Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 24 из 64)

социальных статусов.88

Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых «люди с улицы» не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры - различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о святых и

88 См. также: Флиер А.Я. Профессиональный тип культуры // его же. Культурология для культурологов. – С.

162-164.

распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Далее выделяются четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями

социальной практики: [80]

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы

жизнедеятельности, как:

• хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);

• правовая культура (специализированная — право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное

мнение);

• политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и мировоззренческой рефлексии бытия и

человека:

• философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная

мудрость);

• научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

• религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика; обыденная — мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

в) художественная культура (специализированная — построенная на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое,

«саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-

игровой деятельности и т. п.);

г) культура социальной коммуникации (общения), накопления,

хранения и трансляции информации:

• культура межличностных информационных контактов (реально

существует только в обыденной форме);

• культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи,

сплетни и т. п.);

• информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.;

обыденная — предания, верования, легенды и т. п.);

• культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности;

обыденная — система домашнего воспитания, «дворовые» компании,

обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);

д) культура физической и психической репродукции, реабилитации и

рекреации человека:

• сексуальная культура (с точки зрения решения задач

продолжения рода существует только в обыденных формах);

• культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.);

• культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.);

• культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно,

но затруднительно);

• культура отдыха (релаксации), психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм,

наркомания и пр.).

2. Социальная типология культуры

Главным и обязательным методическим условием любой

систематизации (типологизации, классификации) должно быть очевидное единство избранного основания, как необходимое условие для рассмотрения данной группы объектов в качестве суммы, подлежащей систематизации, а также выстраивания этих объектов в какой-то ряд или иерархию.

В качестве основного принципа для типологизации культур А.Я.Флиер использует черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе, реализация которого порождает (с учетом привходящих природно-исторических, социально-экономических, религиозных и иных условий) соответствующие формы социальной организации и регуляции, нормы, нравы и обычаи, оценочные критерии, отношение к человеческой личности и т. п. Путь и характер культурной системы зависят от того, какое основание (группа оснований) социальной солидарности (причин для совместного проживания и жизнедеятельности) возобладает у данного коллектива людей[81].

Под типом социальной солидарности А.Я.Флиер понимает прежде всего «исторически складывающийся (и разумеется, эволюционирующий) набор принципов и методов упорядочивания мира — как в практической деятельности по социальному мироустройству (в преобладающих направлениях трудовой деятельности, характере взаимоотношений с соседними народами, выстраивании и регулировании социальных отношений и функций внутри собственного сообщества и т. п.), так и в области идеальных представлений о мире (общем характере мировоззрения, религии, политической и иной идеологии, представлений о самих себе и о соседях, целях существования, ценностных ориентациях, основных интересах и

потребностях и пр.)»91.

Если осуществляется реализация стихийно складывающегося типа социальной солидарности, то это приводит к становлению характерных форм социальной организации и методов регуляции — построения и поддержания социального порядка, наиболее адекватных этому типу солидарности. Существование общества на избранных основах в течение нескольких десятилетий (и тем более веков) ведет к накоплению, рефлексии и селекции социального опыта коллективного и личностного существования именно при этом порядке, к аккумуляции этого опыта в формирующейся специфичной системе ценностей, воплощению ее элементов во множестве «культурных текстов» и, наконец,— главное — в социальном воспроизводстве этого порядка, т. е. проявлении социальной солидарности этого типа в следующих поколениях сограждан, формировании в них необходимых этому порядку параметров социальной адекватности и культурной компетентности, что достигается посредством социализации и инкультурации молодежи.[82]

Это основание для типологизации культур (субкультур) А.Я.Флиеру представляется сравнительно универсальным, хотя помимо непосредственного и более или менее выраженного воплощения принципов социальной солидарности в исторических национальных и этнополитических культурах, существует и множество социальных субкультурных явлений (систем), где принципы этой схемы реализованы сравнительно опосредствованно.

Говоря о культурных системах, А.Я.Флиер пишет: «В принципе культурная система представляет собой совокупность культурных черт и форм, исторически сложившихся в практике и сознании некой человеческой общности, и является конкретно-исторической культурой какого-либо народа, сословия, конфессии и т. п. Ее можно изучать как структуру и организацию, как функциональное образование, а можно — и как своеобразный «культурный текст»93. Это понятие отличается от другого понятия – «культурной конфигурации», которая представляет собой это ту же систему, но рассмотренную в несколько ином ракурсе, а именно - неповторимый способ связи его элементов, их уникальная композиция. Культурная конфигурация – это доминирующий образец культуры, интегрирующий и формирующий образ жизни людей и отличающий данную культуру от других культур. Культурная система обладает такими основными характеристиками, как более или менее выраженную универсальность, присущую фактически всем культурным системам сообществ, находящихся на равной стадии социокультурного развития (вопрос, хорошо проработанный Т.