Смекни!
smekni.com

Предстоящие в XXI веке стадии развития и реализации азерлийской национальной идеи (стр. 17 из 25)

Интеграции азеров Анатолии в полноценный самостоятельный этнос мешает также сохраняющаяся сегодня память о дифференциации их в историческом прошлом на различные племенные объединения. Обусловлено это, прежде всего тем, что процесс взаимной этнической интеграции различных азерских племенных объединений был искусственно прерван османами еще на этапе формирования средневековой азерской народности. В результате у азеров Турции до сих пор сохраняется значительный пласт племенного сознания в виде памяти о принадлежности к различным сельджукским, туркменским, кавказо-иранским племенным объединениям азеров. Поскольку подобная ситуация мешает складыванию единого азерского этнического сознания, то процесс этнического возрождения азеров Анатолии потребует реализации комплекса мер по запуску процесса замещения племенного сознания общеазерским национальным сознанием. В формировании подобного общеазерского сознания у анатолийских азеров и заключается, на мой взгляд, сущность идеи азеризма в Турции в настоящий период.

Несомненно, большую роль в решающей активизации азерлийского фактора Турции должны сыграть современные процессы национального возрождения азеров соседних стран, прежде всего азеров независимого Азербайджана. Полагаю, летаргирующий азерский субэтнос Турции, получая от азеров Азербайджана, Ирана и Ирака все нарастающие импульсы разворачивающегося процесса общеазерлийского национального возрождения, может начать в скором времени проявлять признаки этнической реанимации. Подобное, кстати, может означать начало возрождения Анатолийской Азерии с ее многомиллионным азерским этносом. Все это может стимулировать начальные процессы кардинальной трансформации хода этнических процессов в современной Турции, которые начнут выступать в виде разворачивающихся процессов реорганизации всей турецкой нации на азерлийской основе. Несомненно, все эти процессы создадут острую потребность в их адекватном идеологическом оформлении, прежде всего, в виде новой национальной идеи страны. Думаю, подобной новой опорной национальной идеей Турции может стать идея азеризма как идея возрождения азерского этноса, располагающегося в Турции в основном в широкой полосе вдоль оси Карс-Эрзерум-Сивас-Конья, с последующей реконструкцией на этой основе всей современной турецкой нации. Причем, процессы реализации подобной национальной идеи должны осуществляться целенаправленно в соответствии с научно разработанной программой азеризма, учитывающей специфичные условия Турции. Исполнение этой программы должно обеспечить как форсированные темпы возрождения и становления азерской нации Турции, так и параллельный процесс коренной реконструкции на этой азерской основе современной турецкой нации, которую после этого правильнее будет называть азерской нацией. Несомненно, подобное развитие приведет к утверждению возрожденного азерийского языка в качестве официального языка Турции. Полагаю, если сегодня разработать программу азерлийского возрождения в Турции, довести ее до сознания широких масс азерского субэтноса страны, и, самое главное, приступить к ее последовательной, непрерывной реализации, то в течение 10 лет можно будет воочию наблюдать резкую активизацию процессов национального конституирования азеров Турции.. В связи с этим одновременно следует также разработать комплекс мероприятий по блокированию возможных угроз целостности Турции со стороны деструктивных, антигосударственных сепаратистских сил, которые могут попытаться использовать в своих грязных целях естественные сложности и проблемы, которые могут сопровождать непростые процессы предстоящего азерлийского ренессанса в Турции. Грядущий азерлийский ренессанс следует осуществить таким эффективным образом, чтобы наследница Анатолийской Азерии – современная Турецкая Республика была подготовлена к вхождению целиком и полностью в состав будущей супердержавы Азеристан, как одна из ее основных составных частей.

