Смекни!
smekni.com

Модели НЛП в работе психолога, Гагин Тимур (стр. 56 из 61)

И, когда задача достигнута, нам нужно позволить группе еще немного побыть в своем приятном состоянии, а затем неторопливо вывести ее назад, в более обычное состояние и продолжить работу.

Выход обычно предполагает внушения-напоминания о том, где мы на самом деле находимся, сколько прошло времени (не обязательно) и что нужно почувствовать себя бодро и хорошо. Например, так: «и когда вы уже получите… все то хорошее и нужное… с чем обычно связано состояние транса… вы можете постепенно, в своем собственном темпе… возвращаться сюда, к нам, в эту комнату, сохраняя все то важное, что получили, к чему прикоснулись за эти двадцать минут… и почувствовать себя очень хорошо, и глубоко вздохнуть… и открыть глаза… и улыбнуться тем, кто рядом. Ну как, отдохнули?»

Как это может быть
Наведение

«Я расскажу вам историю. Это будет довольно длинная история, так что сядьте поудобнее. Это очень важно — чтобы было удобно… и комфортно. Потому что когда телу удобно, это хорошо. А когда человеку хорошо — это хорошо само по себе. И если вам захочется поменять позу, чтобы было удобнее. вы всегда можете это сделать, потому что это важно — чтобы было хорошо… мы с вами хорошо поработали сегодня, и вы можете отдохнуть и расслабиться, пока я буду рассказывать… Иногда бывает приятно почувствовать, как расслабление расходится по всему телу, стоит только ему позволить… А кто-то только учится расслабляться, и ему нужно наблюдать за тем, как расслабление распространяется… как расслабленными становятся руки… ноги… как успокаивается дыхание… и если вы хотите представлять себе то, что я буду рассказывать, вы можете закрыть глаза… или вы можете закрыть их потом, или не закрывать — как вам удобно… или, быть может, вы и не будете ничего представлять, и все представится само… и вам останется только смотреть… и слушать… или не слушать, как хотите… главное, чтобы все было хорошо….

И вы можете представить себе замечательное место… одно из самых лучших мест, какие только могут быть… и быть может, вы заметите, что это не совсем обычное место… и где-то рядом с вами вы можете заметить дверь, ведущую в коридор… и пойти по этому коридору… все дальше… проходя мимо странных узоров на стенах… и вы можете понимать, что вы в полной безопасности, и что это хороший коридор, и чувствовать себя хорошо… это очень важно, чтобы все было хорошо… и вы можете продолжать продвигаться вглубь, все дальше по коридору… и остановиться у еще одной двери… что это за дверь?.. и обнарудить за ней небольшое уютное помещение и множество книг в нем… и большое, мягкое уютное кресло… и одна из книг выделяется среди остальных… возьмите ее и устройтесь удобно в большом, мягком кресле… и вам даже не нужно открывать книгу… вы просто знаете, что это мудрая книга, и в ней множество разных историй… и одна из них начинает звучать в вашей голове…

История о мастере меча

Давным-давно, в далекой-далекой стране у самых синих гор жил да был молодой человек, который очень хотел стать Мастером меча. И по обычаям той земли, настоящим Мастером меча мог стать тот, у кого есть настоящий Меч мастера. Молодой человек очень хотел стать мастером, и он отправился по городам далекой страны у самых синих гор. Он хотел прийти к одному из старых Мастеров меча и попросить его: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». Молодой человек очень надеялся, что кто-то из старых мастеров откликнется на его просьбу.

И вот он пришел в дом настоящего Мастера меча, удалившегося на покой и обратился к нему: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». Мастер меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему: «Я бы с радостью. Но знаешь, этот меч тебе не подойдет».

Молодой человек поклонился мастеру и снова отправился в путь. И пришел в другой город и нашел дом старого Мастера меча. Он пришел в этот дом и обратился к мастеру: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. Ты настоящий мастер, все это знают. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». И старый Мастер меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему: «Я бы с радостью отдал. Но ты знаешь, этот меч тебе не подойдет».

И вновь отправился в путь юноша, который хотел стать настоящим Мастером меча, и находил старых мастеров и обращался к ним с одной и той же просьбой: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — настоящий Меч мастера. Продай его мне. Или подари». И раз за разом выслушивали его старые мудрые мастера, вздыхали и отвечали одно и то же: «Я бы отдал. Но ты знаешь, этот меч тебе не подойдет».

