Смекни!
smekni.com

Социология культуры (стр. 8 из 64)

конкретного существования «заброшенного в мир индивида» («экзистенциализм» и означает противопоставление истинности «существования» человека его экзистенции — неистинности, так или иначе трактованной его «сущности») оказалась искусственным расщеплением существования и сущности, экзистенции и эссенции, индивидуального и общего, в реальном бытии человека. Всем этим односторонним антропологическим концепциям сегодня можно противопоставить системное представление о человеке как существе био-социо-культурном, поскольку именно взаимодействие этих трех начал определяет, и в филогенезе, и в онтогенезе (т. е. и в историческом развитии человечества, и в биографии индивида) противоречивое и динамически подвижное единство общего и индивидуально-неповторимого в конкретном человеческом бытии. А отсюда следует важнейший практический вывод: процесс воспитания, образования, обучения каждого входящего в мир юного существа должен формировать все три грани его системно-целостного бытия — природно-врожденные индивиду, обретаемые в ходе освоения богатств, накопленных историей мировой культуры, и порождаемые социальным строем общественной среды, в которой протекают его жизнь и деятельность.

Человек, производя с помощью искусственно созданных орудий труда средства к жизни, отделяет себя от природы, то есть создает "вторую природу", искусственный мир. Этот рукотворный мир в широком смысле слова являет собой культуру. Культура - это не какая-то отдельная частная форма общественной жизни, а общество в целом, взятое под определенным углом зрения именно в контексте развития человека как субъекта деятельности. Она реализуется в вещах, знаниях, навыках, нормах и правилах поведения, системе ценностей. Без культуры общество не могло бы развиваться, как не мог бы существовать и совершенствоваться человек, лишенный памяти.

5. Обыденный и научный смыслы понятия «культура»

Слово «культура» употребляет практически каждый человек. Однако разные люди вкладывают в него различный смысл, к примеру, выражение «это культурный человек» свидетельствует о ее понимании как определенного человеческого качества; лозунг «Берегите памятники культуры!» предполагает ее понимание как совокупность созданных людьми прекрасных вещей; названия «Институт культуры», «Дворец культуры» или «Министерство культуры» имеют в виду определенные общественные организации; понятия «художественная культура» или «физическая культура» обозначают определенные формы деятельности, а термин «сельскохозяйственные культуры» определяет выведенные людьми злаки, отличающиеся от дикорастущих растений.[13]

Истоки такого употребления слова «культура» родилось в Древнем Риме - как оппозиция понятию «природа» («натура»). До этого времени термин «культура» употреблялся с приставкой agri (в этом смысле мы говорим сейчас о злаковых культурах, культуре хлопка и проч.) или другим зависимым словом (например, культура поведения, культура речи и т.п.). Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось, прежде всего, для различения дикорастущих и культурных (одомашненных) растений («агрикультура»). Уже у Цицерона мы встречаем выражение: «философия есть культура души». Подобно тому, как плуг, взрыхляя почву, готовит ее к посеву, философия возвышает и просветляет душу человека, делая ее восприимчивой к истине, добру и свету. Дальнейшая судьба этого понятия находит свое продолжение с начала XVI в., когда понимание культуры как заботы о естественном росте было распространено на процесс развития человека. Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. Вплоть до XVIII века слово «культура» употреблялось в родительном падеже, как функция чего-то: как выработка правил поведения, как приобретение знаний, опытности, как совершенствование письменности, как совершенствование языка, как культура ума, культура духа и т.д. Другими словами, слово «культура» во всех ранних формах его употребления являлось существительным, обозначающим процесс возделывания чего-либо и ухаживания за чем-либо. И лишь с XVIII века слово «культура» появляется в качестве самостоятельной лексической единицы (в именительном падеже), прежде всего благодаря Пуфендорфу (1632-1694). Наряду с понятием культура в XVIII веке появляется и понятие «цивилизация». Как самостоятельные[14] оба понятия («культура» и «цивилизация») формируются на идеях Просвещения: понятие культуры — в Германии, понятие цивилизации — во Франции. В русской лексике то, что мы сегодня обозначаем словом «культура», передавалось словами «образованность», «гуманность», «просвещение», «разум», «воспитанность». В XIX веке в России имело хождение немецкое

слово Bildung (образование, воспитание).[15]

В силу множества причин социального, религиозного и пр. характера слово «культура» на Западе (и на Дальнем Востоке) означает в массовом сознании прежде всего этикет, нравы, обычаи, нормы социального поведения и т.п. Здесь «культурный человек» — это в первую очередь хорошо воспитанный человек. В России же понятие «культура» фактически тождественно так называемой «духовности», т.е. синтезу нравственного, религиозного и художественного аспектов жизни общества. В нашей лингвистической традиции «культурный человек» — это личность, отличающаяся неординарной гуманитарной эрудицией и эталонной нравственностью. Соответственно этим различиям на Западе культуру изучают в основном науки социально-этнографического профиля; в России - преимущественно история, филология и искусствоведение. Об этом стоит помнить, поскольку в наших вузах под вывеской «истории культуры» обычно преподают историю искусства, а сама культурология обретает весьма расплывчатое значение: нечто, объединяющее межвидовое искусствознание, догматику православия и идеологию «почвенничества».

История термина «культура» показывает одно интересное обстоятельство: везде, где оно употреблялось, оно стремилось обозначить человеческое присутствие. В ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом

«искусственного», «созданного человеком».

Подобная многозначность понятия «культура» определяет и те трудности, которые возникают при построении концепции культуры, ибо последняя должна объяснить эту полисемичность. Правда, и ныне существуют сторонники более узкого понимания культуры — аксиологического, которое сводит культуру только к духовным

ценностям; технологического, которое сводит ее, напротив, к способу

(технологии в широком смысле) деятельности людей во всех ее проявлениях; информационного, которое видит в культуре транслируемую

внегенетическим путем информацию; семиотического, которое видит в культуре систему языков, эту

информацию хранящих и передающих из поколение в поколение; сохраняют влияние и «классические» представления о культуре как системе символов, вырабатываемых человечеством и специфических у каждого народа, как форм игровой деятельности.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о соотношении категории «культура» и «цивилизация», ибо не существует его единого понимания: одни теоретики употребляют эти понятия как простые синонимы, другие рассматривают цивилизацию как высшую стадию развития культуры, сменившую дикость и варварство, третьи трактуют цивилизацию как социокультурную целостность, объединяющую качества определенного типа общества и порождаемой им культуры. Это лишний раз свидетельствует о том, что культурологическая мысль еще не выработала системы категорий, которая адекватно описывала бы организацию бытия человечества — эту задачу предстоит решить новым поколениям культурологов, свободных от всевозможных идеологических шор, и политических, и религиозных, которые до сих пор влияют на гуманитарную мысль; поэтому могу лишь сказать, что с позиций изложенного только что системного подхода оптимальным представляется предложенное еще в XIX в. Л. Морганом и разделявшееся Ф. Энгельсом понимание «цивилизации» как такой ступени истории культуры, которая пришла на смену «варварству», в свою очередь сменившему первобытное состояние «дикости», и принесла человечеству городской образ жизни с профессионализированными ремеслом, торговлей, образованием, изобретение письменности, зарождение научного познания, прежде всего, математического; следовательно, цивилизация характеризует научно-технический и образовательный аспект культуры, являясь ее внутренним качеством, а не чем-то внешним и тем более противоположным ей, как полагают некоторые теоретики.