Смекни!
smekni.com

Модели НЛП в работе психолога, Гагин Тимур (стр. 49 из 61)

· Энурез прошел? Нет, но теперь я им горжусь! — это классика рефрейминга.

В простейшем варианте, чтобы приписать другое значение мы используем два приема:

— изменение смысла,

— изменение контекста.

При изменении смысла мы говорим: «Да, ситуация именно такова, и она означает совсем не то, что ты думаешь. В ней явно видны вот такие положительные стороны». И обосновываем сказанное. Если кратко: «Да, все так, и это хорошо, потому что…»

При изменении контекста мы и вовсе соглашаемся, что здесь и сейчас все не совсем гладко, но вот в других обстоятельствах то же самое было бы очень кстати.

· «Да, ты не стал рисковать, и случись тебе работать с крупными суммами денег, это бы тебя сберегло от неприятностей».

Это своего рода фокус, отвлечение: ведь в нынешнем, реальном контексте ничего не меняется. Но — помогает людям иначе отнестись к своим неприятностям в более широкой перспективе.

· Обычно эта техника используется, чтобы улучшить отношение к чему-то или кому-то. Однако с тем же успехом можно ее использовать, чтобы отношение испортить. Если это зачем-то надо.

Наконец, к теме техники общения относится и то же самое

Якорение

Все те же самые правила установки якорей можно применять и к окружающим. Вы можете устанавливать якори другим: отдельным участникам и группе в целом. Если всякий раз с чувством успеха в группе сочетается одна и та же музыка, то она же и будет якорем к этому чувству. Если в напряженные моменты ведущий всегда становится слева от окна (к примеру), то само появление там ведущего будет настраивать группу на напряженную работу.

У якорей есть дополнительные позможности в применении к другим людям:

— Цепочки якорей;

— Сложение якорей;

— Коллапсирование якорей;

— Интеграция якорей.

Цепочки формируются тогда, когда мы выстраиваем с помощью последовательного якорения череду из состояний. Так, чтобы первое состояние через несколько промежуточных приводило к нужному. Например, «страх—растерянность—любопытство—интерес—творческое решение».

Для того, чтобы это получилось, нужно:

— сначала поставить якори на все промежуточные состояния;

— задействовать первый якорь, достичь состояния и на его пике задействовать второй якорь;

— далее по той же схеме до финального состояния.

Можно сразу проверить, запустив вновь первый якорь и отслеживая непроизвольную смену состояний. Можно для верности повторить несколько раз.

Сложение якорей обычно применяется, когда нужно усилить или разнообразить якорь. Тогда на несколько однотипных состояний или состояний, которые желательно вызывать вместе, устанавливается один и тот же якорь. Якорь этот таким образом становится запускающим механизмом для суммы состояний.

К коллапсу якорей прибегают, если нужно разрушить якорь, то есть разорвать связь между якорем и состоянием. Для этого:

— определяют якорь, который нужно «стереть»;

— устанавливают якорь на диаметрально противоположное состояние;

— воспроизводят оба якоря одновременно;

— наблюдают замешательство в просцессе формирования нового нейтрального состояния;

— для проверки воспроизводят каждый из якорей по отдельности — если не срабатывают, то все в порядке.

Сходная идея используется для интеграции якорей. Тут речь не о «стирании», а о получении третьего состояния, объединяющего черты предшественников. Например, если одновременно воспроизвести якори для веселья и творческого состояния, получится веселое творчество.

· Которое нужно заякорить отдельно. Можно любым из двух первоначальных якорей. Впрочем, иногда они оба автоматически становятся якорями нового состояния.

При работе в группе якори используются для перевода участников из состояния в состояния и для настройки их на тот или иной тип работы.

· Обычно это характерные изменения голоса ведущего, музыка, традиционные пространственные перестановки и временные интервалы. Например, каждый день после обеда все собираются аудиторией, и ведущий рассказывает притчу.

Однако и в индивидуальной работе с человеком (перед лицом группы или в перерыве) устанавливать и использовать даже сиюминутные якори обычно можно и нужно.

Яркость и артистизм

Давайте сразу определимся — ни яркости, на артистизма, как неизменной данности у человека (в том числе и ведущего) нет. Человек не может быть просто ярок сам по себе. (Если, конечно, мы не говорим о внешности, а о ней мы сейчас не говорим).

· Трудно, к примеру, ярко спать или артистично читать. Особенно если нет зрителей.

Как нет, к примеру, харизмы, шарма и обаяния. Самих по себе.

Тогда о чем мы говорим? Мы говорим о поведении. И о том эффекте, который это поведение оказывает на окружающих. На группу. На аудиторию. На слушателей и зрителей. Нам нужна не яркость, не артистизм и не обаяние. Нам нужен эффект. Результат. А вот достигаться он может по-разному, с использованием артистических и других приемов. Хорошо, а какой нам нужен результат?

