Смекни!
smekni.com

Республика Гвинея (стр. 14 из 28)

Итогом “демократических” перемен в стране стал рост цен и вызванные им волнения населения. При Туре местное население восставало только один раз - это было выступление женщин в поддержку свободы уличной торговли. При Конте народные волнения стали гораздо более частыми и серьезными. В начале 1988 года на 79 % выросли цены на топливо. Ответом стали мощные выступления. Цены моментально вернулись на прежний уровень; правительство во всем обвинило несознательных торговцев, часть из них наказало, а цены заморозило на прежнем уровне. Народные волнения в Гвинее - дело серьезное, поэтому Конте много и горячо заговорил о том, что государство не вмешивается во внутреннюю частную торговлю, что это - рыночная экономика, и так далее.

* * *

Детальный анализ экономики Гвинеи на основании статистических данных очень не прост по той причине, что статистика ее отражает непонятно что. Во времена правления Туре статистические данные совершенно спокойно фальсифицировались. При этом имеет смысл говорить не столько о фальсификациях, сколько о “произвольных и не отражающих реальности интерпретациях статистических данных”. Поэтому в отношении Гвинеи имеет смысл рассматривать только такие показатели как добыча бокситов, золота и т.п. Наиболее вероятно, что все остальное - определение ВНП и т.п. - просто некие полуфантастические измышления.

Очень часто западные специалисты вкладывают в статистический анализ Гвинеи чисто идеологический смысл. Так, по данным Мирового Банка темпы роста ВНП Гвинеи в 1980 - 86 годах составляли 0.9 % в год, а с начала проведения реформ, рекомендованных этим же банком, они возросли до 4 % в год и сохраняются примерно на том же уровне и к середине 1990-х годов - налицо самое динамичное развитие экономики... Мы пытались выяснить, кто и каким образом определяет ВНП Гвинеи, но безрезультатно: полная анонимность и безосновательность.

Смысл подобных пересчетов состоит исключительно в доказательстве того, что только западный путь развития экономики может быть эффективным для Гвинеи. Но реалии далеки от статистического оптимизма. В стране доминирует не очень сильное племя сусу, уверенно чувствующее себя только на побережье: на мусульманских территориях в глубине страны его представителям лучше и не появляться. Кроме того, вряд ли безграмотные местные люди знают, что они столь динамично движутся по пути прогресса, поэтому и продолжают жить своими племенными различиями, трудом в сельском хозяйстве и местной промышленности. Несомненно лишь одно: положение Президента Конте является намного более шатким по сравнению с положением его предшественника, Президента Туре. Конте вряд ли протянет столь долгое время на своем посту по той причине, что его политика порождает массу противоречий и проблем внутри страны.

В Гвинее времен Конте обнаружилась забавная противоречивая тенденция. Конте и его команда стараются как можно больше средств вкладывать в решение внутренних проблем страны, в частности, в то, чтобы привести в сколько-нибудь приемлемое состояние инфраструктуру Гвинеи. Но несмотря на реально значимые инвестиции, состояние ее остается таким же, как и десятки лет назад. Мировой Банк и прочие “благотворительные” западные организации говорят о необходимости сокращения подобных трат; стратегическим же направлением построения идеального общества в Гвинее они видят ослабление контроля над иностранными инвесторами и максимальный рост их присутствия в стране. Конте не против присутствия иностранных компаний в Гвинее - он просто предлагает им тратить некоторые средства на решение внутренних проблем страны: ни конца, ни края этим тратам не видно. Иностранные компании тоже приветствуют политику Конте, направленную на привлечение инвестиций в экономику Гвинеи, и всячески стараются поставить ее в максимально возможную зависимость. Идет своего рода перетягивание каната по вопросу о том, как тратить деньги. При этом обе стороны, похоже, подзабыли, что вся ситуация держится только на сохранении текущей власти в Гвинее. Существенно и то, что сам Конте может радикально изменить политику, сославшись на неэффективность про-западных перемен. Поводом к очередному повороту курса может стать что угодно. Такого рода изменения политики в Гвинее происходят естественно и спонтанно.

Сельское хозяйство страны в 1987 году занимало 75 % трудоактивного населения, тогда как два десятилетия назад, в 1965 году - 87 %: похоже, Гвинея уверенно дрейфует в направлении “информационного общества”. Что кроется за этими цифрами в реальности, сказать не так-то просто. Вероятно, причина снижения доли занятых в сельском хозяйстве вполне проста: вслед за разрушением традиционных форм хозяйствования идет обычная механическая миграция населения в города, где оно формирует трущобы и живет неизвестно чем, - тривиальнейшая африканская история. К счастью, в Гвинее она не может получить слишком большого размаха по той причине, что территория страны четко поделена на ареалы между этническими группами и перемещение в столицу Конакри представителей групп, отличных от сусу, не вполне приветствуется старыми добрыми племенными традициями. Поэтому количество занятых в сельском хозяйстве Гвинеи и в перспективе будет оставаться достаточно большим.

