Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 36 из 64)

В XX в. культура открыла возможность на основе индустриального, машинного производства восстановить начальный союз техники и искусства; речь идет о дизайне. Как уже отмечалось, в качестве синонимов этого понятия часто употребляют выражение "художественно-техническое проектирование" или "художественное конструирование", ибо суть данной

деятельности — не исполнение, его осуществляют машины, воспроизводящие проектный образец в неограниченном количестве идентичных экземпляров (так называемое "тиражирование"), а создание проектного прообраза вещи, объединяющей утилитарные, техникотехнологические, эргономические, экономические и одновременно художественно-эстетические качества. Очевидно вместе с тем, что, как бы широко ни развивался дизайн в культуре нашего времени, его синкретическое бытие не исключает необходимости в раздельном существовании и художественного, и чисто инженерного проектирования.

Второе направление проектной деятельности — создание моделей общественных явлений. Социальное проектирование существенно отличается от проектирования вещей именно тем, что создает модели особого рода объектов — институционально-организационного характера, начиная с трактатов Платона "Законы", "Государство" и реформ Перикла и кончая современными преобразованиями способов управления производством, юридической системы, школьного образования и т. д.; проектирование новых форм общественной жизни осуществляется общественными деятелями и философами, практиками и теоретиками, утопистами и учеными; такова духовная основа политической культуры. И точно так же, как в проектировании технических свойств объектов, в проектировании общественных учреждений и систем часто объединяются усилия публицистики и искусства.[126] Моделирование сферы общественных явлений (социальное проектирование) отличается от проектирования вещей тем, что создает модели объектов особого рода – институциональноорганизационного характера (общественных учреждений), включая утопические проекты.

Третье направление проектирования — создание моделей человека; таково педагогическое проектирование. Оно выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образах своих детей и учеников. Поскольку же человек способен формировать и сам себя — начиная с выбора ролей в детских играх и включая разнообразные способы самовоспитания взрослых, — постольку самопроектирование становится всеобщим проявлением данной разновидности проектной деятельности. Вместе с тем она предстает в культуре и в теоретической форме — в педагогической науке, в этических учениях, а подчас и в философии: здесь создаются обобщенные проекты идеального человека, выражающие представление о

том, каким хочет его видеть тот или иной тип культуры.[127]

Идеал в данном случае есть не что иное, как род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации жизни человечества и являющийся носителем наивысшей ценности. Идеал является конкретным представлением о «потребном будущем», образом этого желанного будущего. Как полагает М.С.Каган, «идеал, в отличие от ценностно нейтрального проекта, является носителем наивысшей ценности, тем самым направляя человеческое поведение в нравственной, эстетической, политической, религиозной сферах и служа

критерием оценки реальности в каждой из этих сфер»[128].

Проективная деятельность человека и ее взаимоотношения с наукой

являются специфическим и существенно важным структурнофункциональным моментом бытия и развития культуры. Вся ее история есть целеустремленное движение к переводу проективной деятельности, «моделирования потребного будущего», идеологии с путей мифологии, религии, утопии, фантастики на путь научного прогнозирования, научного предвидения, научного обоснования. При этом проективная деятельность не сливается с научной, ибо она по самой своей природе есть практическая, а не теоретическая активность, только практика эта идеализированная, осуществляющаяся в воображении, а не в материальной форме. Так раскрывается еще один аспект связи науки с духовной практикой проектирования будущего, ее обоснования и экстраполирования на настоящее и прошлое той информации, которая вырабатывается при моделировании будущего.

Проективное сознание и его продукты могут быть классифицированы

на:

- проекты практического (обыденного) сознания,

- технические проекты,

- социальные проекты,

- педагогические проекты,

- религиозные проекты,

- проекты игрового сознания.

Литература

Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб, 1997.

Наука и культура /Отв. ред. В.Ж.Келле. - М., 1984.

Общественное сознание и его формы /Под ред. В.И.Толстых. - М.,

1986.

Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство. - М.,

2000.

Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М., 2000.

Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. - М., 2004.

Лекция восьмая. СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Художественная культура: сущность, особенности строения и функционирования

2. Современное пространство отношений искусства и потребителя

1. Художественная культура: сущность, особенности строения и функционирования

Художественная культура – это совокупность процессов и явлений духовно- практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Социология культуры, формируя представление о социодинамике культурных процессов и явлений, способствует осмыслению общественного статуса художественного творчества и роли художественной культуры в процессах социализации и индивидуализации личности. В ситуации сближения аудитории и искусства именно социология культуры объективно воссоздает портрет общества.

Вспомним, что культура - это не какая-то отдельная частная форма общественной жизни, а общество в целом, взятое под определенным углом зрения именно в контексте развития человека как субъекта деятельности. Она реализуется в вещах, знаниях, навыках, нормах и правилах поведения, системе ценностей.

Можно сказать, что художественная культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных художественных плодов — (поскольку в искусстве духовная содержательность и материальная форма взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семиотический текст).

Для социологии культуры художественная культура – это совокупность общественных отношенийпо поводу производства,

распространения и потребления (освоения) художественных ценностей. Исторический процесс самоопределения искусства как специфического и самостоятельного культурного явления потребовал вычленения в культуре особой ее подсистемы, которая должна была создать оптимальные условия для автономной художественной деятельности:

• для способов создания произведений искусства;

• для их восприятия публикой;

• для их хранения, функционирования, изучения, оценки;

• для связи всех этих аспектов реальной жизни искусства в новых и постоянно меняющихся социокультурных условиях с другими сферами культуры и социальной практики.

Так сложилась в культуре особая ее подсистема – художественная культура общества.

Для эффективного функционирования искусства, оно должно быть обеспечено всей системой художественной культуры, т.е. той областью культуры, в рамках которой реализуется художественное творчество, организуется специальное образование и т.п. Другими словами, художественная культура структурно включает в себя:

1. собственно художественное творчество (как индивидуальное, так

и групповое);

2. его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной

продукции);

3. его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);

4. художественное образование и повышение квалификации

(включая практику творческих конкурсов);

5. организованную рефлексию процессов и результатов художественного творчества (художественная критика и пресса, различные области научного искусствознания);

6. эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);

7. реставрацию и сохранение художественного наследия;

8. техническую эстетику и дизайн (художественно оформленную продукцию утилитарного назначения);

9. художественно-творческую самодеятельность населения;

10. государственную политику в области искусства и ряд иных подсистем более частного порядка.[129]

Социокультурные функции искусства в значительной мере связаны

• с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на этой основе эталонных образцов ценностнонормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах;

• с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравственном аспекте социальный опыт человеческих взаимодействий, а также в искусственно конструированный нравственный опыт, выстроенный на основе придуманных образов жизненных коллизий;

• с задачей проектирования эстетически организованной (в пространственном, декоративном, интеллектуальном, эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами