, передавшие ей свое имя.

IV этап-с XVII до середины XIXв., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.

31. Культура Средней Азии в IXXII вв.

Особого расцвета достигла при Саманидах поэзия. Ярким представителем ее был Рудаки Абдулла Джафар. (Родился в конце IX в. Умер в 941 году). Плеяда замечательных поэтов Х в. создала таджикско-персидскую поэзию, выдвинувшую в последующие столетия таких могучих гениев стиха как Фирдоуси , Саади, Хафиз, которые в основных чертах определили на многие века направления поэзии стран так называемого мусульманского Востока.

При дворе Саманидов большое внимание уделялось истории и географии. Мадаини, Белазури, Табари, Ибн Мискавейх, Муххамад Наршахи и другие были популярными историками той эпохи. В этот период работает один из известных историков саманидского периода Абу- Бакр Наршахи (899-959). В 40-х годах IX в. он пишет "Историю Бухары". Период правления Караханидов можно считать временем появления тюркского литературного языка. В 1074г. появляется первый труд по истории, языку, литературе и культуре тюркских народов "Девону лугати тюрк" (Словарь тюркского языка) Махмуда Кашгари (жил и творил в XI веке). Это ценнейшее произведение находится сейчас в Стамбуле.

До нашего времени сохранились лишь немногие архитектурные памятники IX -X в.в. В этот период в строительстве начинают применять высококачественный обожженный кирпич и алебастровый раствор. Значительную роль в постройках Х в. играло дерево. Первоначально в композиции строящихся зданий продолжали сохраняться старые традиции. Таков мавзолей Исмаила Самани в Бухаре (Хв). Мавзолей считается одним из совершеннейших произведений, построенных на рубеже IX -Xвв. Здание сохранилось до нашего времени и находится в прекрасном состоянии. Большой интерес для науки и культурного наследия представляют остатки жилых построек на городищах Афрасиаб, Варахша, Пайкенд и некоторых других. В них обнаружены фрагменты росписи клеевыми красками по алебастровой штукатурке, резьбы по алебастру и глиняной штукатурке и стенных росписей с цветочным растительным узором. В Х в. широкое распространение получила монументальная архитектура. До нашего времени сохранилось довольно значительное число шедевров из жженого кирпича, произведенных в XI-XII в. Среди них такое замечательное произведение древних зодчих, как мечеть Деггаррон в селении Хазара. Среди прекрасных произведений монументальной архитектуры Ургенча сохранился чудесный мавзолей Фахруддина Рази и мавзолей, называемым мазаром Шейха Шерефа.

32. Превращение исламской религии в оплот государства Юсуф Хамадани, Ахмад Яссави, Исмаил Бухари, Ат-Термизи.

Хазрати Шайх Юсуф Хамадани (к.с.) (1049 - 1141) Этот комплекс возник на месте погребения дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба, родившегося в городе Хамадане (западный Иран). Над его могилой был возведен мавзолей, от которого до сегодняшних дней практически ничего не осталось.

Разрушенное строение частично перестроили и реконструировали в XIX веке. Могилу дервиша символизирует склеп из черного мрамора, украшенный цветочным орнаментом и надписями.

В западном углу мавзолея расположена молельня с центральным айваном. Она составляет основную часть комплекса. Сегодня мечеть Юсуфа Хамадани – важный мусульманский храм – место поклонения верующих.

Ходжа Ахмед Ясави (Яссауи; 1103, Сайрам — 1166, Туркестан[1]) — суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком. Мавзолей Ахмеда Ясави в Туркестане

Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстана-баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.

К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в казахских степях. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению Ислама, не может больше видеть солнце.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави был построен на месте его могилы тюркским правителем Тимуром Тамерланом в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Учение, которое он основал, получило название Яасавийя-тарика. Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке.

Имам Аль-Бухари — Его полное имя - Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари. Исмаил Аль-Бухари - величайшая фигура в Исламе, известный богослов IХ столетия, который прославляется в мусульманском мире уже более 1000 лет. Он - автор хадисов "Аль-Джами ас-салих", или "Достоверный", который по значимости занимает практически второе место среди мусульманских книг после Корана.

Аль-Бухари (810-870) - Родился в Бухаре, умер в селении Хартанг (близ г. Самарканд). Его отец был очень образованным человеком. Когда ль-Бухари был еще ребенком, его отец умер. Аль-Бухари был на попечении матери,которая воспитала его. Она была образованная, женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Исмаил был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч поэм. Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился на паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Аль-Бухари, который остался в Мекке в течение следующих 4 лет. 16 лет Исмаил, проводил на месте погребения пророка Мухаммеда в Медине. Все это время он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов - легенды о поступках и словах пророка Мухаммеда и его товарищей-сторонников, в которых Имам Аль-Бухарий достиг его бессмертной славы.

ВАЖНЕЙШИЕ И НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ТРУДЫ АЛЬ-БУХАРИ

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. К числу сочинений аль-Бухари от-носятся также такие книги как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Имам Аль-Бухари посвятил всю его жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более, чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал, самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу "Ас - Сахих", которая стала наиболее популярной среди всех других собраний. При собрании хадисов Аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В "достоверные" он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет."Ас-сахих" Аль-Бухари примечателен еще и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, т.е. с классификацией хадисов по сюжетам.

33.Нашествие монголов. Неверная тактика Могамеда Хорезмшах.

Война с Монголами. Однако уязвимым местом в империи Мухаммеда II было всесилие кипчакской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате. Почти 80% хорезмского войска составляли кипчаки. Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из кипчакского правящего рода и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием. Теркен-хатун даже организовала выступление кипчаков против хорезмшаха в 1216 году. Это восстание возглавил ее племянник Кайыр-хан Алып-Дерек, бывший наместником в долине Сырдарьи. Кипчаки потерпели поражение, однако Теркен-хатун не только не позволила наказать Кайыр-хана, но даже настояла на передаче ему Отрара.