Смекни!
smekni.com

Психиатрия Коркина (стр. 47 из 142)

В связи с тем, что психические нарушения при травматичес­ких нарушениях характеризуются обычно регредиентным течени­ем, группа инвалидности должна пересматриваться.

Судебно-психиатрическая экспертиза. Экспертное решение при судебно-психиатрическои экспертизе зависит от клиничес­кой картины психических нарушений травматического генеза при совершении общественно опасных действий. Больные, со­вершившие правонарушение в состоянии травматического пси­хоза, выраженного слабоумия, расстроенного сознания, призна­ются невменяемыми. Гражданские акты, заключенные такими больными, признаются судом недействительными.

Глава 15. АЛКОГОЛИЗМ И АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ

Алкоголизм — хроническая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками с патологи­ческим влечением к ним, обусловленным психической, а затем и физической зависимостью от алкоголя Термин «хронический ал­коголизм» считается устаревшим, так как острую интоксикацию называют алкогольным опьянением. Алкоголизм сам по себе рас­стройство не психотическое, но при нем могут возникать психо­зы, причиной которых служит как хроническое отравление самим алкоголем, так и вызванные им нарушения метаболизма, в осо­бенности функции печени. Алкогольное опьянение может стать также провокатором эндогенных психозов. На исходной стадии алкоголизма развивается деменция.

15.1. Алкогольное опьянение

Опьянение проявляется психическими, неврологическими и соматическими нарушениями. Их тяжесть зависит не только от дозы алкоголя, но и от скорости его всасывания из желудочно-ки­шечного тракта и от чувствительности к нему организма. Всасы­вание алкоголя происходит в желудке и в тонком кишечнике. Обильная, особенно богатая жиром и крахмалом (картофель) пи­ща замедляет всасывание. Натощак и в присутствии углекислоты (шампанское, газированные напитки) всасывание ускоряется. Чувствительность повышается при утомлении, голодании, недо­сыпании, охлаждении и перегревании Переносимость алкоголя снижена у дегей, инфантильных подростков, стариков и у сома­тически ослабленных людей Она может зависеть от генетических факторов, например от определяющих активность ферментов, перерабатывающих алкоголь. Из-за генетически обусловленной низкой активности этих ферментов некоторым народам Крайне­го Севера присуща крайняя непереносимость алкоголя: от уме­ренных доз у них может наступить опасное для жизни коматозное состояние.

15.1.1. Типичная картина (простое опьянение)

У непьющих эта картина простого опьянения встречается на­иболее часто. В зависимости от тяжести состояния принято выде­лять три степени опьянения.

У лиц с легкой степенью опьянения состояние напоминает ги-поманиакальное и обычно проявляется повышением настроения (эйфория) с чувством довольства, комфорта и желанием общать­ся с окружающими. Люди становятся говорливыми, речь делается громкой и быстрой, мимика утрированной, жесты размашисты­ми, движения порывистыми, но менее точными. Внимание легко

186 Часть III. Частная психиатрия

отвлекается Качество работы, особенно требующей сосредоточе­ния, уху iшлется, но свои возможности человек переоценивает. Отмечаются гиперемия лица, тахикардия, повышение аппетита и растормаживание сексуального влечения. Через 2—4 ч наступает вялость и сонливость. Весь период опьянения вспоминается хо­рошо.

У лиц со средней степенью опьянения отмечаются выражен­ные неврологические нарушения: речь делается смазанной (ди­зартрия), походка — шаткой, при стоянии они покачиваются (атаксия), почерк резко меняется, при пальценосовой пробе про­махиваются. Нередко возникает тошнота и рвота (при развитии алкоголизма их уже не бывает). Настроение неустойчивое: эйфо­рия с бурными проявлениями веселья чередуется с раздражитель­ностью, озлобленностью, склонностью к скандалам и агрессии. Внимание переключается с трудом. Ориентировка в окружающем сохранена. Возбуждение сменяется глубоким сном, за которым следуют разбитость, вялость, головная боль. О некоторых собы­тиях во время опьянения могут помнить смутно.

Тяжелая степень опьянения проявляется прогрессирующим угнетением сознания — от выраженного оглушения до сопора и комы. Во время оглушения опьяневшие стоять не могут (атаксия). Лицо амимично. Рвота опасна аспирацией рвотных масс. Неред­ко недержание мочи и кала. Тело становится холодным, конечно­сти — цианотичными. Оглушение с маловнятным бормотанием или отдельными эмоциональными выкриками переходит в бес­пробудный сон — сопор, во время которого даже старый прием — запах нашатырного спирта — не пробуждает, а лишь вызывает гри­масу и стон (псевдоаффект). В коматозном состоянии исчезает реакция зрачков на свет, а при углублении комы — корнеальный рефлекс, дыхание делается затрудненным, пульс ослабевает. По­сле пробуждения от тяжелой степени опьянения воспоминаний не сохраняется (амнезия). Несколько дней удерживается астения и потеря аппетита.