Во-первых, в разное время разный. Одно из правил, которое мы регулярно повторяем начинающим ведущим, гласит: «Это не ваше шоу!» Задача ведущего — обслуживать работу группы, а не показывать ей себя.

· Если, разумеется, мы группу ведем, а не реализуем рекламный проект под предлогом ведения группы.

Поэтому, когда мы говорим о яркости и артистизме, мы имеем в виду навык такого — яркого — поведения. И еще: мы настаиваем, что применять этот навык нужно не всегда (по принципу «весь вечер на арене»), а лишь в тех ситуациях, когда это нужно для целенаправленного воздействия на группу.

· «Целенаправленно» значит, что когда ведущий принялся «звездить», он знает, зачем, с какой целью для группы он сейчас это делает.

Вот это и есть нужный нам результат: целевое воздействие на группу. Какие воздействия на группу помогает осуществить артистизм ведущего:

— Изменение эмоционального фона группы или отдельных участников (и в плюс, и в минус);

— Аргументация от эмоций (группе нравится как говорит ведущий, поэтому она благожелательно воспринимает что он говорит);

— Формирование мотивации (побуждение, чтобы группе, ее участникам хотелось делать то, что предлагает ведущий). Группа увязывает свои эмоции с сутью предлагаемой работы;

— Обучение (когда нужна захватывающая, понятная и доходчивая демонстрация, что обычно связано с преувеличением).

Для выполнения всех этих задач нужен один и тот же навык: нужно уметь передавать эмоции группе.

· Харизма с этой точки зрения — ни что иное, как умение передать слушателям свое эмоциональное состояние, заразить их. То есть — подстроиться и повести.

Один неплохой тренер и ведущий (Джон Гриндер) на вопрос о том, на что тренер должен обращать внимание в первую очередь, ответил примерно так: «Во-первых, обращай внимание на собственное эмоциональное состояние, во-вторых, обращай внимание на собственное эмоциональное состояние, в-третьих, обращай внимание на эмоциональное состояние аудитории!».

Как можно сообщить группе те или иные эмоции? Здесь несколько путей:

Подстройка и ведение. Эмоциональное состояние группы воплощается в ее едином ритме, о котором речь уже шла. Поэтому ведущий может встроиться в ритм группы сам и возглавить его (обычно берет слово и начинает говорить, но может и предложить фоновую музыку или ритмические движения, если говорить с группой сейчас неуместно). И, возглавив ритмический рисунок группы, ведущий может начать смещать его в ту сторону, которую считает нужным. Изменяется и эмоциональное состояние группы.

· Как минимум, интенсивность. Так можно и «накрутить» группу, и «сбить накал» страстей.

— Если в дополнение к предыдущему ведущий на изменение ритма накладывает изменение содержание переживания у себя (например, от возбужденной радости к спокойной грусти), то следом и группа изменит это содержание у себя. Это и называется эмоциональным заражением. И именно для этого ведущему нужен навык вызывать у себя разные эмоции и выражать их.

· Именно вызывать и выражать, а не просто изображать. Подлинный артистизм — это не игра, а сиюминутное настоящее переживание и искренняя демонстрация этого переживания окружающим.

Ведущий как бы проецирует свои эмоции на группу:

а) Сначала он отражает то чувство, которое преобладает у участников, совпадая по ритму.

б) Затем он начинает внутренне переходить в иное состояние и постоянно отслеживает, идет ли за ним группа.

в) Если да — скорость можно увеличить. Если нет, вернуться к отражению чувств.

г) Наконец, ведущий поощряет группу, демонстрирует ей одобрение, когда эмоции смещаются в нужную сторону.

· Радуйся сам и обрадуешь других.

Обычно мы совмещаем оба процесса. Мы подстраиваемся и ведем и по ритму-интенсивности, и по содержанию эмоций группы. Таким образом, чтобы изменить содержание группового эмоционального фона, нужно:

а) снизить интенсивность предыдущей эмоции (работая с ритмом группы),

б) сменить эмоцию у себя, продемонстрировать это группе и невербально предложить участникам сделать то же самое,

в) усилить (если нужно) интенсивность новой эмоции.

— Еще один способ изменять эмоциональное состояние группы — вызвать нужное изменение своим поведением. Можно не демонстрировать, к примеру, интерес самому. Можно вести себя загадочно и тем самым вызвать тот самый интерес. Радость можно вызвать, сообщив группе радостную новость, порыв творчества создать, рассказав историю об удачном творческом начинании (и вставив в нее соответствующие внушения) т.д.

Этот способ требует от ведущего уже актерства, и мы полагаем, что коллегам будет очень полезно поучаствовать в работе театральных студий, драматических кружков или попросту поучиться на распространенных ныне тренингах актерского мастерства. В качестве простых самостоятельных упражнений мы можем предложить: