Смекни!
smekni.com

Предстоящие в XXI веке стадии развития и реализации азерлийской национальной идеи (стр. 6 из 25)

Успехи исторической и археологической науки в бывшем СССР в последней четверти ХХ в. позволили внести серьезные коррективы в трактовку древней истории этносов степей Евро-Азии, имеющих отношение и к истории Азербайджана. Если до середины прошлого столетия большинство ученых однозначно относило основное население этих степей, например, скифов и саков, к ираноязычным племенам, то в последующем все больше аргументов стало появляться в пользу мнения, что часть племен скифов и саков были тюркоязычны [12, с.26]. В ВЫЫ в. до н.э. в нынешней Гяндже-Газахской зоне поселились тюркоязычные скифы и саки, имя которых отразилось в топониме Шеки (Шяki) этой зоны. В ВЫ в. до н.э. под давлением мидян большинство скифов ушло на Северный Кавказ, а оставшиеся слились с местным населением. На тюркоязычность населения основной территории страны в Куро-Араксинской низменности указывает то обстоятельство, что на этой территории имеются сплошь тюркские топонимы, но нет древних следов ираноязычных или дагестаноязычных топонимов[13, с.19, 95]. Исходя из того, что часть скифов и саков была тюркоязычной, исследователи разделяют территорию тюркоязычных и ираноязычных племен в Казахстане и Средней Азии, размещая первых севернее Арала, а вторых – южнее [14, с.40]. Однако новые данные дают основания полагать, что тюрки жили и южнее Арала. Так, например, в 1970 г. рядом с г. Алма-Ата в Иссыкском кургане была найдена гробница молодого знатного воина, отнесенная к В в. до н.э. В гробнице найдена серебряная чаша, на которой была надпись на тюркском языке [15]. Эта сенсационная находка указывает на то, что в В в. до н.э. тюрки проживали также и на той территории, которую раньше относили к территории ираноязычных племен. В связи с вопросом размещения в древности тюркских и иранских племен у меня складывается впечатление, что это размещение в древности в основном сохраняется и в современном расположении тюркских и ираноязычных этносов. Подобное же можно сказать и в отношении этносов Азербайджана, порядок размещения на территории которого тюркского, ираноязычного и дагестаноязычного населения в древности и сегодня различается ненамного, на что, в частности, указывает отмеченный выше факт отсутствия в топонимике срединных районов страны дагестаноязычных и ираноязычных топонимов. Причем, представляется, что в древности различные автохтонные тюркоязычные племена, в том числе, и племя асов, составляли превалирующую часть населения Азербайджана, что, несомненно, явилось одним из факторов, обеспечивших тюркоязычность основной территории страны. Следует отметить, что в древности асы мигрировали на просторах Центральной, Средней и Передней Азии, частично размещаясь и в Азербайджане. Это, в частности, относится и к племени «кас» от которого затем образовались племена каспиев и касситов. Исследователи отмечают, что племя кас пришло в Азербайджан из Центральной Азии во ЫЫ тысячелетии до н.э.[16]. Информация о касах представляется в письменных источниках античных авторов. К сожалению, античные авторы допускают несколько неверную передачу наименования племени кас. В связи с этим интересны доводы азербайджанского ученого Джафара Джафарова, который сообщает, что ряд письменно зафиксированных этнонимов, которые тюрки при произношении употребляли с добавлением начальной фонемы «а», античные авторы давали без этого «а». Дж. Джафаров, устраняя эту ошибку и добавляя начальную фонему «а», реставрировал целый ряд древних этнонимов, в том числе и истинное название этнонима «кас» в виде «акас», который можно разложить на составные части «ак-ас» («ak-as»), что по-тюркски означает «белые асы». Аналогично название племени «сак» в действительности есть «асак» - «ас-ак» («as-ak»), или по-тюркски также «асы белые» [17]. Итак, и касы, и саки – это тюркские племена «белых асов/азов». От касов произошли тюркоязычные каспии, занимавшие в древности территорию от Каспийского моря на востоке до города Каспи в Грузии на западе, с севера от города Дербента и далее на юг вдоль Каспийского моря, охватывая южное и восточное побережье Каспия до Мангышлака [18, с.13]. К востоку от каспиев до Аму-Дарьи жили родственные им племена тюркоязычных саков (вообще-то, в древности степень языковой близости даже генетически несколько отдаленных друг от друга тюркских племен была значительно выше, чем сегодня). Итак, тюркоязычные асы, имя которых дало начало названиям Азер и Азербайджан, охватывали в древности полукругом Каспийское море с востока, юга и запада, населяя территории современного Азербайджана, северного Ирана и западного Туркменистана. Поскольку общее название этой территории асов-азов-азеров отсутствует, то это создает определенные неудобства для изложения представляемой ниже национальной идеи, которая опирается также и на общность территории древнего расселения этнических групп асов к востоку, югу и западу от Каспия. Поэтому предлагаю всю указанную территорию вокруг Каспия, на которой в глубокой древности расселился этнос «аз/ас», названный затем «азер», обозначить условным наименованием «Азерия» («Azяriyя»). Подкрепить подобное предложение можно следующими вполне объективными основаниями. Во-первых, с древнего периода и вплоть до ХВЫ века язык тюрок на указанной территории, как на западе, так и на востоке от Каспия был фактически одним и тем же азерийским языком. Во-вторых, с древних времен и до сих пор сохраняется антропологическое единство наследников азов, то есть тюркского населения Азербайджана и Туркменистана, которое относится к одному и тому же каспийскому антропологическому типу [19, с.161].

