Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 41 из 64)

б) саморегуляция людьми форм своей социальной практики на основе

принятых культурных образцов.

4. Социокультурная коммуникация между людьми:

а) символическое кодирование наблюдаемых и представляемых природных и социальных явлений и процессов в семантических знаках – понятиях, обозначениях, названиях и пр.;

б) обмен информацией между людьми о наблюдаемых и представляемых явлениях и процессах посредством трансляции ее в виде семантических знаков и составленных из них вербальных и невербальных текстов, регулирующих порядок осуществления жизнедеятельности людей, передачу знаний и пр.

5. Аккумуляция социально значимых знаний и опыта:

а) накопление и обобщение информации об окружающем мире и социального опыта коллективной жизнедеятельности людей, способствующих повышению уровня их социальной интегрированности и консолидированности, улучшении взаимопонимания и взаимодействия, а также понижению остроты и разрешению возникающих противоречий и напряжений;

б) селекции этих знаний и опыта на основе практики их

использования;

в) формирование на базе селектированных образцов систем ценностных ориентаций, критериев оценки явлений и событий по уровням их полезности и значимости для людей и социальной приемлемости тех или иных форм деятельности и их результатов;

г) закрепление такого рода ценностных установок в системе традиций.

6. Распредмечивание, усвоение культурного опыта, восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры:

а) процессы идентификации, декодирования символики, осмысления

сущностных признаков и функций культурных явлений;

б) их понятийная и оценочная интерпретация;

в) символическое «присвоение» культурных форм людьми, их

самоидентификация и самомаркировка посредством этих форм;

7. Символизация и маркирование среды обитания сообщества, выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чуждых культурных форм, превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции.

8. Социальное и историческое самовоспроизводство культурных

систем и форм:

а) межпоколенная трансляция социокультурного опыта, селектированных (отобранных) норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, актов познания, ориентирования, интерпретирования и т.п., осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования, корректирующего регулирования и иных форм социального коммуницирования;

б) трансляция системы образов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира, поддерживающих необходимый уровень социальной консолидации сообщества;

9. Воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией и т.п.

10. Изменчивость культурных явлений:

а) постепенная трансформация утилитарных и социально-

регулятивных функций, уровня социальной актуальности, формальных черт и семантических значений культурных форм как по ходе времени их функционирования в социальной практике, так и в процессе их пространственного распространения;

б) развитие и модернизация культурных форм в сторону повышения их утилитарной и социальной эффективности, углубления функциональной специализированности;

11. Эволюция культурных систем по пути усложнения их организации и структуры, повышения уровня устойчивости и функциональной универсальности, социально-интегративных возможностей и адаптивной пластичности, а также, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня функциональной сложности, устойчивости и универсальности систем и т.п. вплоть до их элиминации.

Так или иначе, все культурные процессы представляют собой целеориентированную жизнедеятельную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур:

• осмысления людьми своих интересов и потребностей,

возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;

• разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий

под новые задачи);

• практического применения этих технологий и получения какого-

то результата (продукта);

• оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям;

• селекции наиболее утилитарно эффективных и социально

приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности;

• передачи информации другим людям об этих способах и

результатах;

• закреплении селектированных образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и пр. в форме «культурных текстов», содержащих организационно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей (т.е. социальный опыт осуществления деятельности в таких формах, которые не имеют разрушительных последствий для уровня социальной интегрированности и консолидированности сообщества).

Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества.

2. Многообразие социокультурных процессов

Культурная адаптация[136] - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также номенклатуры ее продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т. п.

На индивидуальном уровне (помимо участия индивида в коллективной адаптации социальной группы) культурная адаптация связана прежде всего с попаданием индивида в новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение, утрата или обретение материальных средств существования и т. п.) или радикальной сменой социально-политических


условий его жизни (революция, война, оккупация, радикальные реформы в стране и пр.). При этом культурная адаптация индивида, как правило, начинается с этапа аккультурации, т. е. совмещения прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, а затем может привести и к ассимиляции, т. е. утрате прежних культурных паттернов (ценностей, образцов, норм) и полному переходу на новые.

Культурная аккумуляция[137] - накопление культурного потенциала, наследия. Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия, указывающее на ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В числе каналов культурной аккумуляция называют музеи и библиотеки.

Культурная диффузия[138], взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами культурной диффузия служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Различают два ее направления:

1) горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией (заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона);

2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной культурной диффузией (заимствование аристократией элементов простонародного говора). Стратификационная культурная диффузия имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). Культурная диффузия предполагает один очаг высокой культуры, из которого по всем странам мира распространяются его достижения.

Культурная интеграция[139] - взаимосвязь различных частей культуры, когда они объединяются в некую целостность. Культурная интеграция (единство культуры) создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. В том и другом случае речь идет об объединении разных элементов (людей или артефактов) в единую культурную систему.

Культурная трансмиссия[140] - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее.