Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 10 из 64)

составляют:

• существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

• устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

• конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

• оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

• социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

• технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

• специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Этот список можно продолжить.

Изучение этих срезов реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию.

Социологию культуры интересует, например, то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город-село, столица-периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

Социология культуры включает множество поддисциплин: социологию образования, социологию науки, социологию морали, социологию религии, социологию искусства, социологию досуга, социологию спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри поддисциплин, в свою очередь, выделяются относительно самостоятельные тематические области и направления, например, в социологии искусства - социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств.

Контрольные вопросы

1. Каковы закономерности культурогенеза в истории человечества?

2. Как соотносятся природные и культурные начала в развитии индивида?

3. Каково место культуры в системе бытия?

4. Как связаны человеческая деятельность и культура?

5. В чем состоит полимодальность культуры?

6. Каково строение мира культуры.

7. Как соотносятся культура и природа?

8. Каковы исторические закономерности взаимодействия культуры и общества?

9. В чем особенность духовной культуры в системном бытии культуры?

10. Каковы характерные особенности материальной культуры в системной целостности культуры?

11. Какое место занимает художественная культура в системе культуры?

12. В чем состоит обыденный и научный смыслы понятия «культура»?

13. Каково проблемное поле и предмет социологии культуры?

Литература

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб.

пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2000. Глава 1

(1.14).

Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996, гл. 2,4,5.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000, часть 2.

Лекция вторая. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

1. Социология культуры Макса Вебера

2. Георг Зиммель о сущности, динамике и кризисе культуры

3. Культурсоциология Альфреда Вебера

4. Социология знания и социология культуры Карла Манхейма

5. Социология культуры и цивилизации Норберта Элиаса

6. Понятие культуры в социологии Толкотта Парсонса

7. Социодинамика культуры Питирима Сорокина

В качестве отраслевой социологической дисциплины социология культуры имеет историю особую, совершенно не схожую с такими, например, направлениями, как социология труда, досуга или семьи. Предмет социологического анализа в данном случае трудно схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа общества. У социологии культуры есть своя богатая история, в которую вписаны имена классиков социологии. Теоретическими источниками социологии культуры являются социологические идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, А. Вебера, К. Маннгейма (Манхейма), Р. Мертона, А. Моля и других исследователей. Исторической предшественницей социологии культуры является социология знания (М. Шелер, К. Манхейм, П. Бергер и Т. Лукман), ее духу близки принципы «исторической социологии» (Н. Элиас). Однако более-менее институционализированный характер она стала приобретать благодаря ускоренному развитию самых разнообразных культурных форм в период после Второй мировой войны в условиях деколонизации, роста молодежных и других социальных движений, диверсификации и постмодернизации художественного производства и роста консьюмеризма. Характерно то, что интереса к системности для современной социологии культуры недостаточно. Изучение динамики культуры, перехода к современному и постсовременному обществу (постиндустриальному, информационному, «обществу знания») является приоритетом деятельности социологов. Поэтому в известном смысле отцы-основатели социологии были также социологами культуры. В начале ХХ века проблема культуры привлекала, главным образом, немецких социологов. Именно ученые, принадлежащие к немецкой интеллектуальной традиции – М. Вебер, Г. Зиммель, К. Манхейм, - обратили внимание на необходимость социологического анализа культуры. Немецкая социология переживала период становления, и нередко плодотворные социологические идеи рождались "на стыке" знания социологического и философского, социологического и исторического. Баденская школа неокантианства с её различением "наук о природе" и "наук о духе", философия жизни, историософские концепции оказывали непосредственное воздействие на социологию в целом и социологический анализ культуры, в частности. Следует отметить и влияние идей

К. Маркса. И М. Вебер, и Г. Зиммель, и К. Манхейм испытали определенное воз действие Маркса, хотя ни одного из этих ученых нельзя назвать его последователем. Социология культуры складывалась как течение «понимающей» социологии и возникла главным образом в Германии и во Франции в 70-е гг. 20 в. Для исследователей, принадлежащих к этому направлению, характерно внимание к традиции и опыту «наук о духе», философской антропологии, опора на методологические принципы М. Вебера (на его идею «социологии как эмпирической науки о культуре) и Г. Зиммеля (на учение о динамике культурных объективаций), а также активное обращение к работам К. Мангейма и Н. Элиаса.

1. Социология культуры Макса Вебера

Предпосылки социологии культуры были сформулированы немецким социологом и экономистом Максом Вебером (1864-1920). Рационализм М. Вебера наложил отпечаток на всю западную социологию культуры XX в. Вебер пишет: «Если называть «науками о культуре» те дисциплины, которые рассматривают события человеческой жизни под углом зрения их культурного значения, то социальная наука в нашем понимании относится к данной категории»[23]. И дальше: «Мы назвали «науками о культуре» такие дисциплины, которые стремятся познать жизненные явления в их культурном значении. Значение же явления культуры и причина этого значения не могут быть выведены, обоснованы и пояснены с помощью системы законов и понятий, какой бы совершенной она ни была, так как это значение предполагает соотнесение явлений культуры с идеями ценности. Понятие культуры — ценностное понятие. Эмпирическая реальность есть для нас «культура» потому, что мы соотносим ее с ценностными идеями (и в той мере, в какой мы это делаем); культура охватывает те — и только те — компоненты действительности, которые в силу упомянутого отнесения к ценности становятся значимыми для нас. Ничтожная часть индивидуальной действительности окрашивается нашим интересом, обусловленным ценностными идеями, лишь она имеет для нас значение, и вызвано это тем, что в ней обнаруживаются связи, важные для нас вследствие их соотнесенности с ценностными идеями. Только поэтому — и поскольку это имеет место — данный компонент действительности в его индивидуальном своеобразии представляет для нас познавательный интерес»25.

Для М. Вебера социальные явления – это, прежде всего, культурные, "смысловые", наделенные значениями явления. И задачей социологии должно быть именно понимание социальных явлений, а не поиск общих


закономерностей (поиск которых если и возможен, то имеет подчиненный характер по отношению к главной задаче – пониманию).

При изучении культуры не обойтись без «отнесения к ценности». По Веберу, отнесение действительности к ценностным идеям, придающим ей значимость, выявление и упорядочение окрашенных этим компонентов действительности с точки зрения их культурного значения. Эта научная процедура необходима, если мы хотим как-то упорядочить исследуемую нами область культуры, понять взаимодействие социальных учреждений, иерархию статусов и положений людей и многое другое. Но способность соотносить то или иное явление с ценностью формируется в каждом из нас с первых же шагов нашего практического вхождения в культуру, так же как способность мыслить, помнить, воображать. Познание культурных процессов возможно только в том случае, если оно исходит из значения, которое для нас всегда имеет действительность жизни, индивидуально структурированная в определенных единичных связях. «Культурное значение какого-либо явления, - подчеркивает Вебер, - например обмена в товарно-денежном хозяйстве, сможет состоять в том, что оно принимает массовый характер; и таков действительно фундаментальный компонент культурной жизни нашего времени. В этом случае задача исследователя состоит именно в том, чтобы сделать понятным культурное значение того исторического факта, что упомянутое явление играет именно эту роль, дать каузальное объяснение его исторического возникновения»[24].