И тогда молодой человек решил отправиться в горы на поиски тайных кузнецов. Он шел дни и ночи, вставал с восходом и ложился спать, когда солнце уже давно село. И вот, наконец, он нашел далеко в синих горах тайных кузнецов и рассказал им о своей просьбе. Он попросил выковать ему меч, который бы хотя бы казался настоящим Мечом мастера. Кузнецы выслушали его и ответили: «Ты хочешь стать мастером, и тебе нужен меч? Хорошо». И они выковали ему меч, который так же сверкал благородной сталью, одинаково легко рассекал железо и волос, был замечательно уравновешен и покрыт замысловатой чеканкой, как настоящий меч мастера. Радостно принял юноша свой новый меч и отправился назад.

И он сражался во многих битвах и побеждал. Слава о нем разносилась все дальше по далекой стране, опережая его появление, приводя в восторг друзей и вселяя уважение в сердца противников. Он прожил богатую и достойную жизнь и наконец ушел на покой.

Много лет жил он спокойно и счастливо. И лишь иногда, когда гости славили его — настоящего Мастера меча, ему становилось неловко. Ведь он-то знал, что у него так и не было настоящего Меча мастера…

Однажды к нему пришел незнакомый юноша. Он поклонился пожилому мастеру и сказал: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. Ты настоящий мастер, все это знают. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». И старый мастер улыбнулся непонятной улыбкой и ответил: «Я бы с радостью. Но знаешь, этот меч тебе не подойдет»…

… вот такая история случилась давным давно, в далекой-далекой стране у самых синих гор.

Выход

И я не знаю, слушали вы ее или нет, возможно, ваш сознательный разум был погружен в свои представления, и только бессознательный воспринимал то, что может быть полезно и нужно… или вы слушали и что-то получили для себя. И я не знаю, что это может быть. Возможно, не знаете и вы. Или еще не понимаете, что вы знаете. И пока вы понимате то, что нужно понять, и предоставляете бессознательному то, что нужно ему предоставить, вы можете постепенно, в своем собственном темпе возвращатсья сюда, к нам в эту комнату, возвращать себе бодрость и хорошее самочувствие и настроение и уже потом глубоко вздохнуть, и открыть глаза… и улыбнуться тем, кто рядом.»

· И может быть вам будет интересно выделить внушения в этом тексте и представить себе, как бы могли рассказать ее вы.

Другие варианты
Эмоциональные пики

Наш разговор об использовании измененного состояния сознания участников группы был бы неполон, если бы мы упомянули только о спокойном, наиболее традиционном виде транса. Любое сильное эмоциональное состояние в группе также вызывает изменение состояния сознания участников. А значит, если мы сможем в это время — в момент пиковых эмоций или сразу после — предложить внушение, то мы достигнем весьма сходных, а иногда и более сильных результатов. И здесь есть свои тонкости:

— Пиковые эмоции в группе долго не держатся. Поэтому внушать здесь надо кратко, директивно и четко: «Ты смог, у тебя получилось. Значит, ты — можешь. Ты справишься!»

— Эмоциональное состояние ведущего (его собственный транс) должно быть сходно с эмоциональным состоянием группы. Поэтому и голос будет звучать не спокойно умиротворенно, а сильно и твердо. И громко. (Или, добившись внезапной тишины, тихо, но четко и внятно. И в голосе должны быть слышны остатки недавно пережитого чувства).

— Человек в эмоциях или только что из них не очень склонен к логической проверке того, что ему говорят. Гораздо больше, чем формальная логичность, здесь важен верный подбор слов. Нужно выбирать слова, эмоционально созвучные происходящему. Говорить «ты спокойно сделаешь это» участнику, который и близко не спокоен, вряд ли уместно. Может быть, лучше будет сказать «запросто».

— Если ведущий не успел со своим внушением на пике или сразу после, заново раздувать страсти уже не стоит. Лучше посадить (или положить) группу, навести обычный транс (после бурных эмоций это сделать легче) и провести внушение обычным образом.

— В ситуациях сильных эмоций желательно ввести запрет на произвольные высказывания: они могут быть восприняты как внушения. Поскольку сами участники не владеют техникой и способны «сказать лишнее», пусть ведущий либо прямо потребует молчания, либо четко скажет, что именно (какие точно слова) говорить можно.