Смекни!
smekni.com

Предстоящие в XXI веке стадии развития и реализации азерлийской национальной идеи (стр. 12 из 25)

Согласно моей версии занять позиции языка-лидера в Ассоциации родственных народов может язык того народа, условия которого лучше всего будут отвечать требованиям предлагаемых мной следующих пяти принципов этнического лидерства:

1. принцип центрального расположения народа-лидера как на ведущих мировых транспортных магистралях, что особенно важно с точки зрения формирования лидирующих позиций, так и на территории расселения основной массы родственного населения Ассоциации;

2. принцип языковой и культурной достаточности народа-лидера для обеспечения его языку исполнения роли языка-лидера, имея в виду наличие такого уровня развития этих показателей, который необходим для исполнения данной миссии;

3. принцип экономического минимума, подразумевающий наличие у страны-лидера той материальной базы, которая способна обеспечить экономический минимум, вполне достаточный для реализации миссии научно-технического, хозяйственного лидера Ассоциации;

4. принцип территориальной достаточности, означающий наличие у страны-лидера такой значительной по размеру территории, которая обеспечивает охват ведущих мировых магистралей, проходящих по территории Ассоциации родственных народов, а также обеспечивает возможность непосредственного контакта с основной массой населения Ассоциации;

5. принцип достаточной населенности, означающий наличие у страны-лидера такой значительной численности населения, которая способна обеспечить минимально достаточный кадровый потенциал и уровень потребления, необходимые для сохранения этой страной передовых позиций в научно-технической, экономической, культурной и иных важных сферах жизнедеятельности Ассоциации.

В письме я не раскрыл содержания этих принципов, поскольку это чрезмерно удлинило бы его. Вместе с тем, с целью значительного улучшения геостратегического расположения Азербайджана и тюркской группы народов я предложил в письме идею проекта судоходного канала, названного мной «Халглар йолу». Это был проект канала из Черного моря в Каспийское море через Грузию и Азербайджан, а затем через Туркменистан на юг и далее вдоль границы Ирана с Афганистаном и Пакистаном с выходом в Аравийское море. Другая ветвь этого канала направлялась из Туркменистана через Узбекистан, Казахстан (с использованием переброшенных из России водных ресурсов) в Китай до реки Хуанхэ. Кстати, в контексте данного проекта мне было интересно случайно узнать в 1996 г. из радиопередачи о том, что Ираном в середине 70-х годов будировался вопрос о строительстве судоходного водного пути из Аравийского моря в Каспийское море через территорию Ирана.

По моему мнению, выраженному в письме, наиболее вероятным кандидатом на исполнение функций языка-лидера в ТАСН может быть азербайджанский язык, поскольку воссоединенный к тому времени исторический Азербайджан лучше всего будет отвечать отмеченным выше принципам лидерства в Ассоциации. В свою очередь, как я отмечал в письме, это откроет перед азербайджанским языком хорошие перспективы для того, чтобы стать в дальнейшем одним из ведущих международных языков.

Итак, в 1973 г. в письме к тогдашнему руководителю советского Азербайджана Г.А.Алиеву я сделал два глобальных прогноза, имеющих особую значимость для нашего будущего:

1. в завуалированном виде, представленном в форме прогноза процессов национального развития в СССР, делался вывод о возможности упразднения Советского Союза в ХХЫ веке. Национальные процессы, которые способны привести к упраздняющей СССР трансформации, вначале обусловят в последние 30 лет ХХ века эволюцию СССР в направлении выделения внутри него особых славянской и тюркской зон в виде упомянутых выше САСН и ТАСН, после чего САСН и ТАСН, развиваясь в направлении интеграции соответственно с зарубежными славянами и тюрками, преобразуются в новые объединения народов, которые окончательно упразднят СССР уже в ХХЫ веке;

2. давался прогноз о преобразовании ТАСН в ХХЫ веке в новое зональное объединение – Ассоциацию тюркских народов Азии (АТНА), в которой совокупный потенциал Азербайджана, сильно выросший после прогнозируемого воссоединения Северного и Южного Азербайджана, создаст для азербайджанского языка хорошие шансы, чтобы занять в АТНА позиции языка-лидера, что, в свою очередь, образует стартовую базу для его дальнейшего развития до уровня одного из международных языков.

Как видно, мой первый несколько завуалированный прогноз развития СССР реализовался полностью и даже с опережением – СССР распался в 1991 г., а не в прогнозном ХХЫ веке. Второй же прогноз об образовании АТНА и занятии в нем азерийским языком позиций языка-лидера нам еще предстоит реализовать.

Какова была судьба письма, дошло ли письмо до адресата мне не известно, поскольку ответа на него я так и не получил. Что ж, как говорится, и на том спасибо, ибо для меня имелся риск, что письмо подобного содержания в те времена могло быть расценено как антисоветское, пантюркистское с возможными негативными последствиями для столь молодого 22-ух летнего автора.

За прошедший с того времени срок мне удалось значительно расширить свои познания относительно реального потенциала азерского этноса. Оказалось, что, как общая численность азеров в мире, так и общеазерлийский этнический потенциал развития в действительности значительно превышают те данные, которые в начале 70-ых годов прошлого века можно было почерпнуть из советской литературы. С позиций этих более точных данных я с еще большей уверенностью утверждаю о реальной возможности великого будущего азерского этноса Передней Азии. Для реализации этих возможностей и предлагается идея танмаядарного азеризма в качестве общеазерлийской национальной идеи. В дело реализации этой общеазерлийской идеи особый вклад надлежит внести азерам Азербайджанской Республики, поскольку они составляют лучше организованную и более продвинутую в плане национального конституирования часть общеазерского этноса.

Поскольку среди всех частей Большого азерского этноса азерский народ Азербайджанской Республики первым обрел государственную независимость и проистекающие из этого возможности свободного национального развития, то в первую очередь на нем лежит ответственность за решение двух особо важных в общеазерском масштабе задач: задачи первичной апробации и полномасштабной реализации в государственном масштабе танмаядарного способа производства; задачи образования той стартовой базы языкового развития, опираясь на которую в дальнейшем по мере развертывания в ближайшем будущем процессов резкого расширения сферы функционирования азерийского языка, прежде всего, в Иране и Турции, станет возможным приступить к реализации стратегической общеазерлийской языковой программы азеризма. Поскольку о стратегии реализации танмаядарной задачи речь шла выше, то имеет смысл более подробно остановиться здесь на нашей языковой программе.

На азерах независимого Азербайджана лежит задача по образованию стартовой базы для реализации общеазерлийской языковой программы азеризма. Вначале отмечу, что, на мой взгляд, сущность стратегии общеазерлийской языковой программы азеризма заключается в таком функциональном развитии азерийского языка, которое подготовит его к исполнению в обозримом будущем функций одного из ведущих международных языков. Сама постановка вопроса об исторической ответственности азеров независимого Азербайджана в связи с исполнением задачи формирования подобной стартовой языковой базы предопределяется, прежде всего, тем, что в советском Азербайджане был достигнут довольно значимый уровень функционального развития нашего языка, приобретен немалый научный потенциал в сфере лингвистики, организована солидная институциональная лингвистическая образовательная инфраструктура, достаточная для активного языкового развития. Современный статус государственной независимости Азербайджанской Республики объективно резко расширяет возможности подобного языкового развития и образования оптимальных стартовых условий для последующей реализации общеазерлийской языковой программы азеризма.