Смекни!
smekni.com

Модели НЛП в работе психолога, Гагин Тимур (стр. 48 из 61)

Пятые вопросы — риторические — это еще один способ высказаться так, чтобы любое возражение было не возражением, а ответом на вопрос: «Стоит ли нам прерываться, когда Игорь только начал свой рассказ?», «Будем ли мы делать перерыв, если демонстрация еще не завершена?».

· Обычно в этих ситуациях молчание воспринимается как знак согласия. С тем, что нужно нам.

Неопределенности

С конкретными заявлениями можно поспорить. Если вы скажете, что привычка перебивать окружающих неминуемо приведет к разводу, это может быть оспорено. Если же вы выскажетесь: «Мне кажется, такая манера вступать в разговор может привести к определенным неприятностям во взаимоотношениях с близкими», то с этим спорить гораздо труднее. И если вы продолжите потом: «И поэтому я бы предложил потренироваться прерывать себя и передавать слово партнеру», такое предложение смотрится более обоснованным: перед «поэтому» стояло неоспоренное утверждение. Люди в группе согласились с первым, и вот уже выполнить упражнение становится для них вполне логичным и вытекающим из предыдущего.

Как формируются неопределенности?

— Заменой действующего лица или предмета обсуждения неопределенным местоимением (кто-то, кое-что) или просто пропуском этой информации («Нас вынуждают». Кто — неясно. «Так будет лучше». Для кого? Лучше, чем что? Кто это сказал?).

— Использованием неконкретного глагола. «Дать пощечину» — это одно, «ударить» — другое, «оскорбить» — третье, «напроситься на неприятности» — четвертое. И так далее. Чем более неопределенный глагол, тем меньше конкретного смысла, и больше поля для домыслов.

· А зачем нужны домыслы слушателей? Для того, чтобы они легче согласились. Со своими домыслами всегда легче согласиться.

— С помощью номинализации. Помните? Это перевод действия, процесса, в вещь, в существительное. Если я говорю, что испытываю сейчас сильное вдохновение, то как-то сами собой отпадают вопросы, кто меня вдохновил, на что, и как он это сделал?

Чем больше наша неопределенная речь похожа на осмысленную, тем большее влияние она имеет на слушателей в качестве аргумента, руководства к действию или совета.

· «Мне кажется, тебе нужно с большим вниманием подойти к своим трудностям. И тогда ты сможешь увидеть ответ именно в той области, которую ты до сих пор не рассматривал, как источник помощи. Возможно, тебе будет нужно какое-то время, чтобы разобраться, но совершенно очевидно, что ты сможешь это сделать. Когда знаешь, где искать, найти не так уж и сложно, верно?».

Банальности (трюизмы)

К банальностям относятся такие высказывания, с которыми очень трудно не согласиться. Обычно они получаются с применением неопределенностей. Если мы скажем человеку, что ему нужно заниматься спортом, он может нам высказать дюжину дюжин аргументов, почему это не так. Если же мы предложим ему рассмотреть такую фразу: «Многим людям помогают занятия разными видами спорта наряду с другими…», вероятнее всего, собеседник не найдет здесь не то, что повода для спора, но и просто для реакции. Он будет ждать от нас продолжения! То есть он так просто пропустит нашу основную мысль, считая ее проходной, вводной.

В банальности можно прятать практически что угодно. Как только мы вводим слова о «возможности», размываем четкие формулировки оборотами из серии «в известной степени, определенным образом, в каком-то смысле, некоторым образом, как-то так и т.д.», говорим «часто» или «иногда» или «бывает», мы получаем фразу, которая для сознания звучит пусто, как треп и переливание из пустого в порожнее. Но стоит нам выделить нужное голосом, и банальность становится — внушением. Многие люди используют банальности, даже и не подозревая об этом. Возможно, в какой-то степени это окажется интересным и вам.

Цитирование

Цитирование предлагает замечательный способ сказать людям все, что вы хотите сказать, и сделать это так, чтобы спорить было не с чем. И не с кем. Если это ведущий предлагает группе расслабиться и получить удовольствие, тут еще могут быть вопросы: зачем, как? Совсем другое дело, если ведущий говорит что-то вроде: «Однажды я ехал в электричке и познакомился с человеком, который поразил меня своим искрене спокойным и веселым отношением к жизни. Он рассказывал о своем товарище, работавшем в посольстве в Соединенных Штатах, который рассказывал ему, что у американцев есть поговорка: «если изнасилование неизбежно, расслабьтесь и получите удовольствие, правда, интересно»?

· А главное, непонятно, кто кому что говорил. Хотя на самом деле сказал это ведущий и сказал он это — группе.

Цитирование (или «кавычки») — весьма полезный способ для предложения едва ли не прямых внушений так, чтобы для слушателей это было всего лишь частью рассказа о событиях, произошедших где-то, когда-то и с кем-то.

