Смекни!
smekni.com

Психиатрия Коркина (стр. 59 из 142)

Глава 16. Наркомании и токсикомании 231

16.3.2.2. Злоупотребление галлюциногенами и холинолитическая токсикомания

Используемые средства. Употребление галлюциногенов извест­но с древних времен Индейские племена в Америке во время ре­лигиозных ритуалов использовали высушенные верхушки одного из видов кактуса — пейота, действующим началом которого явля­ется мескалин — вещество, химически сходное с адреналином, но отличное по действию. У ацтеков тем же целям служил «божест­венный гриб» — псилоцибе. Его действующее вещество было на­звано псилоцибином В 1943 г. в лаборатории швейцарской фарма­цевтической фирмы «Сандос» А.Гоффманн и А Штол синтезиро­вали вещество, галлюциногенная активность которого в сотни раз превышает силу действия мескалина и псилопибина Это вещест­во не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом Его назвали ди-этиламидом лизергиновой кислоты (ЛСД) Его ничтожное коли­чество способно вызвать яркие зрительные галлюцинации на про­тяжении нескольких часов. В 60—70-х годах злоупотребление ЛСД распространилось среди молодежи и подростков в США

В нашей стране использование ЛСД запрещено законом. С целью вызвать у себя галлюцинации применяются в основном хо-линолитические средства1 астматол (содержащий белладонну, бе­лену, дурман), циклодол, а также обладающий холинолитическим действием димедрол

Циклодоловый делирий. Циклодол (артан, паркопан) — средство для лечения паркинсонизма и экстрапирамидных нарушений мо­торики при лечении психотропными препаратами После приема большой дозы (до нескольких десятков таблеток по 0,002 г) сперва наступает эйфория, иногда перемежающаяся с чувством страха. За­тем, часто после сна, возникает делирий. Содержание зрительных галлюцинаций зависит от предшествующей ситуации Если цикло­дол был принят во время беззаботного веселья с приятелями, то больному видятся развлекательные сцены, смешные происшест­вия. Если интоксикации предшествовали ссоры, столкновения, драки, устрашающие события, то в галлюцинациях фигурируют бандиты, преследователи, сцены нападений. Характерна калейдо-скопичность галлюцинаций — быстрая смена картин и вместе с тем повторение одних и тех же видений по нескольку раз Слуховые галлюцинации всегда тематически связаны со зрительными

Характерен симптом исчезающей сигареты, когда больной не видит своей руки, то чувствует зажатую между пальцами сигарету, но когда пытается поднести ее ко рту — сигарета «исчезает».

Циклодоловый делирий протекает со светлыми промежутками — от нескольких минут до нескольких часов, во время которых созна­ние больных проясняется, они хорошо помнят и критически оцени­вают галлюцинации. Длительность всего делирия около суток.

232 Часть III. Частная психиатрия

Вегетативные расстройства выражены нерезко: зрачки широ­кие, лицо гиперемировано, умеренная тахикардия.

Делирий при других галлюциногенах. Астматоловый делирии, вызванный питьем настоя, приготовленного из астматола (часто в смеси с вином), протекает тяжелее циклодолового, отличается глубоким помрачением сознания, дезориентировкой в окружаю­щем, беспомощностью одурманенных и последующей амнезией (о галлюцинациях сохраняются лишь отрывочные смутные воспоми­нания, а происходившее в действительности выпадает из памяти).

Димедроловый делирий (несколько таблеток димедрола обычно принимают со спиртным) более сходен с циклодоловым, но на высоте делирия критическое отношение к галлюцинациям может утрачиваться и больной может оказаться опасным для других.

Галлюциноз, вызванный ЛСД, отличается наличием синестезий: звуки вызывают цветовые ощущения («цветомузыка»). Видения яркие и сочетаются с деперсонализацией и дереализацией. Пове­дение бывает различным — от пассивного созерцания с критичес­ким отношением к переживаниям до агрессивных и аутоагрессив-ных действий с полной утратой критики.

Злоупотребление и формирование токсикомании. Обычно гал­люциногены употребляются эпизодически. Реже подбираются дозы циклодола, которые вызывают только эйфорию — тогда мо­жет наступить психическая зависимость. Еще реже появляется ус­тойчивое влечение к повторным галлюцинаторным переживани­ям. Этим отличается ЛСД, способный вызвать сильное влечение к его повторным приемам: переживание галлюциноза становится основным смыслом жизни, т.е. развивается явная психическая за­висимость. В США распространился галлюциноген с коротким действием (около получаса) — диэтилтриптамин. К нему, напри­мер, прибегают тайком во время обеденного перерыва.

Лечение. Вызванные галлюциногенами делирий прерываются внутримышечной инъекцией аминазина или реланиума. В даль­нейшем проводится дезинтоксикация.