15.1.2. Атипичная картина опьянения

Атипичная картина опьянения развивается при некоторых ви­дах психопатий (расстройств личности), после перенесенных в прошлом черепно-мозговых травм, мозговых инфекций, нейро-интоксикаций, психических заболеваний, при некоторых хрони­ческих соматических заболеваниях. Атипичному опьянению спо­собствуют также вынужденная бессонница, сильный эмоцио­нальный стресс, а также сочетание алкоголя с другими токсичес­кими и лекарственными средствами.

Дисфорическое опьянение встречается при эксплозивных и эпи-лептоидных психопатиях и акцентуациях характера эпилептоид-

Глава 15. Алкоголизм и алкогольные психозы 187

ного типа, после черепно-мозговых травм, при эпилепсии с изме­нениями личности. Вместо эйфории возникает дисфория — злоб­но-мрачное настроение с желанием «разрядиться» на окружаю­щем. Больные пристают к другим людям, задирают их, наносят побои, иногда жестокие, в драке звереют. Ломают вещи, бьют стекла и посуду. Сексуальная агрессия сочетается с садизмом. В одиночестве могут наносить самоповреждения, особенно порезы.

Депрессивное опьянение характерно для тех, кто вообще скло­нен к депрессиям (циклоидные и сенситивные личности), или для перенесших тяжелые психические травмы, употребляющих алкоголь, чтобы «забыться». Жалобные причитания и плач сопро­вождаются высказываниями о мрачной безысходности, само­упреками, самобичеванием или обвинениями других в несправед­ливости. У больных в состоянии легкого опьянения иногда быва­ет только мрачный вид, они молчаливы, переживания таят в себе. В эти моменты они могут совершать неожиданные для окружаю­щих суицидные действия.

Сомнолентное опьянение встречается у астеничных и ослаблен­ных субъектов, при быстром всасывании алкоголя (газированные напитки), а также при его сочетании с транквилизаторами или клофелином. Эйфория мимолетна или вовсе отсутствует, вегета­тивные нарушения не выражены. После приема алкоголя быстро наступает крепкий сон. Его глубина и продолжительность зависят от степени опьянения, возможен переход в сопор и кому.

Истерическое опьянение возникает при гистрионическом рас­стройстве личности (истерической психопатии) и при истероид-ной акцентуации характера. Проявляется бурной экспрессией — патетическими интонациями, выразительными жестами, позами, утрированной мимикой. Пьяный перед окружающими разыгры­вает спектакль, изображая несчастного и страдающего или выда­ющуюся личность, никем не понятую и т.д. Опьянение может за­вершиться истерическим припадком.

Другие виды атипичного опьянения, например гебефреническое с нелепым хохотом и кривляньем или импульсивными поступка­ми, встречаются довольно редко.

15.1.3. Патологическое опьянение

В редких случаях прием алкоголя (иногда даже небольшого количества крепких напитков у непьющих) вызывает транзитор-ный (кратковременный) психоз. Начало его внезапное, а длитель­ность — от получаса до суток. Протекает с картиной сумеречного состояния или острого параноида.

Сумеречное патологическое опьянение проявляется отрешенным видом больных, которые куда-то стремятся, от кого-то убегают, проявляют агрессию — жестокую и бессмысленную. Движения хо-

188 Часть III. Частная психиатрия

рошо координированы. Сохраняется возможность действий, тре­бующих навыков и даже ловкости. Поэтому на окружающих они не производят впечатление опьяневших, а лишь слегка выпивших. В контакт с ними вступить не удается. Совместная с кем-либо де­ятельность невозможна, все поступки совершаются в одиночку. Действуют молча или с отдельными злобными выкриками. Лицо бледное, зрачки расширены. Все завершается крепким сном (по­рой засыпают в самом неподходящем месте) или полной простра­цией с вялостью и безучастностью к тому, что происходит вокруг, и убеждением, что все, что они натворили, не имеет к ним никако­го отношения. Амнезия обычно бывает полной. Реже сохраняют­ся отрывочные воспоминания, похожие на сновидения: сперва их помнят, а потом забывают. Этот тип патологического опьянения чаще возникает у тех, кто перенес черепно-мозговые травмы, бо­лен эпилепсией или при эпилептоидной психопатии.

Параноидное патологическое опьянение отличается внезапным, как озарение, бредовым толкованием происходящего вокруг. С ним могут быть связаны иллюзии, реже слуховые и зрительные галлюцинации. Обычно преобладает страх: считают, что окруже­ны бандитами, террористами, что их хотят убить и т.д. Реже пре­обладает бред отношения или воздействия. Содержание бредовых переживаний нередко связано с ранее виденным или от кого-то услышанным, но произведшим большое впечатление. Как прави­ло, наблюдаются также некоторые изменения сознания: отдель­ные периоды времени или эпизоды полностью выпадают из па­мяти, другие, наоборот, могут запоминаться своей необычной яр­костью, видением малейших деталей. Все завершается обычно не сном, а состоянием прострации.