Смекни!
smekni.com

Республика Гвинея (стр. 8 из 28)

Несмотря на революционную социалистическую риторику, Туре и ДПГ были очень успешны в привлечении в страну иностранных инвесторов. Колоссальные запасы бокситов в первую очередь, а также железной руды, золота и алмазов говорили сами за себя, и поэтому никого не приходилось слишком долго агитировать.

Курс ДПГ и Туре часто оценивается западными аналитиками как неэффективный; основанием же таких оценок служат антизападные ориентации Гвинеи в тот период. Туре очень много и необоснованно критиковали за его социалистические устремления и жесткость правления, но вся эта критика пропитана корыстными интересами. С западной точки зрения представляется совершенно бессмысленным, когда убогое государство Гвинея слишком жестко контролирует колоссальные запасы природных ресурсов, да при этом еще и настроено антизападно. Но такая политика Туре имела самое большое значение для Гвинеи: страна отстояла свою независимость и выжила в поистине критических условиях.

Гвинея 1960 - 80 годов, на которые пришелся самый пик активности в проведении “социалистических” реформ, выдерживала весьма разумный и обоснованный экономический курс. Туре никогда не забывался в переливах революционной риторики, как это случалось с лидерами Кубы. Он всегда оставался уравновешенным и органично сочетал революционную пропаганду с эффективным экономическим курсом. Союз мощных иностранных инвесторов, значимо присутствовавших в экономике страны, и ее революционной идеологии не был странным или кратковременным. Исчезновение революционных настроений Туре и ДПГ также ни о чем не говорит: они вовсе не отказались от построения социализма в Гвинее – просто его там никогда и не строили. Они проводили националистическую политику, которая может облачаться в какие угодно идеологические словесные формы, не имеющие в данном случае ни малейшего значения.

Господа,

обратите, пожалуйста, внимание на то, что Гвинея - не дикая страна. Современная государственность в этом регионе Африки существует с XVIII века. Сложности колонизации Гвинеи Западом были связаны как раз с тем, что последнему противостояло высоко организованное государство. После обретения Гвинеей политической независимости это выразилось в том, что ДПГ и Туре очень быстро не столько сформировали социалистическое государство по образцу СССР, сколько на основании естественного регионального стандарта возродили национальное государство. Государственная структура Революционной Республики Гвинеи поразительно совпадет с таковой прежних мусульманских государств региона: четкий лидер, при котором - совет из особенно верных ему людей; периодические собрания представителей народа для обсуждения наиболее важных проблем страны; разветвленная сеть местных органов управления на уровне деревень, подчиняющихся вышестоящим властям; и всегда - четкая идеологическая база (в прошлом - исламская религия, в настоящем - социалистическая идеология), которая, собственно, и составляет основу государства.

Более того, ни в прошлом, ни в настоящем идеологическая база не была самодостаточной, и даже во времена исламских государств с Кораном в качестве свода всех законов отношение к религии оставалось достаточно прагматическим. В частности, замечательный лидер Самори Туре в отношении религии был в высшей степени терпимым человеком и, хотя его государство ставило Коран превыше всего, никогда и никого не притеснял по религиозным мотивам. Такое отношение к идеологии и религии сохранилось и в настоящем: ни из социализма, ни из капитализма, ни из чего другого культа в Гвинее не делают. Доминирующей идеологией обычно является наиболее удобная в данный момент: не в словах дело. В этом отношении гвинейские лидеры очень близки российским коллегам по политической деятельности.

Драматический разрыв с бывшей метрополией, казалось бы, поставил Гвинею в сложное положение: Франция прекратила все контакты с ней, а французская администрация перед своим быстрым уходом из страны навредила, как только могла. Но трагедии не произошло по простым причинам:

1. Более 90 % населения Гвинеи живет тем, что производит само на внутреннем рынке либо, в крайнем случае, получает в результате контактов с соседними государствами, поэтому совершенно не важно, присутствуют в стране французские чиновники или нет.

2. Исчезновение денег после того, как Франция оставила Гвинею, также не особенно повлияло на жизнь страны. Товарно-денежные отношения для громадного большинства населения страны находят выражение в обычном натуральном обмене, а не в формулах немецкого экономиста К. Маркса.