А теперь кратко остановимся на национальной идее для азеров Ирака. Уровень национального конституирования иракских азеров, или, иначе, туркманских азеров, в настоящее время еще весьма недостаточен для внедрения в полном объеме идеи танмаядарного азеризма. Поэтому сегодня для иракских азеров более актуальной является усеченная форма танмаядарного азеризма в виде идеи азеризма, суть которой заключается в максимальном использовании более благоприятных по сравнению с условиями бывшего саддамовского диктаторского режима Ирака нынешних условий для ускоренного национального развития азеров страны. Полагаю, сегодня необходимо срочно проработать вопросы оптимальной стратегии и тактики поведения азеров Ирака с тем, чтобы добиться всемерного ускорения процесса трансформации слабой, едва возникшей азерской нации в полноценную нацию. Несомненно, программа азерского возрождения в Ираке должна быть направлена на усиление степени организованности и единства иракских азеров, налаживание полноценной системы обучения на азерийском языке, начиная от ступени начального образования и до завершающей ступени высшего образования, организацию дееспособной системы институтов национальной культуры, налаживание системы национального самоуправления. Крайне важно обеспечить самое активное участие в этом созидательном процессе азеров Азербайджанской Республики, которые должны предоставить достаточное количество квалифицированных специалистов с целью эффективной помощи азерам Ирака в деле национального строительства в различных областях экономики, культуры, образования. В первую очередь следует срочно исправить неприемлемую для нас ситуацию, при которой дети туркманских азеров вынуждены обучаться на основе несколько проблемной для их родного азерийского языка грамматики турецкого языка[42]. Важной задачей азеризма в Ираке является задача формирования полноценного национального самосознания у той части азеров, по отношению к которым бывшим саддамовским режимом особенно активно проводилась политика арабской ассимиляции. Многие из этих азеров с целью ассимиляции были высланы из мест своего компактного расселения в районы с преобладанием арабов. Немало и тех туркман, предки которых веками жили в столице страны. Эта часть азеров, которым свойственно несколько размытое национальное самосознание, довольно значительна, что, кстати, осложняет установление точной общей численности азеров Ирака. Поэтому у туркманских авторов можно встретить весьма различающиеся данные о численности азеров – от 3 млн. чел. до 5 млн. чел., 2 миллиона которых они помещают в Багдад [43]. Мне представляется, что более правильно будет исходить из цифры в 3 млн. азеров, которые сохранили четкое национальное самосознание, но при этом иметь в виду, что кроме них может иметься еще крупная масса этнических азеров с размытым национальным самосознанием. Полагаю, в деле устранения негативных последствий ассимиляторской политики прежнего реакционного саддамовского режима необходимо обратить особое внимание на необходимость специфичных мер по этнической реанимации азерской части населения Багдада. В случае успеха это усилит общие позиции азерского этноса в стране, а также облегчит установление истинной, более высокой численности азерлийцев в Ираке.

Следующая основная задача азеров в Ираке заключается в реализации комплекса мер по прочному закреплению за собой своей этнической территории по линии Мосул-Эрбиль-Киркук. Поскольку в реалиях современной неустойчивой демократии Ирака весьма актуальной может стать задача защиты данной территории от необоснованных и агрессивных претензий арабов и особенно курдов, то туркманам следует ускоренно организовать эффективную систему самообороны вдоль отмеченной линии своего расселения.

В целом, полагаю, для развития различных этносов Иракского государства оптимальным вариантом было бы сохранение целостности страны, но с предоставлением этим этносам территориальных автономий. Полагаю, национальная автономия азеров Ирака может установиться вдоль традиционной линии их проживания, а именно вдоль линии Мосул-Эрбиль-Киркук. Если в постсаддамовском Ираке в связи с экспансионистскими намерениями курдов в отношении этой этнической территории азеров задачу закрепления за азерами этой территории и ее защиты следует решать немедленно, то задачи культурно-языкового строительства азерской нации Ирака, реанимации ее ранее подверженных арабской ассимиляции частей являются несколько более долгосрочными с получением первых весомых позитивных результатов в течение 5-10 лет.

Кратко рассмотрим задачи национального развития относительно малочисленных компактных групп азерлийцев на Кипре, в Грузии и в остаточной части исторической Туранской Азерии.

Вначале о задачах азеризма на Кипре. Как известно, кипрские тюрки являются в основном переселенцами ХVI в. из прибрежных азерских районов Анатолии, расположенных напротив острова Кипр. Поэтому можно говорить об азерском происхождении кипрских турок, что, кстати, проявило себя в специфике их современного языка, который по своим характеристикам является скорее диалектом азерийского языка, чем официального османского наречия Турции. В свою очередь подобную специфику языка турок киприотов можно расценивать как наглядное подтверждение азерского происхождения коренного тюркского населения Восточной и Центральной Анатолии. Идею танмаядарного азеризма на Кипре рано еще применять в полном объеме, так как сегодня более актуальны те задачи азеризма, которые имеют целью формирование полноценной азерской нации в молодой Турецкой (а по сути Азерской) республике Северного Кипра. В этом смысле Северный Кипр может стать для нас своеобразной лабораторией по апробации методов реанимации азерского этноса в самой Турецкой Республике. Подобная этническая реанимация подразумевает в качестве одного из решающих условий ее реализации активное участие азеров Азербайджанской Республики в процессах национального конституирования азеров Кипра. Здесь в первую очередь подразумевается участие азеров Азербайджана в деле полномасштабной реконструкции на азерийской яэыковой основе образовательных, культурных и иных программ развития кипрских азеров.