16.3.2.3. Другие виды злоупотреблений и токсикомании

Злоупотребление транквилизаторами. Транквилизаторы могут служить для усиления алкогольного опьянения или к ним регу­лярно прибегают, чтобы «успокоиться», «отвлечься от неприятно­стей». К ним обращаются, чтобы заменить наркотики, когда не­возможно их достать и нужно облегчить абстиненцию. Наиболее привлекательны для этих целей бензодиазепины: реланиум, нитразепам, альпразолам (ксанакс), клоназепам. Большие дозы транквилизаторов, в несколько раз превышающие терапевтичес­кие, способны вызывать своеобразное опьянение. Вначале насту­пает чувство необычного приятного покоя, затем нарастает оглу­шение (отвечают с задержкой, переспрашивая, речь делается сма-

Глава 16. Наркомании и токсикомании 233

заннои, походка — неустойчивой), которое переходит в глубокий продолжительный сон, а иногда и в сопор. Но впоследствии про­буждаются обычно даже без специальной помощи.

Токсикомания может развиться при длительном регулярном приеме. Постепенно возрастает доза, требуемая для «успокоения» и нормального сна. Вынужденный перерыв после длительного злоупотребления приводит к бессоннице, кошмарным сновиде­ниям, постоянному чувству тревоги и беспокойства. Описаны редкие случаи физической зависимости после продолжительного злоупотребления транквилизаторами в больших дозах. В абсти­ненции появляются судорожные подергивания мышц, случаются эпилептические припадки и осфые психозы со спутанностью.

Кофеинизм. Несмотря на широкое распространение кофе как повседневного напитка во многих регионах, кофеинизм как ток­сикомания встречается редко. В этих случаях в течение дня выпи­вают много чашек крепкого кофе или даже поедают «кофейный кисель». В других случаях злоупотребляют чифиром — отваром очень крепкого чая (50 г на один стакан воды). Очередной допинг повышает работоспособность, дает ощущение бодрости, прилива сил, повышения творческих способностей. На ночь обычно при­нимают снотворное. Лишение привычного стимулятора ведет к тяжелой астении и перепадам настроения.

Физическая зависимость нехарактерна. Длительное злоупо­требление сопровождается истощением, сердечными аритмиями, тяжелым хроническим гастритом, а также выраженной эмоцио­нальной неустойчивостью.

Никотинизм. Злоупотребление курением табака можно рас­сматривать как токсикоманию всегда, когда курение табака ста­новится постоянной насущной потребностью, что свидетельству­ет об очевидной психической зависимости. Прекращение куре­ния в этих случаях вызывает дискомфорт, беспокойство, резкое усиление влечения. Тяготение усиливается после еды, выпивки, при пробуждении от ночного сна, во время напряженной умст­венной работы и при волнении, а также при виде других куриль­щиков и при запахе табачного дыма. Следствием длительного ку­рения бывают хронические бронхиты, гиперацидные гастриты. Среди курильщиков значительно выше заболеваемость ишемиче-ской болезнью сердца, инфарктом миокарда, раком легких, яз­венной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, гипер­тонической болезнью и облитерирующим эндоартериитом.

Лечение транквилизаторной токсикомании, кофеинизма и никотинизма сводится к назначению симптоматических средств, облегчающих проявления психической зависимости, и различ­ным видам психотерапии. При привыкании к большим дозам транквилизаторов во избежание судорожных приступов их отме­ну лучше осуществлять постепенно в течение 2—3 нед.

234 Часть III. Частная психиатрия

16.3.2.4. Рубрификация в МКБ-10

Острая интоксикация различными психоактивными средства­ми, абстинентный синдром, зависимость от разных наркотичес­ких и токсикоманических средств, с учетом стадии болезни, а так­же психозы, обусловленные злоупотреблением психоактивными веществами, представлены в рубриках и подрубриках раздела «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ».

16.4. Этиология и патогенез

Причинами аддиктивного поведения являются социально-психологические факторы. Основные мотивы начала злоупотреб­ления разделяют на гедонистические (желание испытать необыч­но приятное состояние), атарактические (стремление «забыться», «отключиться от неприятностей», ослабить действие эмоцио­нальных стрессов) и субмиссивные (подчинение влиянию других людей, конформность в компаниях).

Природа психической зависимости остается невыясненной. Со­гласно гипотезе И.П.Анохиной, она связана с дефицитом дофами­на и норадреналина в гипоталамической области мозга. Гипотеза предполагает существование единого патогенетического механизма зависимости от всех известных веществ — от алкоголя до опиатов. Однако далеко не все средства, используемые злоупотребляющими, способны заменять друг друга. В патогенезе опийных наркоманий нельзя не учитывать существование «эндогенных опиоидов» — эн-дорфинов и энкефалинов и специальных опиатных рецепторов в мозге, способных их связывать. Стимуляторы типа эфедрина и пер-витина химически сходны с эндогенными катехоламинами.