Допущения (они же пресуппозиции или импликации)

Допущения присутствуют в нашей речи постоянно. Вот это предыдущее предложение нельзя понять, если не допустить, что существует речь, что она бывает наша или не наша, что в ней нечто может присутствовать или не присутствовать, и делать это временно или постоянно.

· А ведь это все не слишком объективно, верно?

В каждой нашей фразе есть допущения. Они опираются на так называемую «разделяемую реальность» — на то, что у собеседников и слушателей есть точно такое же представление о мире, который мы сейчас обсуждаем. Допущения должны быть истинными, чтобы истинной была сама фраза. Если вас спросят, какой вариант фитуления вы предпочитаете, вам будет трудно ответить, не зная, что это такое — фитуление.

· Балтрушайтис! Спасибо, я уже балтрушался…

Допущения в речи настолько неотъемлемы, что мы привычно пропускаем их, анализируя лишь ту часть высказывания, которую нам и предлагают для обсуждения. И что же? Дело в том, что предлагая «для обсуждения» ту или иную мысль, мы можем основную мысль вставить как допущение. И слушателям ее принять будет — легче.

«Поскольку мы собрались здесь работать над собой, давайте сначала обсудим наши намерения…», — начиная курс или занятие таким образом, вы предлагаете сосредоточиться на намерениях, вводя как бы между прочим не что-нибудь, а норму группы. И никаких споров и «демократических процедур». Внимание привлечено к другому: что сказать о своих намерениях.

Есть несколько стандартных способов осознанно вводить в речь допущения:

— Предложение порядка: «сначала — потом, во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, после того как» и так далее.

«После того, как ты найдешь выход из этой трудности, мы поработаем над твоим эмоциональным состоянием», «Во-первых, мы будем учиться управлять своим эмоциональным состоянием, во-вторых, разбираться в своих трудностях и в-третьих, изменим свою жизнь к лучшему». Логично? А вот и нет. Но похоже на «логично».

— Предложение осознания: «знаете, понимаете, отслеживаете, представляете, осознаете, проникаетесь, наблюдаете» и так далее.

Сравните: «Ваша привычка меняется?» и «Интересно, вы осознаете, что меняется ваша привычка?»

— Вопросы о деталях (тогда основная тема полагается истинной): «кто именно, как, где, сколько, насколько, каким образом, что, почему» и так далее.

Сравните: «Вы осознаете, что ваша привычка меняется?» и «Вы осознаете, в чем в первую очередь ваша привычка меняется? А как именно вы это понимаете?»

— Выбор без выбора. Обычно используется «или». Суть в том, чтобы предложить выбирать внутри рамок, которые нас устраивают.

«Ты бы хотел рассказать сейчас или после Лизы?», «Тебе будет проще выполнить упражнение одному или вместе со всеми?»

— Сюда же примыкает так называемый «открытый выбор», когда выбор есть, но, предположительно, неравноценный. Допущением здесь является то, что «третьего не дано».

«Ты можешь ежедневно выполнять это упражнение и выправить ситуацию, а можешь оставить все как есть и продолжать оставаться в ж…»

— Оценки: «к счастью, к несчастью, полезно, странно, отрадно, досадно, глупо, умно, мудро» и так далее.

«Славно, что ты принял это решение», «Странно, что ты начал думать именно об этом».

— Подчиненные предложения. Обычно в подчиненной части содержится допущение: «Когда мы разведемся, ты поймешь, чего ты лишился!» и наоборот «Лишь поженившись, вы оцените насколько вы друг другу подходите!»

· Кстати, здесь есть еще допущение о том, что вы друг другу подходите, вопрос только в том, насколько.

— Связывающие слова: «то есть, таким образом, потому, поэтому, вызывает, в связи с, и, если-то» и подобные. Эти слова вводят допущение, что одно с другим каким-то образом связано.

«Если ты решил всерьез заняться работой над собой, то тебе нужно в первую очередь заняться техникой общения. В общении проходит большая часть нашей жизни, поэтому нужно использовать все доступные техники. Хорошая техника дает хорошие результаты, и это приводит к общему улучшению положения. То есть приносят радость жизни».

· А если все это говорить спокойно и авторитетно, с серьезным видом знающего человека — эффект удваивается.

— Связывающие слова позволяют формировать последовательности, которые соединяют реальность более или менее объективную с внушаемой.

«Мы с вами уже долго разговариваем и обсудили многое, и поэтому можем теперь перейти к теме…»

«Задумались ли вы сейчас о своих родителях, о каких-то недавних событиях, просто отпустили мысли без особой цели, представляете себе свой завтрашний день или слушаете меня, вы так или иначе получаете внутреннюю возможность найти в своем внутреннем опыте что-то важное».

Похоже, без допущений не обходится ни один человек. Мы с вами отличаемся лишь тем, что можем использовать их осознанно и целенаправленно. То есть профессионально.

Другое значение (рефрейминг)

Лучше всего суть этой техники отражает поговорка «нет худа без добра». Когда мы приписываем ситуации другое значение, мы не изменяем саму ситуацию.