К сожалению, не сумела сохранить свой тюркский язык та часть каспиев, которая жила на южном побережье Каспия. Эти каспии подверглись ассимиляции со стороны ираноязычных племен и у них к середине первого тысячелетия до н.э. было уже иное наименованиеие – «тапуры» (сегодня население этой территории именуется мазендаранцами, которых можно считать потомками тапуров, а значит и каспиев) [20, с.18].В результате сплошная этноязыковая среда тюрок-каспиев была прервана с юга, что разделило историческую Азерию на две части – восточную часть, которую можно назвать Туранской Азерией, и западную часть, которую уместно наименовать Кавказо-Иранской Азерией, получившей затем название Азербайджан. Несмотря на подобное разделение, этноязыковое единство азеров обеих частей Азерии особенно не пострадало, ибо, во-первых, между ними сохранялось морское сообщение, а во-вторых, общение между ними приняло характер постоянных контактов в связи с тем, что с ЫЫЫ века до н.э. вступил в действие Великий Шелковый путь [21], проходящий через территорию этих частей Азерии. Это этноязыковое единство обеих частей Азерии еще более укрепилось после появления в ВЫЫЫ в. н.э. крупных огузских масс в Туране и Азербайджане, что могло стать возможным лишь в случае идентичности тюркского языка этих огузов языку азеров. Именно подобная идентичность может объяснить, например, то обстоятельство, что огузы-сельджуки не оказали какого-либо заметного корректирующего языкового воздействия на язык азеров обеих частей Азерии. Основное корректирующее воздействие огузского фактора выразилось в нашем регионе, пожалуй, в активизации процесса распространения ислама и значительном усилении здесь тюркской компоненты. Думаю, именно под их воздействием азеры Турана, частично смешавшись с ними, приняли ислам и после этого стали именоваться туркменами. При сельджуках Великий шелковый путь продолжал оказывать нивелирующее воздействие на ментальные и языковые особенности как азеров обеих частей Азерии, так и других тюркских народов, расположенных на этом пути. Полагаю, именно благодаря подобному нивелирующему воздействию и изначальной близости тюркских языков представители территориально весьма отдаленных народов, например, азеры и уйгуры, способны и ныне без переводчика изъясняться друг с другом на своих языках. В связи с ликвидацией в ХЫЫЫ веке Великого Шелкового пути в результате катастрофического монгольского нашествия возникли определенные проблемы в межтюркском общении, в том числе и в общении между азерами Туранской и Кавказо-Иранской частей Азерии. Эти проблемы во многом были обусловлены резким уменьшением численности азеров Турана.. Во-первых, на общее уменьшение численности азеров к востоку от Каспийского моря повлияло также перемещение части их на запад в Иран и Анатолию в ходе сельджукских походов. Во-вторых, губительные последствия для туркмен имело монгольское завоевание в начале ХЫЫЫ века: «Если учесть, что монгольские полчища перебили взрослое мужское население всех городов и населенных пунктов, еще добавить увезенных в плен женщин и детей, то получается внушительная цифра, т.е. территория Туркменистана была почти опустошена» [22, с.6]. В ходе монгольского нашествия ХЫЫЫ века была истреблена основная часть азериязычного населения Туранской Азерии, что значительно ослабило азеров в этом регионе. В ХВЫЫ веке возникли новые и серьезные проблемы в деле непосредственного общения между азерами к западу и к востоку от Каспия, поскольку между ними вклинилась та часть туркменских племен, которая говорила на кыпчакизированном диалекте и раньше проживала на севере Турана в районе Мангышлака и реки Узбой. Эта кыпчакизированная часть туркмен в связи с засухой и высыханием Узбоя в массовом порядке в ХВЫЫ веке переселилась на юг и вытеснила оттуда азериязычных туркмен, которые частично переместились на восток к Амударье и к Хорезму, а частью были ассимилированы [23,с.13]. В результате этого прервался непосредственный контакт между азерами, живущими по обе стороны от Каспия. К сожалению, этот контакт не восстановлен до сих пор. А ведь в Туркмении и сейчас имеется немалый азериязычный этнический пласт. Современных туркмен исследователи делят на две группы, называемые условно огузской и алано-кыпчакской. В этногенезе огузской группы туркмен решающую роль сыграли огузы, а этногенез алано-кыпчакской группы туркмен протекал при непосредственном участии кыпчаков, живших севернее огузов на Мангышлаке и прилегающих к нему северных территориях [24]. Отмеченные территориальные перемещения кыпчакской группы туркмен обусловили существенную трансформацию языковых характеристик основной массы туркмен. А именно, язык основной части туркмен современного Туркменистана, хоть в целом и продолжает относиться к огузской подгруппе тюркских языков, однако приобрел значительно кыпчакизированные черты. В результате, если до ХВЫЫ века не было никаких лингвистических проблем в языковом общении между азерами и туркменами, говоривших, в сущности, на одном и том же азерийском языке (посетив Туркменистан в 1992 г. я был приятно удивлен тем, что в Чарджоу и ряде других мест часть туркмен говорила на диалекте, который вполне можно было принять за диалект азерийского языка), то, начиная с ХВЫЫ века, возможности непосредственного языкового общения между кыпчакизированными туркменами основной части территории Туркменистана и азерами Азербайджана в существенной степени затруднились. Тем не менее, туранские азеры и после ХВЫ века сохранили часть своей этнической территории, которая приблизительно соответствовала территории возникшего в дальнейшем Хивинского ханства. Можно сказать, что и сегодня в языковом плане туранские азеры представлены туркменами и узбеками, живущими в Хорезме, Чарджоу, вдоль реки Амударьи, т.е. на территории бывшего Хивинского ханства. Поэтому, кстати, не случайно, что к каспийскому антропологическому типу азеров наряду с туркменами Туркменистана антропологически весьма близки и узбеки Хорезма [25, с.166].