3. Страна получила помощь от соседней Ганы, Президент которой Нкрума был большим другом Туре и долгое время поддерживал добрые отношения с Гвинеей несмотря на то, что политика Ганы не была столь радикальной в отношении Франции и Запада в целом: помимо Франции есть еще много другого, что определяет взаимоотношения местных этнических групп.

4. Гвинее стал помогать СССР. Но, несмотря на то, что Туре делал ставку на развитие экономических связей с СССР, Гвинея не прекратила бы своего существования, если бы этого не произошло. Она немало получила от СССР, но могла бы обойтись и без его помощи. В таком варианте больший акцент делался бы на привлечение в страну западных компаний из конкурирующих с Францией стран - таких было вполне достаточно.

Все торговые договоры прошлого между Гвинеей и Францией были пересмотрены. В 1959 году внешняя торговля страны перешла под жесткий государственный контроль. 29 февраля 1960 года Гвинея объявила о своем выходе из зоны французского франка и ввела собственные деньги - гвинейский франк. Новые деньги, равно как и сам Туре, назывались в народе “слонами” - это очень уважительный по местным меркам термин. Одновременно с введением своих денег был установлен жесткий контроль над обменом валюты: ничего не могло поступить в страну или быть выведенным из нее без ведома центральных властей.

Такого рода политика вызвала сильное недовольство Запада. В частности, Франция возмущенно заговорила о дикости новых законов. Проблемы возникли из-за того, что Франция перечисляла пенсии африканским ветеранам, служившим некогда во французских войсках. Таких людей было явно немного, и они не слишком высоко ценились как местными властями, так и самими французами, но именно из-за них вспыхнул настоящий международный скандал. Ради прав человека западная страна, как известно, готова на все, а то, что жесткий контроль над валютными операциями коснулся в первую очередь экспорта бокситов и других полезных ископаемых, оказалось совсем не важным для Франции. Столь же несущественным стало и то, что нельзя было впредь финансово поддерживать про-французские политические силы, и демократия таким образом оказалась в опасности; основное - вовремя платить пенсии своим ветеранам...

В мае 1960 года под контроль государства перешла и внутренняя торговля, но в этом отношении Туре был менее удачлив. Естественно, в стране возник черный рынок, возникли проблемы с обеспечением продуктами питания. Реальной сложностью стало то, что соседние страны обладали более сильными валютами, и вдоль всей линии границы расцвела не вполне легальная или вполне нелегальная торговля. Как часто бывает в таких случаях в Африке, на проблемах начала интенсивно наживаться ливанская община, космополитичная по своей сути и оперативно использующая нестабильность ситуации для извлечения прибыли.

Жесткая централизация власти привела к появлению коррупции. Она, собственно говоря, никогда в Африке и не исчезала с того момента, как черные столкнулись с западными людьми. Первыми актами коррупции, если понимать ее как злоупотребление служебным положением в корыстных целях, стали договоры о торговле и сотрудничестве белых колонизаторов с разными племенными вождями, многие из которых были просто неправомочны говорить от имени своих племен, так как не являлись их реальными лидерами. В Африке многие племена имеют до 500 - 700 принцев, то есть детей местного вождя, короля и т.п. Например, такова ситуация в Свазиленде и других странах. Тем не менее, далеко не все принцы правомочны расписываться за свое племя. Коррупция в Гвинее началась именно с такого “подлога” и затем продолжалась на протяжении всего колониального правления Франции. Колониальная администрация имела даже отдельную, вполне легальную статью по финансированию местных представителей власти для проведения тех или иных угодных ей акций.

То, что коррупция имела место и в Гвинее времен Туре, - не чудо и не недостаток только его правления. С 1964 года он активно боролся с этим злом, и в 1967 году на Конгрессе ДПГ были приняты важные решения по борьбе с коррупцией. Их начали претворять в жизнь, и... появилось немалое количество “политических беженцев”, которые активно использовались западными странами для вооруженной борьбы цивилизованного демократического Запада против дикой и недемократичной Гвинеи. Опять же, о природных ресурсах этой страны речь не шла - проблемы заключались лишь в притеснении прав “человека” (какого именно, никогда не уточнялось).