Сколько денег приходится на душу населения в Гвинее, определить невозможно. По данным Мирового Банка, в 1986 году сумма составляла 280 долларов США; год спустя, в 1987 году на среднюю гвинейскую душу приходилось уже 320 долларов США. Столь замечательный рост, вероятно, связан с персональными усилиями самого Мирового Банка.

* * *

Правление Конте оказалось очень беспокойным. Первоначальный умеренный энтузиазм, вызванный отменой им многих чересчур жестких постановлений Туре, сменился глубоким разочарованием и вполне откровенной агрессией. С 1985 года до последний дней Гвинея сотрясается самыми серьезными противоречиями и конфликтами, в основании которых лежат несколько базисных причин:

1. Слишком поспешное, отчасти даже карикатурное сближение с западными странами, особенно Францией. При теоретическом анализе все это понятно: Конте делает долги, которые никогда не собирается возвращать и, по сути, злоупотребляет доверием Запада, но объяснить изящество и тонкость авантюры местному населению не так-то просто. Своим сближением с бывшими колонизаторами Конте быстро и основательно потерял популярность в народе.

2. В основании политики Конте лежит резкое выдвижение племени сусу на ведущие позиции в стране - несерьезно и необдуманно. Это языческое и не вполне развитое племя, никогда не обладавшее доминирующими позициями в Гвинее: по различным оценкам, оно составляет всего от 11 до 20 % населения страны. Оно воинственно, но в прямых столкновениях всегда проигрывало мусульманам.

3. Вся Западная Африка охвачена гражданскими войнами, в основании которых лежат племенные конфликты и которые могут разрешиться только путем формирования принципиально новой сетки государственных границ, отражающей не колониальное прошлое региона, а реальное соотношение сил населяющих его этнических групп и ареалы их расселения.

Все это гарантирует столь же бурное и беспокойное продолжение новейшей истории Гвинеи и усиливает шаткость положения Президента Конте.

* * *

Для лучшего понимания геополитической ситуации обязательно нужно учитывать, что современная Гвинея - это страна трех столиц.

Первая столица - Конакри. Город появился в конце XIX века, и становление его связано исключительно с западной колонизацией. Он не является выражением ни этнических, ни экономических особенностей страны.

Вторая столица - Тембо, столица исламской религии в описываемом регионе Африки. Город переживал различные времена: он был и мощным культурным центром, и неоднократно разрушался в ходе религиозных войн, но даже в периоды упадка сохранял свое значение.

Третья столица - Канкан, торговая столица Гвинеи доколониального периода. Город играл самую важную роль в жизни страны на протяжении долгого времени, и если Тембо был прежде всего религиозным центром, то Канкан - административным, и контроль над ним являлся определяющим в соотношении сил.

Существование на территории Гвинеи нескольких четко различающихся регионов, в которых проживают разные этнические группы, воюющие друг с другом на протяжении нескольких последних столетий, и наличие трех столиц несомненно сыграют важную роль в развитии геополитической ситуации в стране. Продолжающееся доминирование Конакри - это последыш колониальной эпохи, делающий вполне возможным такой вариант развития ситуации, как в Либерии, где столица Монровия фактически не связана с остальной территорией и страной руководят разные правители: один - из столицы (поддерживаемый войсками ООН и западными организациями), другие контролируют разные части страны. В Гвинее есть все условия для воспроизведения аналогичной ситуации, и Конте ожидает судьба Президента Либерии, если он и впредь будет настаивать на продолжении чересчур про-западных реформ и доминировании этнической группы сусу. Столица просто оторвется от остальной территории страны. Единственное отличие Гвинеи от Либерии состоит в том, что столь привлекательные для Запада полезные ископаемые находятся вдали от столицы. Либерия важна своим законодательством, Гвинея более интересна ресурсами - это две громадные разницы для зарубежных инвесторов.

* * *

Некоторые факты о ходе политического процесса в Гвинее после 1985 года.

4 июля 1985 года была совершена попытка переворота, в которой оказались замешанными военные и семья прежнего Президента Туре. Имелись раненые и убитые, но переворот подавили; более 60 мятежников были приговорены к смертной казни.