Смекни!
smekni.com

Предстоящие в XXI веке стадии развития и реализации азерлийской национальной идеи (стр. 20 из 25)

Полагаю, что общеазерлийская объединительная тенденция естественно возникнет уже на этапе внедрения политики азеризма в странах исторического расселения азеров, но особенно усилится подобная тенденция, которую правильно наименовать паназерлийской, на этапе построения в этих странах танмаядарных обществ, т.е. на этапе реализации идеи танмаядарного азеризма в полном объеме. Полагаю, после построения в азерских странах начального синкретического танмаядарного общества тенденция паназеризма обретет ту экономическую и духовную базу, ту массовость, которые окажутся достаточными для объединения этих стран в конфедерацию «Танмаядарный Азеристан». На первой объединительной фазе в Азеристан войдут, скорее всего, Азербайджанская Республика, Иран и Турция. Представляется, что условия для образования конфедерации могут возникнуть в ходе 20-25-ти летнего танмаядарного развития этих стран.

Образование общеазерлийской конфедерации облегчит объединение глобальных азерлийских ресурсов – экономических, интеллектуальных, духовных, демографических. Это создаст более благоприятные условия для исполнения следующих задач стадии танмаядарного паназеризма – дальнейшего фомирования Азеристана в качестве центра мирового танмаядарного движения и центра общетюркской интеграции; подтягивания уровней танмаядарного развития различных стран конфедерации до уровня самой развитой среди них страны; достижения такого качественно нового уровня общеазерлийской консолидации, которая подготовит почву для перехода к более тесным типам объединения. В ходе решения этих задач танмаядарного паназеризма будут активно нарастать процессы интеграции между азерскими нациями стран Азеристана, что обусловит естественную эволюцию Большого азерского этноса в единую Великую азерскую нацию (Улу Азяр милляти). Подобные всеазерские интеграционные процессы, несомненно, обусловят последовательные процессы трансформации Азеристана из конфедерации в федерацию и далее в унитарное государство. Полагаю, если образование устойчивого союза азерских стран в виде конфедерации Азеристан будет отражать начало переходного процесса от стадии танмаядарного азеризма к следующей стадии танмаядарного паназеризма, то переход от конфедеративного к федеративному типу объединения стран Азеристана будет означать завершение стадии танмаядарного азеризма и начало стадии танмаядарного паназеризма («tяnmayadarlы panazяrчilik»).

Образование конфедерации Азеристан будет содействовать столь значительному усилению позиций азерийского языка в тюркском мире и международном танмаядарном движении, расширению его коммуникативных функций, что естественно станет вопрос о придаче азерийскому языку статуса одного из международных языков. Полагаю, в случае развития событий по описанному выше сценарию, обретение азерийским языком международного статуса станет неизбежным. Предлагаемая концепция национальной идеи, на мой взгляд, содержит тот комплекс социально-экономических, политических предпосылок, реализация которых способна в обозримом будущем подвести азерийский язык к исполнению функций международного языка. Учитывая особую важность для нас подобной перспективы, остановимся на ней чуть подробнее.

По мнению исследователей, мировой исторический опыт показывает, что «… решающую роль в судьбе языков, в их экспансии или вымирании, играют не их чисто структурные преимущества или недостатки, не богатство или скудость культуры, с которой они связаны. Судьбы языков решает по большей части практика и требования, диктуемые экономическими и политическими обстоятельствами. … Языки наднациональной или международной коммуникации возникали преимущественно как языки подвижных, удачливых в военном, экономическом и организационном смысле этнических групп…» [47]. История возвышения языкового статуса, например, английского языка от начального локального до международного статуса четко демонстрирует определяющую роль в этом процессе социально-экономических, политических факторов. Небольшая островная страна с малочисленным населением Англия в средние века играла весьма скромную роль в европейских делах. Однако, начиная с середины ХВЫЫ в. роль Англии стала быстро нарастать не только в европейском, но и мировом масштабе. Англия образовала собственную огромную колониальную империю, в которой английский язык имел функции международного языка. Подобный головокружительный взлет Англии имел свои истоки, прежде всего, в ее предшествуемом социально-экономическом развитии, состоящем в глубоком разложении феодального строя и относительно раннем образовании предпосылок капиталистического развития еще в ХV в., что позволило Англии превратиться в ХVI в. в крупного мануфактурного производителя. Именно благодаря подобному предшествующему прогрессивному общественному развитию Англия сумела максимально выиграть от перемещения в северный регион Европы мировых торговых магистралей в результате Великих географических открытий ХVI в. Тем не менее, с середины прошлого века в возрастании международной значимости английского языка ведущую роль играет уже не значительно ослабевшая Великобритания, растерявшая свои колонии, а экономическая, политическая, духовная мощь новой мировой сверхдержавы – Соединенные Штаты Америки. Таким образом, последовательное и непрерывное возрастание значимости английского языка от начального состояния локального островного языка в ХVI в. до его современного великолепного состояния, при котором считается, что «Английский является первым языком в мировой истории, который стал называться всемирным…» [48], имеет в своей основе главным образом социально-экономические, политические факторы, к которым в ХVI – ХЫХ веках добавлялся фактор удобного геостратегического расположения Великобритании на мировых торговых магистралях.

Мне представляется, в случае полномасштабного внедрения концепции предлагаемой национальной идеи азерийский язык имеет в обозримом будущем более чем реальную возможность стать вторым языком, который назовут всемирным. Для обретения в будущем азерийским языком подобного статуса мы обладаем, либо будем обладать следующими предпосылками. Во-первых, в глобалистском смысле значимость Большого азерского этноса во-многом будет предопределяться его чрезвычайно выгодным геостратегическим расположением на стыке трех континентов, причем наша геостратегическая значимость будет непрерывно возрастать, учитывая не только предстоящее экономическое развитие этих континентов, но и, как минимум, относительное выравнивание демографического потенциала частей эйкумены к востоку и западу от Азеристана к середине ХХI века, имея в виду крупный прирост населения Африки и Ближнего Востока, с одной стороны, и серьезный спад в приросте населения в Китае, на Индостанском полуострове, с другой стороны, что предотвратит превращение Южного и Восточного субрегионов Азии в самодовлеющие части эйкумены и повысит торговую значимость нашего геостратегического расположения. Другой нашей, образно говоря, козырной картой может стать опережающее по сравнению с современными развитыми капиталистическими странами полномасштабное внедрение Большим азерским этносом танмаядарных производственных отношений, что может предоставить нам огромные преимущества социально-экономического, политического, духовного характера. Возможность осуществления нами подобного опережающего развития я усматриваю в следующем. На мой взгляд, даже после осуществления на Большим азерским этносом основе танмаядарного строя решающего прорыва в преодолении нынешней отсталости и доказательства, таким образом, на практике очевидных формационных преимуществ этого строя по сравнению с капиталистическим, современные развитые капиталистические страны осуществят переход к танмаядарному строю не сразу, а еще в течение десятков лет после этого, поскольку подобному переходу будут мешать интересы класса капиталистических собственников. Полагаю, именно эти несколько десятков лет и создадут Азеристану шанс заполнить сверхдержавный политический вакуум, который образуется в результате будущего ослабления мировой капиталистической системы. Этот вакуум Азеристан сумеет заполнить благодаря превращению в основной управляющий центр быстро усиливающихся мировой танмаядарной системы, тюркского и мусульманского сообществ планеты. Очевидно, что подобное развитие в колоссальной степени увеличит мировую значимость азерийского языка, обеспечивая последовательное возрастание его статуса вплоть до обретения статуса всемирного языка.